nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

ЭПОХА РОКОКО: В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ
часть 1



          Эпоха рококо, как и любая другая эпоха, создавала свои собственные мифы, одним из которых можно назвать миф об острове Цитера. Хотя образ Цитеры или блаженной страны, острова любви, встречался и в художественных произведениях предшествующего (например, в «Астрее» маркиза Юрфе), но в эпоху рококо он приобрел совершенно особое значение. Можно утверждать, что вся культура рококо связана именно с идеей поиска своей Цитеры, острова, символизирующего вечное счастье, которое заключается вечной и блаженной любви. Человек рококо живет в замкнутом мире, ценит и ищет везде эту замкнутость. Цитера – как раз такой замкнутый мир (поскольку это остров), где каждый может обрести высшее блаженство и высшую ценность – найти свою любовь.
         Цитера, к тому же, это – край вечной юности, остров, возле которого по одной из легенд произошло рождение Афродиты, вечно юной и вечно прекрасной античной богини, а в эпоху рококо люди "не признают ни старости, ни увядания. Они вечно молоды, вечно шутят, и даже на смертном одре они все еще кокетничают... События и поступки не имеют последствий. Есть только "сегодня". "Завтра" не существует" (Э.Фукс "Иллюстрированная история нравов", 1994, с.6)
       Олицетворением эпохи рококо стал Эрот, вырезающий лук из дубинки Геркулеса: отважный герой, символизирующий воинскую доблесть, мужество, героическое начало, уступает свое место Афродите и ее спутникам, высшей доблестью считаются теперь не слава и величие, а любовь и красота, неразрывно связанные с наслаждением.
          Идеи гедонизма, теории «joie de vivre» (радости жизни) становятся важной составной частью рокайльной философии. Они присутствуют во многих художественных произведениях, начиная с фривольных романов Кребийона-сына или Шарля Пино Дюкло и кончая полотнами Буше или Фрагонара. Наслаждение в эту эпоху - "неизменный спутник человека вплоть до гробовой доски, и каждому оно щедро расточает свои дары. В предчувствии наслаждения блестит уже взор отрока, как обещанием сияет все еще взор матроны. Природа отменила свои железные законы, лишив отвращения даже то, что противоестественно. Даже то, что противоестественно, погружено в море сияющей красоты. Куда ни взглянешь, всюду красота, всюду яркое сияние. Люди живут и умирают среди красоты. Она стоит у постели новорожденного и держит в своих руках руку умирающего. Она – солнце, которое никогда не заходит" (Э.Фукс, там же.).
        Без сомнения, красота для рококо – это почти сакральное понятие. Но это не та красота, величественная, мощная, могущественная, которая прославляла блестящий век Людовика XIV, царила в огромных дворцах и парках той эпохи. Красота рококо – это красота для дома, для замкнутого мирка, для узкого круга, она призвана ласкать взгляд, не утомляя. Это красота ненавязчивая и уютная, иногда чуть слащавая, а иногда трогательная. Она может развлекать и забавлять, но не вызывать более сильные эмоции.
    Стиль жизни и искусство этого времени основаны на стремлении к этой красоте, которая воспринимается как изящество формы, легкость и "приятность" для человека. Живописные произведения теперь чаще всего  сознательно включаются в оформление интерьеров для создания определенной атмосферы, "площадки для игры". Участниками этой игры становятся и экзотические и мифологические персонажи росписей, киайцы, турки и обезьянки, излюбленные античные  и пасторальные герои полотен Буше, Натуара, Удри и других живописцев. И все нимфы и пастушки Буше, галантные дамы с полотен Ватто воспринимаются как разные лики одного и того же образа – образа Венеры.
                                                                     

  Продолжение следует...
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Знаменитый физик Эрнест Резерфорд был награждён Нобелевской премией по химии за создание теории радиоактивного распада атомов.…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments