nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИКОНЫ В МУЗЕЯХ:
ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО?


         Никто не будет спорить, что для православных христиан иконы, прежде всего, являются объектом поклонения, священными предметами, связующими напрямую с Миром Небесным. Историки и искусствоведы (среди которых, между прочим, можно встретить немало искренне верующих людей) видят в иконах также и свидетельства нашей древней истории, и предметы, несущие в себе не только сакральную, но и художественную ценность.
          Верующие люди часто сетуют на то, что очень часто самые любимые и почитаемые иконы находятся не в храмах, а перенесены в музейные экспозиции. Но иногда такая мера может оказаться единственно верной для того, чтобы сохранить древний образ от разрушения и передать потомкам.
          Интерес к национальной истории и культуре, к русскому средневековью возник в нашем обществе в эпоху романтизма, на рубеже 18-19 веков, и достиг своего апогея после войны 1812 года. Примерно в это же время начинают складываться и первые частные коллекции русских древностей, куда попадают, в том числе, и иконы.
          Особенно активно иконы начинают собирать на рубеже 19-20 веков. Так, например, уже к моменту торжественного открытия Третьяковской галереи в 1893 году в состав ее собрания была включена значительная коллекция иконописи.
         После революции в художественные музеи по всей стране стали попадать и частные коллекции иконописи, конфискованные у владельцев, и иконы, вывезенные из разоренных церквей и монастырей. Некоторые из этих богатейших собраний впоследствии были уничтожены в рамках борьбы с церковью. Так, например, погибла коллекция иконописи из художественного музея Самары. Но многое удалось и сохранить, например, коллекция икон северного письма, включающая более тысячи экземпляров была возвращена после окончания второй мировой войны правительством Финляндии в Музей изобразительных искусств республики Карелия.
         С конца 1940-х годов, когда гонения на иконопись практически закончились, многие музеи, и столичные, и провинциальные, начинают сами организовывать экспедиции по деревням и заброшенным церквям и храмам, чтобы отыскать и собрать сохранившиеся памятники иконописи. В результате во многих музеях складываются значительные и очень ценные собрания икон, золотого и серебряного шитья, старинных церковных книг и предметов церковной утвари.
          Иконопись была составной частью творческого наследия не только профессиональных иконописцев, иконами, а также росписями церквей, занимались многие известные вполне светские художники. Причем для одних это было привычным способом заработка, а для других – исключительной возможностью прикоснуться к неким высшим божественным истинам. Иконы писали Владимир Боровиковский и Алексей Венецианов, Виктор Васнецов и Михаил Нестеров, росписями церквей занимались Дмитрий Левицкий, Андрей Иванов (академик живописи, отец Александра Иванова, автора «Явления Христа народу»), Михаил Врубель и многие другие мастера, получившие вполне светское академическое художественное образование.
          Итак, иконы зачастую помещают в музейных собраниях, во-первых, поскольку они являются неотъемлемой частью исторического и художественного наследия нашей страны и могут изучаться с этой точки зрения, и во-вторых, поскольку зачастую только в музее им могут обеспечить должную сохранность и уход, соблюдать особый температурно-влажностный режим и проводить в случае необходимости реставрационные работы.
          В наши дни хранение в музеях икон и церковной утвари, некогда находившихся в собственности церкви, а потом изъятых в пользу государства во время массовых гонений на церковь в 1920-е-30-е годы, стало предметом активных общественных дискуссий. Музейные специалисты и искусствоведы склонны оставить подобные произведения в музеях, предоставив церкви списки с соответствующих икон, а представители православной церкви требуют возвращения незаконно изъятых ценностей. В сущности, обе стороны в чем-то правы: для церкви абсолютно справедливым является требование вернуть некогда реквизированные ценности, а музейные сотрудники делают акцент на сохранности коллекций и на доступности их для зрителей и исследователей.
          В некоторых случаях оказывается возможным компромисс: знаменитая и самая значимая для православия икона Богоматери Владимирской, хранившаяся в Третьяковской галерее, теперь помещена в церковь, являющуюся частью музейного комплекса. Это позволяет специалистам следить за ее сохранностью, тем более что она помещена в специальный футляр, где поддерживается нужная для нее атмосфера, а с другой стороны она возвращена верующим.
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments