«Святая Катерина, пошли мне дворянина…» - эти слова из песенки Кэтти, служанки миледи Винтер в исполнении молодой Елены Цыплаковой из отечественного минисериала «Д`Артаньян и три мушкетера», вероятно помнят все, кто видел этот фильм. Меня всегда занимало, почему она просит жениха именно у святой Екатерины. На первый взгляд кажется, что ответ лежит на поверхности: девушка тоже Екатерина, вот и просит ту святую, которая ей покровительствует. Но если разобраться в истории святой Екатерины более детально, то выяснится, что была и еще одна причина такой просьбы, гораздо более существенная.
Но начнем с того, что наиболее значительных святых Екатерин в католицизме две: Александрийская и Сиенская. Первую почитали еще с конца 8 века, вторая жила в 14 веке. Сиенская была в некотором смысле местечковой святой, покровительницей своего родного города Сиены, где она состояла в доминиканском ордене, занималасьобщественной и благотворительной деятельностью. Так что большинство девочек в средневековой Европе называли Катрин или Кэтрин все-таки в честь Екатерины Александрийской.
Согласно преданию, Екатерина Александрийская родилась в Александрии (логично, не так ли) примерно в 287 году. До крещения ее звали Доротея, то есть Богом данная. В одном из источников упоминается, что она происходила из царского рода, то есть была принцессой, и даже унаследовала некий царский престол. С самого раннего возраста она отличалась фантастической ученостью и огромной эрудицией.
Как свидетельствуют тексты ее жития: «Екатерина изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… Хорошо знала… сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклепия, Гиппократа и Галена; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия…»
Кроме того согласно одному из вариантов жития, мать Екатерины была тайной христианкой. Когда девочка подросла, и настало время выдавать ее замуж, она, видимо обладавшая изрядным чувством собственного достоинства и достаточно высоко ценившая свое совершенство (красота, ум, хороший характер и т.д.), заявила что замуж выйдет только за того, кто превосходит ее по всем этим параметрам.
Судя по всему, ее мать прекрасно понимала, что пытаться выдать ее замуж за обычного нормального парня бессмысленное занятие, и даже если настоять на браке с помощью родительского авторитета, ничего не выйдет, и их «Леди Совершенство» будет выносить мозг супругу, пока все не кончится смертоубийством.
Тогда матушка Екатерины (то есть еще пока Доротеи) вместе с дочкой отправилась к некоему монаху-отшельнику, которого иногда называют сирийцем. Монах выслушал разглагольствования юной девы о том, за какого мужчину она согласится выйти замуж, и сообщил, что знает такого молодого человека. Трудно сказать, чего ждала девушка от монаха, возможно имя реального парня или его адрес, но вместо этого она получила весьма красноречивое описание:
«Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему…»
В общем, после этого разговора у Доротеи случилось видение, и она решила креститься, что и осуществил этот же монах-отшельник. Вот тогда-то Доротея и стала Екатериной, что значит «чистая, невинная».
А дальше с ней случилось чудо.Сразу после крещения монах, осуществивший обряд дал ей образ Девы Марии с Младенцем. Она вознесла молитву к образу, и сила этой молитвы была такова, что Младенец повернул к ней свой лик.Екатерина продолжила молитву, ее вера возросла еще больше, и тогда в состоянии трансаона перенеслась на небеса, где встретилась с Иисусом Христом и Богоматерью. Дева Мария сама вручила руку Екатерины своему божественному сыну, а он надел ей на палец кольцо, назвав своей невестой. Это видение традиционно именуется мистическим бракосочетанием, а в христианстве расценивается как духовный брак с Господом.
Дальше началась история мученичества святой. И судя по логике, эта часть событий разворачивалась уже в Риме. Во время языческого праздника Екатерина заявилась в храм и потребовала от императора Максимина и его свиты отказаться от языческих жертвоприношений и обратиться в истинную христианскую веру.Император был поражен ее красотой и после мероприятия пригласил девушку к себе во дворец, чтобы убедить отказаться от христианства, а может, у него были еще кое-какие планы.
Сначала император пригласил для дискуссии с девицей, чья ученость была всем хорошо известна, пятьдесят своих штатных философов. Но справиться с Екатериной они не смогли. Она одолела их в споре безо всяких проблем, и убедила принять христианство. Максимин был так зол, что приказал сжечь (по другой версии – посадить на кол) всехэтих философов.
На Екатерину он разозлился окончательно, когда она еще раз отказалась поклониться языческим богам. После этого император приказал избить ее воловьими жилами и отправил в тюрьму. Навестить девушку в заключении пришла жена императора, которую в разных вариантах жития святой именуют или Августой, или Василиссой, в сопровождении друга императора военачальника Порфирия.
Потенциальные святые никогда не упускали возможности обратить кого-нибудь еще в христианство, и в данном случае жертвами красноречия Екатерины пали и императрица, и Порфирий, и вся их свита.
Между тем среди придворных нашелся один изобретатель-любитель по имени Хурсаден, который придумал новое оборудование для пыток и решил испробовать его на молодой девушке (интересно же). Согласно описанию это было некое сложно устроенное колесо, описание которого Хурсаден предоставил императору вместе с дополнительными инструкциями:
«…Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть».
Но испытать устрашающий агрегат для пыток так и не удалось, поскольку с неба спустился Ангел Господень и лично с помощью молнии уничтожил пыточные колеса. После этого супруга императора заявила, что она тоже христианка, и Максимин поспешил ее казнить (когда еще представится такой удобный случай расстаться с женой на законных основаниях без развода). После этого были казнены военачальник Порфирий и двести его подчинённых, которые также объявили себя христианами.
Затем дошла очередь и до Екатерины. Между прочим, император снова вызвал ее к себе и предложил свою руку и сердце (зря что ли торопился избавиться от супруги) с одним маленьким условием – вернуться к языческим богам. Екатерина гордо отказалась, и ее казнили, на сей раз просто отрубив голову (против таких банальных методов казни ангелы почему-то обычно оказываются бессильны). По преданию, из раны потекло молоко, а не кровь.
Далее тело Екатерины исчезло, поскольку ангелы перенесли его на вершину горы Синай. Три века спустя туда, повинуясь коллективному видению, поднялись монахи монастыря Преображения на Синае, основанного византийским императором Юстинианом. Монахи нашли останки Екатерины, опознали святую по простому серебряному кольцу (надо полагать они уже заранее знали, кого именно должны найти) и перенесли их в церковь своего монастыря. После этого монастырь Преображения был переименован в монастырь святой Екатерины, и начался культ почитания ее мощей.
В живописи Екатерина чаще всего изображается юной девушкой в дорогих и модных нарядах (все же она была принцессой), ее атрибутами являются пыточное колесо с шипами или без их, целое или сломанное, иногда оно лежит у ее ног, иногда она держит его в руке. В последнем случае колесо изображают совсем небольшим. Кстати, есть версия, что вся история с мистическим обручением Екатерины и Иисуса является позднейшим изобретением, попыткой объяснить происхождение и присутствие этого своеобразного атрибута.
Также образ Екатерины может дополнять меч, которым она была казнена, пальмовая ветвь как символ мученичества и корона, как символ ее царского происхождения. Иногда ее сопровождают символы учености – раскрытые книги, измерительные приборы, небесная сфера. Раскрытую книгу с текстом «Ego me Christo sponsam tradidi» (Я вверила себя Христу как невеста) Екатерина может также держать в руках. Есть варианты, когда Екатерина наступает на поверженное тело императора Максимина (видимо, как ее нереализованная мечта).
Но наиболее любимая тема у художников, начиная с 14 века – мистическое обручение Екатерины с Иисусом Христом. В сцене помимо основных персонажей (сама Екатерина, Иисус и Дева Мария) могут присутствовать монах-отшельник и/или другие святые дамы: Варвара, Урсула, Мария Магдалина или Екатерина Сиенская.
P.S. Екатерина Сиенская, похоже всю жизнь завидовала своей александрийской тезке, и у нее тоже случилось видение, в котором она обручилась с Христом. Дело было в 1367 году во время карнавала в Сиене, и Христос подарил ей золотое кольцо с бриллиантом и четырьмя жемчужинами. Правда, кроме Екатерины Сиенской, никто этого кольца не видел.
P.P.S. Есть весьма убедительная версия, что в основу истории Екатерины Александрийской, доказательства существования которой представляются не очень достоверными, положена история женщины-ученой из Александрии Гипатии (350/370 - 415), растерзанной христианскими фанатиками. Ее биография во многом совпадает с житием Екатерины Александрийской.