nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СВЯТАЯ АГНЕССА, ОНА ЖЕ ИНЕССА
      По части изобретательности в области умерщвления симпатичных юных дев христианского вероисповедания, как я уже писала раньше, подданные римских императоров, придерживавшиеся официальных в то время языческих верований, не знали себе равных. Жития святых дев просто изобилуют подробными описаниями их мучений, некоторые из которых кажутся абсолютно несовместимыми с жизнью.
      Ко всем этим побиваниям камнями, отсечениям головы, пребываниям во рву с некормлеными львами добавляется зачастую один пикантный момент. По древнеримским законам девственницу казнить было нельзя, а юные христианки того времени блюли свою невинность. Проблема, естественно, решалась довольно просто: девицу, запятнавшую себя неуважением к официальному языческому культу и поклоняющуюся новому Богу, просто отправляли в бордель, дабы она перестала быть девственницей, после чего ее можно было бы казнить безо всяких проблем.
      Именно такая история и случилась со святой Агнессой, считающейся одной из самых ранних христианских святых. Считается, что она претерпела мученическую смерть, когда ей было всего тринадцать лет. Она жила во времена императора Диоклетиана, была, естественно, очень красива, и в нее влюбился сын префекта Рима. Она ему, разумеется, отказала, заявив, что уже обещана Небесному Жениху, что автоматически обозначало ее принадлежность к христианской конфессии. В дело вмешался отец настойчивого ухажера, и потребовал, чтобы девица как полагается поклонилась соответствующим римским богам, на что она решительно отказалась. Ей пригрозили, что ее отправят в бордель, но она стояла на своем.
      Наказание было исполнено, и ее повели по улицам Рима обнаженную. Но здесь в дело вмешалось божественное чудо, у девицы в одну ночь выросли роскошные длинные волосы, которые и закрыли ее от взглядов прохожих. Надо полагать, что римская публика того времени обожала подобные представления.
      Далее чудеса продолжились. В борделе ангел в добавление к волосам окутал Агнессу сиянием, а когда явился потенциальный жених, чтобы получить хоть что-то от несчастной невесты, то упал замертво, вероятно, его поразил молнией тот же ангел. Несчастную девушку тут же признали колдуньей и решили сжечь, но пламя костра сожгло самих палачей, не причинив жертве императорского произвола никакого вреда. В конце концов, воображение у общественности иссякло, и Агнессу обезглавили. Против этого, видимо, ангел оказался бессилен.
      Агнессу очень любили писать художники 16-17 века, это был хороший повод для законного обращения к теме обнаженного женского тела, хотя и скрытого под роскошными волосами. Агнессу часто изображают с белым ягненком – агнцем, который лежит у ее ног. Он стал ее символом по двум причинам: во-первых, как обозначение невинности, кротости и смирения героини, а во-вторых из-за сходства имени Агнесса с латинским agnus (агнец), хотя в действительности имя Агнесса происходит от греческого слова, обозначающего «девственная». Вторым знаком, по которому можно опознать Агнессу на картинах (если она одета), это пальмовая или оливковая ветвь – символ мученичества. Иногда к изображению добавляли меч или кинжал и погребальный костер, обозначающие методы казни, которым она подвергалась.
      Агнессу часто изображали с ее подругами по несчастью которых также пытались обесчестить древнеримские палачи, чтобы оправдать казнь: Екатерина Александрийская, Агата и Эмиранциана. А что касается святой Инессы, то ее история полностью соответствует истории Агнессы, из чего можно сделать вывод, что это просто испанский вариант одной и той же святой.
      Самая знаменитая святая Инесса была написана Хосе Рибера, причем предполагается, что ему позировала его собственная дочь соответствующего возраста.
Tags: женщины, истории, сюжет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments