nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

СВЯТАЯ ВАРВАРА

        Иногда, разбирая жития святых, начинаешь узнавать некоторые сюжетные повороты, которые явно встречались тебе раньше и отнюдь не в таком высокодуховном контексте. Вероятно все читали когда-то сказку про Рапунцель, или про Златовласку, которую заточили в башню, дабы скрыть ее неземную красоту от назойливых ухажеров. Были подобные истории и про средневековых благородных дам, также блистающих красотой, их запирали по неприступным башням ревнивые мужья, дабы предотвратить измены и разгульное поведение, пока они будут воевать за святой Иерусалим, или охотиться в ближайшем лесу («…а я не мылся, сеньора/ семь лет, вот уже семь лет…»)
        Вот и история святой Варвары начинается с заточения юной красавицы в высокой башне. Варвара жила приблизительно в III веке (при императоре Максимиане), она родилась в городе Илиополе Финикийском, и была дочерью представителя местной аристократии, некоего Диоскура (Диоскора).
         Ее история действительно началась как история сказочной принцессы: Варвара была необыкновенно красива, и отец, чтобы уберечь дочь от потенциальных недостойных женихов, а также вообще ото всех мужчин, которые имели обыкновение пялиться на нее с грязными мыслями, запер девушку в высокой и неприступной (как он думал) башне. Согласно легенде башню Диоскор построил специально с этой целью.
        Вообще, тишина и одиночество, а также отсутствие нормального социального общения, всегда располагает к размышлениями, и Варвара, наблюдая окружающий мир из двух окон своей башни, пришла к достаточно логичному выводу о том, что все, что она видит вокруг было кем-то создано, и что это был некий Единый Создатель. Так она и стала убежденной христианкой (а вот не надо было лишать девушку нормальных женских развлечений, чтобы она не думала слишком много и все не о том).
        Кавалеров Варвара действительно в свою башню не заманивала, но вот кое-кто все-таки туда заходил. Надо полагать, что прислуга, которая снабжала Варвару водой, едой, чистой одеждой, а также производила уборку, в башне бывала регулярно. Бывали там и работники ее отца (мужчины!), которые что-то ремонтировали. Одного из них девушка и уговорила пробить ей третье окно, вероятно, пожаловавшись на недостаток освещения и скуку. Парень оказался добросердечным и без проблем выполнил эту просьбу.
        Дальше Варвара уговорила кого-то еще из своей обслуги, возможно,  того же каменщика, а может, какую-то служанку, тайно повести к ней в башню христианского пресвитера. Священника переодели врачом (что говорит о том, что медицинскую помощь девушке тоже оказывали), он спокойно прошел к Варваре в башню и крестил ее в христианскую веру.
        Впрочем, есть более правдоподобная версия, о том, что отец все же разрешал Варваре иногда выходить из башни, чтобы знакомиться с тщательно отобранными потенциальными женихами, но вместо них она свела дружбу с христианами Илиополя, стала активным членом их общины, там же и приняла христианство.
        Когда папочка  Диоскор после долгого отсутствия решил навестить дочь в башне, он был весьма удивлен изменениями, которые она произвела в архитектуре сооружения. На вопрос, зачем ей понадобилось третье окно, девушка гордо ответила, что это был не просто каприз, а окна в ее башне символизируют Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, который осветил ее душу Божественным Светом. Так что без третьего окна обойтись было просто невозможно.
        Диоскор, убежденный язычник, на некоторое время лишился дара речи, и Варваре удалось от него сбежать и спрятаться. Некоторое время она скрывалась в расщелине скалы в окрестностях своей башни, но ее заметил некий пастух и поспешил заложить папочке (надо полагать, Диоскор объявил награду тому, кто найдет его дочь).
         Диоскор лично вытащил девушку из ее укрытия, не пощадив роскошных волос (опять некое пересечение с историей Рапунцель), избил ее воловьими жилами и приволок на суд правителя города, также, разумеется, язычника,Мартиана. Девушку сначала пытались уговорить отречься от христианской веры, а затем предали пыткам: ее продолжали бить воловьими жилами, растирали раны власяницей и жгли огнем (какие-то маньяки-садисты, не иначе).
        Мартиан предоставил отцу Варвары право совершить суд над собственной дочерью. Папаша с радостью согласилсястать палачом (видимо в семье и раньше процветало домашнее насилие), и своими руками отрубил Варваре голову в назидание прочим непослушным дочерям. В тот же момент Диоскора, а с ним и Мартиана пронзила молния и их тела испепелил божественный огонь (нет чтобы на пару минут пораньше).
        Во время пыток святой Варвары еще одна девушка по имени Иулиания публично объявила себя христианкой, и ее тоже с радостью казнили за компанию.
      С 6 века мощи святой великомученицы Варвары хранились в Константинополе, а затем, согласно преданию, византийская принцесса Варвара Комнин, дочь императора Алексея Комнина, которая в 1108 году  отправлялась на Русь, чтобы выйти замуж за великого князя Святополка (Михаила) Изяславича, выпросила у отца разрешение взять их с собой. Мощи поместили в только что основанном Михайловском Златоверхом мужском монастыре в Киеве.Впрочем, скорее всего это только легенда, и Святополк Изяславович был женат не на Варваре Комнин, чье существование остается под вопросом, а на некоей чешской принцессе. Но вот наличие мощей святой Варвары в Киеве – это достоверный факт.
        Сейчас большая часть мощей хранятся в киевском Владимирском соборе за некоторым исключением. Например, часть левой стопы святой, была вывезена в Канаду в 1943 году, а небольшая часть мощей, еще в 1656 году передана киевским митрополитом Сильвестром антиохийскому патриарху Макарию.В 1650 году кое-какие фрагменты мощей получили Януш Радзивилл, захвативший Киев, и его супруга.
        Святая Варвара считается защитницей от внезапной смерти (особенно от внезапной смерти в грозу – логика железная: гроза, молнии, смерть Диоскора), поэтому ее частым атрибутом является перо павлина – символ бессмертия. Также ее могут изображать с чашей и гостией, символами причащения.       Когда было изобретено огнестрельное оружие, то понятие внезапной смерти особенно тесно связали именно с ним. Поэтому частым спутником Варвары стал святой Георгий, как покровитель воинов, а сама она стала считаться покровительницей оружейников и всего огнестрельного оружия. Ее изображение часто помещали на пушках, а на картинах пушку можно увидеть у ее ног.
        Также ее обычным атрибутом является башня с тремя окнами, которую Варвара может как заправский архитектор держать в руках. Художники любили изображать и сцену казни Варвары ее отцом, так как это давало им повод представитьДиоскора как живописного язычника в тюрбане и богатом восточном костюме с ятаганом, картинно занесенным над головой дочери.
         Самое известное в истории живописи изображение святой Варвары исполнил Рафаэль. Святая великомученица сопровождает папу СикстаII и Богоматерь с младенцем в композиции знаменитой «Сикстинской мадонны». По одной из версий, картину заказали Рафаэлюв ознаменование победы над французами, вторгшимися в Ломбардию во время Итальянских походов 1512-13 г. В таком случае присутствие святой Варвары как покровительницы огнестрельного оружия и артиллерии в данной композиции вполне оправдано.
        Интересно, что Рафаэль отказался от изображения привычных символов, сопровождающих святую, но вот на заднем плане на фоне неба за зеленым занавесом можно разглядеть фрагмент некоей архитектурной конструкции, которая возможно, является намеком на пресловутую башню святой Варвары. Существовала неподтверждённая гипотеза, что для Варвары Рафаэлю позировала племянница папы Юлия II (предполагаемого заказчика картины), Джулия Фарнезе (в браке Орсини).
Tags: женщины, истории, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment