nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ХОРОШАЯ ИЛИ ПЛОХАЯ КАРТИНА:
ЗРИТЕЛЬ ПРОТИВ ЭКСПЕРТА

         Чаще всего, выбирая картины, которые нам нравятся, а именно такие мы склонны причислять к «хорошим», мы руководствуемся собственным вкусом и пристрастиями. То, что нам нравится, это, разумеется, хорошо, а все остальное – плохо, ну, или так себе.
Разумеется, такой подход к оценке искусства имеет право на существование, поскольку произведения должны украшать нашу жизнь, а мы любоваться ими, а чем же еще любоваться, как не тем, что нам нравится,
          Но профессиональные искусствоведы в оценке искусства используют несколько иные критерии. Хорошая картина должна быть, прежде всего, гармонична, должна вызывать у зрителя определенные эмоции (причем, не всегда положительные), а именно те, которые хотел бы передать автор.
          Когда на картину смотрит профессионал, причем смотрит не просто так, а для того, чтобы ее проанализировать, он учитывает многие факторы, изучает композицию, оценивает правильность построения перспективы, исследует колорит. Затем можно рассмотреть детали, чтобы понять какое символическое значение имеет каждая из них. Специалисту следует учитывать и технику, которую использует художник, а также уровень его мастерства и владения кистью.
        С другой стороны, если на картине по всем законам правильно нарисованы какие-то неприятные вещи, никто и никогда не признает это полотно хорошим. В Третьяковской галерее хранится одно из самых знаменитых произведений Василия Верещагина «Апофеоз войны», на которой изображена гора черепов. Эта картина выполнена по всем законам жанра, но никому и никогда в здравом уме не придет в голову повесить ее на стенку в своем доме.
То же самое можно сказать и, например, об одной из самых знаменитых картин Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632). Подлинник этого полотна, на котором с поразительной натуралистичностью изображено вскрытие трупа, которое проводит известный в то время в Амстердаме доктор Николас Тульп, хранится в Маурицхёйс в Гааге. Но врачи, особенно европейские, очень любят украшать свои служебные помещения копиями или репродукциями этой картины (или картин с подобным сюжетом, довольно
популярным в середине 17 века в Голландии).Разумеется, в жилом доме или квартире эта жутковатая сцена смотрелась бы дико.
      Долгое время вообще произведениями искусства считали только то, где изображалось нечто прекрасное, вызывавшее у зрителя возвышенные чувства. Но уже в 19 веке искусство стало слишком часто обращаться к темам драматическим, даже трагическим, художники изображали жизнь дна, даже вульгарные физиологические акты стали предметом творчества. Поэтому, в конце концов, формулировки несколько смягчились, и произведением искусства стола считаться не только прекрасное, но и выразительное.
        Впрочем, есть картины, которые, безусловно, нравятся практически всем (кроме тех, кто откровенно выпендривается) – это работы импрессионистов. Пейзажи, портреты прелестных женщин и детей, танцовщицы и цветочные букеты, все это, написанное в светлых и нежных красках, вызывает восхищение и, что, возможно, является главным в наше непростое время, создает хорошее настроение и приятную атмосферу.
          В принципе, если человек приходит в музей для того, чтобы отдохнуть, то ему нет необходимости вникать в искусствоведческие тонкости и следовать каким-то схемам, рассматривая произведения искусства. Картины всегда писались в расчете на самого разного зрителя, и большинство художников полагали, что их сможет понять любой человек и безо всяких дополнительных комментариев.
         В наше время многие хотят украсить свои дома и квартиры, особенно свежеотремонтированные, подлинными произведениями искусства. Естественно, средств для того, чтобы покупать полотна старых мастеров на крупных аукционах у большинства из нас нет, и тогда мы направляемся на ближайший стихийный художественный рынок, где, впрочем, иногда действительно можно найти что-нибудь довольно приличное и недорогое для украшения интерьера. Лучше всего для этих целей подойдут пейзажи или натюрморты, исполненные в приятных чистых тонах. Фигурные композиции могут быстро надоесть, а некоторые сценки, которые дадут фору даже фотографиям из «Плейбоя» (самодеятельные живописцы подчас любят изображать нечто пикантное) не слишком подойдут для семейных гостиных, где потом будут играть дети.
          Вопрос: «Что хотел сказать художник в этой картине?», годится только для школьных сочинений. Потому что нормальный художник чаще всего говорит, что жизнь прекрасна или наоборот, что есть на свете красивые девушки и энергичные мужчины, что летом хорошо в лесу, а зимой можно кататься на лыжах. А чтобы понять все это, вовсе не нужно быть специалистом, как не нужно быть профессионалом, чтобы понять нравится тебе эта картина, или нет.
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Петр Соколов. Портрет графини Софьи Бобринской. 1827 Графиня Софи Самойлова отличалась миловидностью и была прекрасно образована, однако, когда в…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852 Часть 1. Павел Федотов. Игроки. 1852 А в ненастные дни Собирались они Часто. Гнули, мать их ети! От пятидесяти На…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Буше. Осенняя пастораль. 1749 Как-то раз в салоне госпожи де Рошфор рассуждали о том, что такое рай. Писатель Шарль Пино Дюкло заметил: -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments