nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

УРОКИ АНАТОМИИ ОТ ГОЛЛАНСКИХ ДОКТОРОВ

         Наверное, невозможно найти в наше время человека, который ни разу в жизни не был бы участником коллективной портретной фотосессии: группа в детском саду, школьный класс, выпускной вечер в институте, трудовой коллектив в полном составе, изображение которого сейчас в обязательном порядке выкладывают на официальном сайте учреждения (особенно если оно в своем названии несет аббревиатуру БУ – «бюджетное учреждение»), чтобы подтвердить компетентность сотрудников.
         Забавно, но началось все это коллективное позирование отнюдь не в наши забюрократизированные времена, а гораздо раньше, еще тогда, когда о возможности изобретения моментальной фотографии никто и не догадывался. Развитие коллективного портретирования различных категорий граждан оказалось тесно связаны с голландскими гильдиями.
Начиная с эпохи Средневековья, основной формой профессиональной самоорганизацииевропейцев были гильдии. А для Голландии 17 века это вообще была очень существенная часть общественной жизни людей. Причем объединялись в них не только купцы или ремесленники, но и люди творческие, а также и медики.
        Коллективные портреты купцов или военных начали появляться с начала 16 века, а вот первые такие изображения врачей относятся к началу 17 века. Видимо, это свидетельствует о том, что профессия медика, а, точнее хирурга, несколько повысила свой статус в глазах общества. Это сейчас (отчасти благодаря популярным сериалам) хирург воспринимается чуть ли не как земное воплощение Бога, поскольку хороший профессионал реально может вытащить человека с того света. А вот в эпоху Средневековья хирургией могли заниматься даже цирюльники, особенно во время боевых действий (кстати первыми медсестрами были обозные проститутки, которые по доброте душевной ухаживали за ранеными). В принципе от них требовались лишь крепкие нервы и твердая рука, поскольку занимались они в основном ампутациями.
        Но с середины 16 века, когда благодаря усилиям Андрея Везалия наконец-то были систематизированы первоначальные знания по анатомии, а недостающие моменты, связанные с устройством человеческого организма были дополнены благодаря некоторым поблажкам в отношении вскрытия мертвых тел, медики стали изучать способы лечения болезней не только по архаичным трудам Галена. Так что появление в истории искусства отдельного поджанра портретов медиков кажется вполне закономерным.
        Самым известным полотном такого типа является «Урок анатомии доктора Николаса Тульпа», исполненный Рембрандтом в 1632 году. Но к тому моменту, когда был заказан этот портрет, резиденцию гильдии хирургов, которая располагалась в Весовой палате Амстердама на Новом рынке, уже украшали три подобных групповых портрета (1603, 1617, 1625 гг.), и это не считая других коллективных портретов голландских врачей, которые создавались на протяжении всего 17 века.
        В 1603 году Артом Питерсзооном был выполнен «Урок анатомии доктора Себастиана Эгбертсзоона», в 1617 – предположительно Томас Хендрикс де Кейзер написал «Урок остеологии доктора Себастиана Эгбертсзоона» (того же самого, что и в первом случае), а в 1625 Николаасу Элиасзоону (Пикеною) был заказан «Урок анатомии доктора Йохана Фонтейна» Эти коллективные портреты еще очень напоминают школьные фотографии. Как учащиеся группируются вокруг школьной учительницы, так и врачи стройными рядами располагаются в первом случае вокруг трупа, который они препарируют и изучают, во втором – вокруг скелета, а в третьем вообще вокруг черепа.
        Объект анатомирования в подобном случае выступает лишь как отличительный признак профессии, а героями подобных полотен могли оказаться и военные, сгруппированные вокруг флага и купцы, окружившие карту. Все персонажи в подобных ранних композициях как правило статичны, хотя художники и добиваются вполне убедительного портретного сходства каждого из персонажей. Любопытным моментом для этих работ является определенная деликатность в изображении мертвого тела, когда лицо трупа непременно оказывается скрытым от зрителя (кстати, Рембрандт был не так деликатен, он скрыл лицо препарируемого на свей картине лишь с помощью тени, напоминающей полумаску).
        Рембрандт действительно выступил новатором в развитии данного сюжета (что совершено не удивительно). В 1632 году ему заказал такой коллективный портрет членов своей гильдии ее тогдашний президент (прелектор) доктор Николас Тюльп. Рембрандт появился в Амстердаме всего несколько месяцев назад (до этого он жил в Лейдене),он обосновался в доме торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, на чьей кузине Саскии он и женится два года спустя. Скорее всего и этот заказ, фактически первый в Амстердаме, Рембрандт получил через ван Эйленбюрха.
        Настоящее имя доктора Николаса Тюльпа – Николас Петерсзоон. Прозвище или псевдоним Тюльп, что означает «тюльпан», он взял себе вполне официально в 1621 году, когда Голландию охватила «тюльпанная лихорадка», отдавая дань моде. Чуть позже он даже приказал изобразить тюльпан на личной печати и фасаде своего дома. Впрочем, когда в 1637 году в Голландии случился крах тюльпанной пирамиды, доктор Тюльп публично осудил тюльпанных спекулянтов и снял герб с фасада своей резиденции.Тюльп принадлежал к верхушке амстердамского общества и даже несколько раз был бургомистром.
        На картине его особый статус аристократа и заказчика подчеркивается не только его центральным положением, но и тем, что он единственный изображен в головном уборе. Вообще-то, хотя картину заказывал доктор Тюльп, но судя по всему, оплачивалась работа художника вскладчину, свой взнос внёс каждый из медиков, запечатлённых на полотне.
        Специалисты изучили картину Рембрандта досконально, причем анализу подверглись не только чисто художественные моменты, вроде композиции или психологической характеристики каждого из докторов, но и более специфические вещи, касающиеся вскрытия.
        Во-первых точно известно имя, которое при жизни носил несчастный, попавший под скальпель анатома. Это был некий Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш), преступник-рецидивист, как сказали бы сейчас, неоднократно привлекавшийся за грабеж и причинение тяжких телесных повреждений, в том числе и представителю силовых структур, находящемуся при исполнении служебных обязанностей (короче, он тяжело ранил тюремного охранника в Утрехте). В конце концов, его повесили по совокупности уголовных статей в Амстердаме, а тело, согласно закону, передали для публичной аутопсии.
        Это мероприятие проводилось в Амстердаме один раз в год, непременно зимой (для того, чтобы тело лучше сохранялось), и собирало не только медиков и студентов соответствующего профиля, но и обычных горожан, а также представителей городской верхушки.
        К началу 17 века уже были выработаны основные правила, по которым производилось вскрытие, и известно, что начиналась эта процедура с извлечения внутренних органов – желудка, печени и селезенки. Но на картине Рембрандта мы видим вскрытую правую руку, что вообще-то совершенно невероятно, так как ворам (к которым и относился АрисКиндт) перед казнью правую руку отрубали.
        Искусствоведы, которые исследовали холст с помощью рентгена, установили, что Рембрандт сначала написал все правильно, вместо правой руки была культя, а потом концепция поменялась, и он изобразил вскрытую правую руку. Причем, возможно, в данном случае он не работал с натуры, а использовал рисунок из базового для того времени труда Андреаса Везалия.
        Врачи на картине Рембрандта вполне убедительно занимаются своими анатомическими исследованиями. Они уже не выглядят как замершие статисты, а выражают заметный интерес к тому, что изучают. Дополнительную реалистичность композиции придалорешение художника использовать схему пирамиды, размещая персонажей, причем в ее вершине находится не главный герой – Николас Тульп, а Франс ванЛунен, тогда как ее основаниесоставляет препарируемый труп, несчастный Арис Киндт.
        Кстати,исследователи без особых проблем установили имена всех персонажей полотна помимо Николаса Тульпа, амстердамских врачей Адриана Слабрана, Якоба де Витта, Якоба Колевелта, Маттейса Калкуна, Франса ван Лунена, Якоба Блока, Хармана Харманса.
        «Урок анатомии доктора Тульпа» не единственный групповой портрет голландских врачей, который исполнил Рембрандт. Почти четверть века спустя после работы над первой «Анатомией», в 1656 году Рембрандт получает заказ на новый портрет, главным героем которого должен был стать новый глава гильдии, доктор Дейман.
        Об этой картине известно гораздо меньше, чем об «Анатомии доктора Тульпа». И причина этого достаточно драматическая – картина «Урок анатомии доктора Деймана» серьезно пострадала во время пожара 1723 года.       От картины осталось меньше четверти первоначального размера, от главного героя – доктора Деймана – только фигура без головы. Полностью сохранилась фигура ассистента доктора, а также препарируемый труп.
На сей раз вскрытие изображено более реалистично: Дейман начал, как положено, с извлечения внутренностей из брюшной полости, а затем перешел к изучению мозга. Именно этот момент и запечатлел Рембрандт. К сожалению из-за позой сохранности картины, сейчас невозможно составить более-менее адекватное представление об этой работе художника.
        Рембрандт ушел из жизни в 1669 году, а пополнение галереи голландских медиков продолжилось и после его смерти. В следующем, 1670 году художнику Адриану Баккеру был заказан очередной групповой портрет для амстердамской Гильдии хирургов. На сей раз его главой стал доктор Фредерик Рюйш (тот самый, чью коллекцию анатомических препаратов впоследствии приобрел Петр I).
        На картине в лучших традициях Рембрандта изображено вскрытие, которое проводит Рюйш. За ним с интересом наблюдают шестеро коллег. На сей раз, похоже художник изобразил не реальный труп (хотя на картине запечатлено вскрытие, проходившее весной 1670 года, длившееся пять дней и принесшее гильдии 225 гульденов выручки за билеты), а тело атлетически сложенного натурщика. О том, что художнику позировал живой молодой человек, свидетельствует и то, что лицо «трупа» полностью открыто. И художник опять запечатлел вскрытие  более художественном варианте, когда Рюйш (главный герой-врач на портретах этого типа традиционно почти всегда изображается в шляпе) демонстрирует коллегам паховый канал.
        Вторая картина с доктором Рюйшем в главной роли была написана в 1683 году Яном ван Неком. Это более жутковатое произведение, где постаревший и обрюзгший доктор Фредерик Рюйш (в неизменной шляпе) препарирует труп младенца, видимо рожденного мертвым. Для углубления темы в правом углу картины изображен и детский скелет на подставке, который держит один из участников процесса.
        Традиция «Уроков анатомии» была продолжена и в 18 веке, но ничего принципиально нового в этот жанр уже не вносилось. К 19 веку картины подобного типа стали гораздо более редкими, но все-таки иногда появлялись, причем не только в Голландии, как, например, «Урок анатомии доктора Велпо в клинике Шарите», исполненный французом Огюстом Фейеном Перреном.


 
Tags: истории, сюжет, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments