
Как же сложно было жить в былые времена юным принцессам, рожденным в королевских семьях. Разумеется, никто из них не мог и помыслить о том, чтобы выйти замуж по любви, и даже о том, чтобы дорасти до этой любви, ведь женили подчас даже не подростков, а маленьких детей и даже младенцев. И далеко не все из них доживали до того возраста, когда можно было бы жить нормальной относительно взрослой жизнью. Тем более отцы-короли жестко пресекали всевозможные обеты безбрачия и целомудрия. Одобрялось только полное смирение перед родительской волей.
Елизавета Венгерская была юной принцессой из венгерской династии Арпад.Она родилась 7 июля


Поженились молодые люди по тем временам, может и не так уж рано, когда

Считается, что семейная жизнь у этих немецких Ромео и Джульетты сложилась довольно удачно. Молодая пара обосновалась в наследной резиденции в Эйзенахе. Современники утверждали, что они были гармоничной парой, любили друг друга, и за шесть лет семейной жизни произвели на свет троих детей Германа, Софию и Гертруду.

Елизавета не стала следовать примеру Алиеноры Аквитанской, и не последовала в поход за супругом. К тому же она была беременна третьим ребенком. И вообще у нее были дурные предчувствия, что вполне нормально в ситуации, когда молодой муж бросает беременную жену, и отправляется в командировку в компании пяти временно холостых приятелей.
Далеко уйти пешком ему не удалось. Когда крестоносцы добрались до Бриндизи, у Людвига началась лихорадка (вероятнее

Пока Людвиг ходил в крестовый поход в его родном ландграфстве начались проблемы: масштабное наводнение спровоцировало голод и эпидемии. Для того чтобы накормить нуждающихся (то есть всех своих подданных), Елизавета начала раздавать деньги и продукты, для этой цели ландграфиня распорядилась продавать даже свои наряды и церковную утварь.

Особого выбора дальнейшего жизненного пути у нее, в общем-то и не было. Елизавету удалили от двора, так как опекуном ее сына-наследника Тюрингии стал брат Людвига, Генрих (надо полагать, он боялся, что невестка спустит все оставшееся наследство своих детей на помощь бедным и больным). Она могла либо вернуться к отцу в Венгрию, либо уйти в монастырь. Но Елизавета нашла третий путь, принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, для чего вступила в Третий францисканский орден (первая ветвь католического монашеского ордена – мужская, вторая – женская, третья предназначалась для тех людей, который приносили обеты соответствующие установкам ордена, хотели жить по его законам, но не желали покидать мир

Впрочем, монахи-францисканцы начали обрабатывать ее гораздо раньше, еще в 1223 году, и неожиданное вдовство только довершило процесс превращения принцессы в святую. Особенно сильное влияние на Елизавету оказали проповеди Конрада Марбургского, харизматичного проповедника крестовых походов и местногоинквизитора, а также идеалы бедности и милосердия, исповедуемые францисканцами.


О Елизавете, например, рассказывают такую историю:
Однажды, она принесла в свой дворец прокаженного младенца (больные проказой считались изгоями в эпоху средневековья, а болезнь считалась Божиим проклятием) и положила его в свою (то есть супружескую постель). Мужу, естественно, об этом доложили («доброжелатели» существовали во все времена), и он, пылая праведным гневом, ворвался в спальню. Откинув одеяло, он увидел в посели не больного ребенка, а Младенца Христа (впрочем, кто знает, что и в каких количествах он пил перед этим, и не попробовал ли он каких-нибудь интересных грибочков из местного леса).

Впрочем, утверждается, что после всех этих историй с видениями и чудесами, Людвиг махнул на супругу рукой, и перестал подсчитывать буханки хлеба на кухне. Но, надо полагать, фамильный замок все же записал на старшего сына Германа.
Есть и другая версия, согласно которой Людвиг полностью разделял убеждения Елизаветы, поддерживал все ее начинания и даже сам занимался благотворительностью. А ее злопыхателями были придворные, которые смеялись над ней и распространяли гадкие слухи ещё с того времени, когда она была невестой принца. И главной злодейкой представляется София, мать Людвига (свекровь как-никак, очень даже возможно).
Оказавшись вдовой в двадцать лет, Елизавета посвятила себя благотворительности, а особенно уходу за прокажёнными и

Именно поэтому в искусстве Елизавету принято представлять в окружении калек и больных, молящих об исцелении, либо принимающих от нее помощь или еду. Ее могут изображать и в монашеском одеянии как напоминание о ее принадлежности к францисканцам, и в дорогом наряде принцессы с мантией, отделанной мехом. Ее голову может венчать корона как символ ее королевского происхождения, а иногда даже тройная корона, которая обозначает три ипостаси ее жизни: девственницы, супруги и вдовы. Также ее символом являются розы, которые обычно лежат у нее на коленях.
Елизавета Венгерская помогает больным кожными болезнями (что вполне логично). Она считается покровительницей Тюрингии и Гессена (тоже понятно), францисканцев-терциариев, медработников, пекарей и членов благотворительных обществ, а также символизирует женское милосердие.
