nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО:
ДЛЯ БЫТА ИЛИ ДЛЯ МУЗЕЯ

Часть 1.

         Произведения мастеров народного искусства и народных промыслов можно встретить практически в любом художественном музее нашей страны. Целые залы и витрины порой заполняют расписные прялки, глиняные свистульки, расшитые рубахи или коробочки из папье-маше с лихими тройками и красавицами в сарафанах.
          Почему же эти простые, немного наивные вещи становятся объектами для коллекционирования. Что такого замечательного во всех этих домотканых ковриках, грубоватых керамических мисках или гребнях из слоновой кости? Чем они так ценны?
          Истоки народного творчества уходят в самые глубины славянской древности. Узоры, которые подчас можно встретить и на современных изделиях, несут в себе глубокий сакральный смысл, возникший тогда, когда наши далекие предки молились своим языческим богам, прославляли Солнце, призывали в свои дома удачу, плодородие, изобилие. Наверное, где-то в глубинах нашего подсознания мы тоже помним об особом значении древних символов и с радостью приносим их в свои дома.
         Народное искусство является частью декоративно-прикладного искусства, то есть к нему относятся самые разнообразные вещи, изготовленные людьми в практических целях, а затем украшенные особыми орнаментами и узорами. Именно так и начиналось народное творчество: обычные бытовые предметы украшались, чтобы отдать дань древним традициям и обрядам и принести в дом удачу, а затем, когда вся эта славянская символика была прочно забыта, просто с декоративными целями, чтобы украсить дом и быт.
          Сначала крестьяне и ремесленники делали эти вещи для себя, для своего дома, для своих детей, но потом некоторые традиции переродились в ремесла и стали приносить определенный доход. В конце концов, целые деревни или городские предместья и слободы стали заниматься одним и тем же ремеслом, постепенно развивая и совершенствуя свои изделия. Так появились народные промыслы, многие из которых существуют до сих пор.
        Конечно, абсолютно любая вещь, изготовленная народным мастером, не будет считаться произведением искусства, скорее, она может представлять интерес для историка или этнографа. Чтобы попасть в музей,  такой предмет должен обладать еще и художественными достоинствами. В разных регионах люди достигали эстетического совершенства в изготовлении разных вещей, и, соответственно художественные музеи стараются собирать произведения народного искусства из своего региона.

          Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments