nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СВЯТАЯ КУНИГУДА ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ

         Никогда не могла понять, почему обязательным фактором обретения святости является тотальное целомудрие, причем, даже для официально замужних дам. К таким несчастным, оказавшимися фактически святыми поневоле, вероятно, можно отнести и Кунигуду Люксембургскую.
         Кунигуда родилась примерно в 980 (или в 978) году в Люксембурге (что вполне логично), она была дочерью графа Зигфрида Люксембургского и Гедвиги Нордгау. О ранних ее годах неизвестно ничего, но замуж она вышла довольно поздно для того времени, почти в двадцать лет, примерно в 1000 году (в некоторых источниках указываются более ранние даты 997-998 годы) за Генриха, сына баварского герцога Генриха II Строптивого и Гизелы Бургундской, представителя баварской ветви саксонской династии. Для Европы того времени это было время ожидания очередного конца света, который, как предполагалось, выпадает на эту круглую дату, 1000 лет от Рождества Христова. Так что брак герцога Генриха IVБаварского, который через несколько лет (с 1014 года) станет Генрихом IIимператором Священной Римской империи, с Кунигудой Люксембургской, можно расценить как поступок достаточно просвещённых и продвинутых европейцев того времени (если на днях будет конец света, зачем жениться?).
         Свадьба состоялась в лучших традициях того времени (с дракой пьяных братьев невесты и придворных жениха), но дальше семейная (а, точнее интимная) жизнь у супругов как-то не задалась. Согласно каноническим текстам их житий (а Генрих тоже в конечном итоге получил звание Святого и даже раньше супруги, в 1047 году), сразу после бракосочетания, Кунигуда дала обет вечного целомудрия, подражая Богоматери и святому Иосифу. Иногда утверждается, что обет целомудрия дали сразу оба супруга, что совершенно нелогично, поскольку смысл любого брачного союза коронованных особ во все времена заключается в продолжении королевского рода и получении наследника, а лучше нескольких (с учетом детской смертности в ту эпоху).
         Так что скорее всего, миф о сознательном целомудрии супругов появился уже постфактум, чтобы оправдать отсутствие у супругов детей. Причина их бездетности была абсолютно банальной – бесплодие, причем либо у обоих, либо у одного Генриха. О гинекологических проблемах Кунигуды историкам ничего не известно, а вот Генрих действительно страдал мочекаменной болезнью и сопутствующими неприятностями, чему есть документальные свидетельства: первый приступ болезни он испытал еще во время коронации в 1014 году, а в 1022 году в Монтекассино ему произвели операцию по удалению камня из мочевого пузыря. Даже на его надгробном памятнике в Бамбергском соборе помимо прочих эпизодов из его жизни изображен монах-целитель (видимо, Бенедикт Нурсийский), который кладет только что извлеченный камень в руку императора.
         Минимум лет семь супруги пытались зачать ребенка (то есть секс у них все-таки был), пока в 1007 году Генрих не объявил официально, что утратил надежду обзавестись потомством. Но жену между тем не бросил и в монастырь не сослал.
         Вообще, Кунигуда в истории осталась как верная помощница своего мужа во всех его начинаниях, прежде всего в политических и военных. Надо полагать, она была женщиной умной и волевой. Генрих настолько уважал ее, что официально утвердил ее статус «consors regnii», то есть«равноправного соправителя». Она участвовала в заседаниях имперского совета, а также и в работе синода, который проходил  во Франкфурте в 1007 году. И это еще не все – в 1012 годуКунигуда лично командовала армией и разгромила поляков в ключевом сражении.
         Один из братьев Кунигуды, тезка ее мужа, устроил против него мятеж, за что Генрих отобрал у него Баварию, которую тот получил, когда шурин стал императором. Кунигуда несколько лет уламывала мужа простить братца-идиота, пока тот, наконец не сдался и в 1018 году не подписал соответствующий документ.
         Пока муж ездил воевать (а это происходило постоянно), Кунигуда лично управляла государством, созывала на заседания совет, председательствовала в Королевском суде, распределяла земли, раздавала пожертвования и даже организовывала призыв в армию (такая Меркель 11 века).
       Генрих умер в 1024 году, и пока не был избран его преемник (им стал Конрад II, первый император Священной Римской империи из Салической династии), Кунигуда владела королевскими регалиями и управляла Германией как регентша (правда, при содействии своих братьев епископа Дитриха из Меца и герцога Генриха Баварского).
         Передав бразды правления страной Конраду, Кунигуда удалилась в монастырь бенедиктинок Кауфунген, который сама же и основала. Ей уже было 45, весьма солидный возраст для того времени. Некоторое время она провела там как послушница, но потом в годовщину смерти мужа, все-таки постриглась в монахини. Она умерла либо в 1033, либо в 1039 году.
         В 1200 году папа римский Иннокентий III причислил ее к лику святых, и, вероятно с того времени, вполне прагматичная дама, не склонная к излишним сантиментам и мистицизму, проявившая себя как верная союзница своего мужа и довольно жесткий политик, превратилась в героиню очередного католического мифа.
         Легенда гласит, что однажды ее супруг все-таки усомнился в ее верности и в том, что Кунигуда честно соблюдает принятый обет целомудрия (видимо без очередных дворцовых сплетников не обошлось). Генрих потребовал, чтобы его жена была подвергнута испытанию (ордалии). В доказательство ее целомудрия и верности супругу, королева должны была пройти босыми ногами по раскаленным лемехам (либо жаровне с пылающими углями).
       Мероприятие было обставлено достаточно торжественно, на нем присутствовала любопытствующая публика, духовенство и все придворные, с подачи которых все это, видимо и было организовано. Но Кунигуда блестяще справилась с опасным испытанием, прогулявшись по раскалённому железу безо всяких последствий для здоровья (вообще-то в принципе, это возможно, если ноги сухие, а кожа на них достаточно грубая). Надо полагать, что Генриха это убедило (и никаких медицинских обследований или детектора лжи).
       Традиционно в искусстве Кунигуда изображается в королевских одеждах и в короне, иногда у нее в руках лилия - символ непорочности. Она может идти по лемехам (жаровне) босыми ногами или же держать орудия своего испытания в руках. Иногда она изображается вместе с мужем, который также был канонизирован, причем еще в 1047 году. В таком случае и ее супруг, и она сама могут держать в руках макеты церквей, поскольку они оба были инициаторами закладки множества культовых сооружений в германии вообще и Баварии в
частности, в том числе и кафедрального собора в
Бамберге, где они оба и были похоронены.
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Затруднительное предложение. Ок.1715-16 Когда юный граф Юг-Каликст де Монморен должен был впервые явиться ко Двору, его мать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments