nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО, КИНО И КРИМИНАЛ

«СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА» И АФЕРА МИХАИЛА МОНАСТЫРСКОГО
     «Сицилианская защита» (1980, «Ленфильм», режиссер Игорь Усов) - это еще один из советских фильмов, повествующий о преступлении в художественной среде. Фильм отличает не самый сильный актерский состав (возможно, за исключением Николая Волкова-младшего (подполковник Стрельцов), Александра Абдулова (Евгений Волков), Владлена Давыдова (генерал Панкратов) и Павла Кадочникова (директор музея)), и не слишком крепкий сценарий, написанный Павлом Граховым и Юзефом Приневым.
        По сути это довольно традиционный детектив, в котором главный злодей практически постоянно находится на глазах у зрителя, интригует, совершает свои преступления и подставляет главного положительного героя, и тогда достаточно локальный конфликт между преступником и сыщиком имеет шансы перейти в разряд чего-то более глобального, вроде полноценной  битвы между добром и злом. Иногда такое построение сюжета действительно оказывается выигрышным, но это только в том случае, когда характеры героев достаточно сильные, а их воплощение исключительно талантливо. В данном случае, ни сценаристы, ни актеры явно не дотянули до уровня шекспировских страстей. Но зато, как это часто бывает в отечественных фильмах, в основу сюжета была положена реальная криминальная история с участием Михаила Монастырского, короля черного антикварного рынка Ленинграда 1970-х-80-х годов.
    Михаил Монастырский  стал более всего известен после аферы с поддельными работами под Фаберже, которые массово вывозились за границу во второй половине 1970-х-начале 1980-х годов. Но еще раньше он осуществил еще одну масштабную авантюру. Работая в Эрмитаже реставратором, Монастырский каким-то образом смог заменить светильники царских времен на современную подделку. Именно эта история с подменой исторического стекла на поддельное и легла в основу сценария фильма.
     Также, как и Монастырский, предприимчивый герой Александра Абдулова, снял подлинные подвески богемского хрусталя 18 века и заменил их на фосфатное стекло, между прочим, весьма трудолюбиво ободрав большую часть исторических светильников в своем музее. По сценарию, чтобы переправить их за границу, он собирался воспользоваться удачным случаем с выставкой в Италии, куда предполагалось вывезти часть музейных экспонатов по вполне легальным документам. У Монастырского, вероятно, были более регулярные каналы связи с западным антикварным рынком, куда он и реализовал украденные светильники.
      В фильме в самый последний момент сыщикам удалось остановить вывоз контрабанды (эффектная финальная сцена возле музея), а вот в реальности Монастырский, хотя и был осужден в первый раз в 1973 году за перепродажу краденных экспонатов из фондов Эрмитажа, но вернуть все украденное и вывезенное за рубеж так и не удалось.
      А фильму добавило зрелищности участие прекрасной балерины Надежды Павловой, тогда еще совсем юной, и целые сцены из «Жизели», на фоне которых в зрительном зале театра относительно вяло разворачивается словестный поединок сыщика в исполнении Николая Волкова-младшего, и главного злодея, чью роль весьма убедительно сыграл Александр Абдулов.
Tags: истории, криминал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment