nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СВЯТАЯ БРИГИТТА ИРЛАНДСКАЯ
(не путать с Бригиттой Шведской!)

         Когда в христианской истории появляются святые-тезки, то очень часто происходит путаница, и в жизнеописания одних случайно попадают события из биографий других. Но в случае Бригитты Ирландской и ее тезки Бригитты Шведской все было настолько различно, что спутать их совершенно невозможно.
         Святая Бригитта Ирландская родилась приблизительно в 451 (или 453) году в Фогарте, ее отцом был король-язычник Лейнстера, а матерью его рабыня из племени пиктов, которую, тем не менее, уже обратил в христианство сам святой Патрик. Сама Бригитта стала христианкой  приблизительно в 468 году, то есть уже будучи почти взрослой девушкой. Надо полагать, это был вполне осознанный шаг.
         Разумеется, Бригитта была добра и милосердна, занималась благотворительностью, в частности, раздачей еды бедным и исцелением страждущих. Возможно, будучи принцессой, она действительно имела возможность раздавать продукты в любых количествах всем нуждающимся, но вот ее жития приписывают ей чудеса, связанные именно с бесконечным производством еды и питья.
         Чудесным образом ее коровы доятся по три раза в день, чтобы всем хватало молока и масла, в ее доме не иссякают мясные деликатесы, которыми угощают всех гостей. Но самый главный ее талант – производство пива (Ирландия, однако). Текст жития повествует о пасхальном чуде, которое сотворила Бригитта:
         «Это произошло перед Пасхой: «Что нам делать? — спросила Бригита у своих девушек. - У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов». Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. «Хорошо. Давайте готовить». Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригиты».
         Исследователи этих текстов предполагают, что в образ святой Бригитты отчасти был включен миф о языческой богине Бригит (Бригантии), которая в кельтской мифологии считалась богиней войны, а в мирное время - покровительницей мудрости и поэзии, искусства врачевания и ремесел, а особенно кузнечного дела. Также она помогала женщинам при родах.
         Но, разумеется, святая Бригитта освящала всю свою деятельности именем Христа. В 480 году она основала монастырь в местечке Килдар, где рос священный дуб, почитаемый друидами. Собственно, название это и означает «церковь (возле) дуба» (CillDara). Считается, что Бригитта дружила с другой ирландской святой, Бригой (Бригиттой Килбрайдской), которую не раз навещала, и была приемной матерью святой Дарлугдах.
         Бригитта умерла в 525 году в монастыре, который сама и основала, но похоронена была в городе Даунпатрик рядом со св. Патриком, поскольку вместе с ним считается покровительницей Ирландии.
         Главным символом святой Бригитты считается ее крест. Согласно легенде, она сплела его из стеблей камыша, когда находилась у одра своего умирающего отца-язычника. Отец увидел этот крест в руках дочери и спросил, что он означает. Бригитта рассказал ему, что это символ христианства, и тогда ее отец решил креститься и умереть христианином.
         С того времени крест святой Бригитты считается неофициальным символом Ирландии. Он плетется из камыша или соломы, в центре его располагается плетеный квадрат, от которого отходят закруглённые лучи.

СВЯТАЯ БРИГИТТА ШВЕДСКАЯ
(не путать со святой Бригиттой Ирландской)

         История святой Бригитты Шведской начинается с ее рождения в 1303 году в шведском городе Уппланде. Ее отец был аристократического происхождения и служил там лагманом (высокая должность примерно соответствует спикеру местного парламента), а мать, Ингеборг Бенгдтдоттир происходила из королевской династии Фолькундов. Девочку выдали замуж в 13 лет (нормально для того времени), ее мужем стал достойный дворянин Ульф Гудмарссон. О супруге Бригитты практически ничего неизвестно, однако в браке родились 8 детей, так что сексом они явно занимались регулярно (причем, в этом случае о декларативном целомудрии речь уже идти не может).
        Одна из дочерей Бригитты, Екатерина, тоже была канонизирована и стала святой. Гораздо более драматической оказалась история одного из сыновей Бригитты, Карла. Он служил при дворе королевы Джованны Неаполитанской, которая в него влюбилась (очень сильно захотела) и в итоге заставила официально расстаться с женой. Джованна хотела за него замуж, но обвенчаться они не успели, поскольку жених умер прямо перед свадьбой. Исходя из того, что потенциальная свекровь люто возненавидела королеву и всегда считала, что та была виновна в смерти сына, можно предположить, что с этой историей не все чисто. Возможно, Карл был отравлен завистниками или же самой невестой, которая почему-то передумала. Тем более, что прецеденты были. Джованна и ее подружка Екатерина де Куртене (титулярная императрица Константинополя, княгиня Ахейская и Тарентская) с помощью клизмы отравили Агнессу де Перигор, вдову Жана, герцога Дураццо, а затем и мужа королевы, Андрея Венгерского.
        Сама Бригитта с 1335 года жила при дворе шведского короля Магнусса Эрикссона и была придворной дамой его жены
королевы Бланки Намюрской.
        Несмотря на то, что жития Бригитты утверждают, что с самого раннего детства она интересовалась исключительно духовными ценностями, помогала бедным и заботилась о больных, судя по всему, до определенного момента, она жила нормальной жизнью светской дамы того времени. Ее волновали вопросы устройства жизни ее детей, статус ее мужа и ее собственный, она обустраивала свои дворцы и замки, шила новые наряды и т.д.
     На путь святости Бригитта Шведская ступила в 1341 году в переломном для любой женщины возрасте, когда жизнь подходит к сорока годам (для 14 века это уже была старость). В тот год они с мужем отправились в паломничество (в отпуск) в Испанию, в Сантьяго-де-Кампостела. Судя по всему, долгая тяжелая дорога (на лошадях через всю Европу), смена климата, полная антисанитария постоялых дворов и прочие прелести средневекового путешествия, подкосили здоровье Улофа Гудмарссона, и он слег с тяжелой болезнью (весьма вероятно, это был грипп или кишечный грипп).
        Именно тогда у Бригитты и случилось первое видение Девы Марии. Может, ей просто что-то привиделось во сне, может от усталости и беспокойства за любимого мужа у нее случилась галлюцинация, но Бригитта решила, что это знак свыше. И тогда она дала обет, что если муж выздоровеет, она посвятит себя Христу.
        Как это ни удивительно, но Улоф действительно выздоровел (грипп проходит сам по себе через неделю). И Бригитте пришлось выполнять обет. Для начала она убедила мужа стать цистерцианским монахом, а сама поселилась рядом с его монастырем (не стоит забывать, что дело было в Испании). Улоф прожил еще три года. В 1344 году он умер.
        Еще через два года, в 1346 году у Бригитты было новое видение. На сей раз ей явился сам Иисус и повелел основать новый монашеский орден. Шведский король был не против, и даже выделил для нового монастыря участок земли в Вадстене, а вот папа римский Климент VI без одобрения которого такое дело нельзя было организовать, почему-то инициативу не поддержал, уперся, заявив, что еще не время.
        После этого Бригитта начала свою своеобразную борьбу с Климентом VI. Претензий накопилось много: и то, что папа не пытался урегулировать конфликт между Англией и Францией (как раз начиналась Столетняя война), и то, что папский двор обосновался в Авиньоне, оставив Рим разоренным.
        Когда в 1352 году папа, наконец, умер, то Бригитта записала об этом событии весьма эмоциональный фрагмент. Смерти папы предшествовало падение колоколов с собора святого Петра, в колокольню которого попала молния. Упав на землю, колокола разбились и перемешались. Бригитта написала об этом так:
        «…Колокола пылают, и люди кричат: „Государь наш мертв, государь наш Папа покинул нас; благословен будь сей день, но не благословен сей государь“…Они кричат и приговаривают с радостью: „Упал он, и пусть не встанет никогда!“… По сему и Моему гневу пришло время, и буду судить я его как одного из тех, кто разгонял стада святого Петра. О, что за суд ожидает его!..»
      В Риме Бригитта поселилась в 1350 года, занималась там благотворительностью и пользовалась всеобщим уважением благодаря добродетельной жизни. Время от времени она покидала Вечный Город и отправлялась в паломничество, но в основном жила в Риме. Там она и умерла в 1373 году сразу после путешествия в Иерусалим, а спустя всего 20 лет была канонизирована. В 1370 году папа Урбан V дал ей разрешение на создание нового монашеского ордена, который получил ее имя – орден бригитток.
        Бригитта старательно записывала свои религиозные видения с того момента, как они начались, и в итоге они сложились в восемь томов «Откровений». Это довольно любопытный литературный памятник, который оказал серьезное влияние на более поздние религиозные тексты, а также на мистиков и литераторов эпохи модерна. «Откровения» содержат всевозможные подробности о жизни и смерти Иисуса, которые поведали Бригитте непосредственные участники тех событий, и даже пророчества и предсказания на будущее.
        В живописи Бригитту Шведскую обычно изображают в черной монашеской рясе и белом апостольнике, иногда с вуалью или красной повязкой на лбу. Часто ее атрибутом является свеча или вощеный фитиль, так как капли горячего воска, которые падали на ее руки казались ей ранами Христовыми. Бригитта может держать в руках жезл с навершием в виде распятия как основательница и глава монашеского ордена. Также Бригитту могут окружать паломнический посох и тапочки, указывающие на ее посещение Иерусалима, книга и чернильница – знаки ее литературного труда, а также корона, которая лежит у ее ног, что символизирует ее отказ от жизни при дворе.
      Бригитту принято изображать наставляющей монахинь своего ордена и дающей им его устав, также она может быть представлена записывающей текст под диктовку ангела, либо коленопреклоненной перед Богоматерью и Младецем.
Tags: женщины, истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments