nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО:
ДЛЯ БЫТА ИЛИ ДЛЯ МУЗЕЯ

Часть 2 .

          Народных промыслов великое множество, но вот небольшой список самых известных и примечательных:

                 
                Дама и гусар                                                           Кузнецы      

         Богородская игрушка – этот промысел возник в деревне Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Это резьба по дереву, связанная с местными фольклорными традициями и особенными приемами обработки дерева, которые сложились здесь еще в 15 веке в Троице-Сергиевой лавре. В 19 веке игрушки изображали дровосеков, разносчиков, грибников, музыкантов, дам и гусаров. Позднее, уже в советское время стали изображать животных и птиц, фигурки с движением и самых разнообразных людей. Основой для такой игрушки служила трехгранная призма, которая получается при разрубании полена на несколько частей.

        Великоустюжское чернение по серебру – промысел, который возник в городе Великий Устюг Вологодской области, где мастера еще в 18 веке украшали чернью серебряные изделия. Это было одно из высочайших достижений русского ювелирного искусства. Промысел был возрожден в 1930-е годы (после того, как он заглох после революции), и сейчас существует фабрика, которая продолжает производить традиционные изделия.

          Вышивка – вид прикладного искусства, предназначенный для
украшения одежды и бытовых предметов из ткани, на которой иглой или крючком вышивается орнамент или изобразительный мотив. На Руси это было самое распространенное женское рукоделие. Мотивы народных узоров восходят к глубокой древности, когда они имели глубокий сакральный смысл. На Севере России была распространена роспись (или полукрест) – двухсторонний шов по белому фону, в центре изображалась женская фигура, по бокам – всадники или птицы.
         Для Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской областей была характерна цветная перевить – белые фигуры геометрического орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали белой строчкой, вводя цветные нити в разнообразные узоры пышного растительного орнамента. В 19 веке вышивка становится одним из самых распространенных кустарных промыслов. Златошвейные мастерские работают в Торжке, крестецкий строчевой промысел – в Новгородской губернии, многочисленные вышивальщицы  - во Владимирской области. В настоящее время центрами вышивки в нашей стране являются некоторые районы Новгородской, Ивановской. Рязанской, Тверской, Нижегородской областей, а также Мстёра во Владимирской области и Таруса в Калужской.

          Гжельская керамика – это произведения русского керамического искусства, которые изготавливаются в нескольких десятках деревень Раменского района Подмосковья, сосредоточенных вокруг Гжели. Со второй половины 18 века здесь начали изготавливать расписную майолику (синяя ручная роспись на белом фоне полуфаянсовой посуды). После революции промысел пришел в упадок, но был возрожден в 1944 году. Затем в 1972 возникло производственное объединение «Гжель», где по-прежнему выпускаются расписная майолика, фарфор и изразцы, повторяющие и развивающие традиции промысла.

         Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской области. Она сформировалась под влиянием народных орнаментов, а также украшений рукописных книг в заволжских монастырях. В Городце издавна изготавливались прялки, донца которых можно было отделить от остальной части и повесить на стену в качестве украшения. Эти донца прялок и начали расписывать местные мастера. Их любимыми темами были разнообразные сценки их городского и деревенского быта, тройки, барыни, декоративные цветы и птицы. Эти мотивы по-прежнему используются, поскольку артель «Городецкая роспись», созданная в 1954 году продолжает выпускать декоративные донца прялок, а также расписанную детскую мебель и декоративные панно произвольной формы.

          Жостовская роспись – это роспись металлических подносов, возникшая в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел в начале 19 века завело семейство Вишняковых, выкупившихся из крепостной зависимости у графов Шереметьевых. Они расписывали масляными красками покрытые грунтом и лаком жестяные подносы и изделия из папье-маше. Излюбленные мотивы жостовских мастеров – яркие и пышные букеты цветов. Промысел существует до настоящего времени, а жостовские изделия даже получили международное признание.

        Каргопольская игрушка – традиционный русский народный промысел, возникший в Архангельской области вокруг города Каргополя, годе были найдены богатые залежи глин. Сначала здесь делали посуду, а затем начали лепить игрушки – коней, оленей, баранов и барынь. Эти игрушки потом продавали на базарах и ярмарках. Игрушки лепились по частям, следуя традиционным схемам изображения, затем обжигались и покрывались белой краской. Эти игрушки продолжают делать и сейчас, стараясь возродить сам дух народной традиции.

         Кружево – вид декоративного искусства, при котором изготавливается узорное текстильное изделие ручной работы без тканевой основы, образованное переплетением нитей. Кружева плетут иглой или на коклюшках или же вяжут крючком или на спицах. Кружево в России имеет многовековую историю. Первоначально кружева изготавливали из золотых и серебряных плетеных нитей с добавлением жемчуга, золота и т.п. Затем в 18-19 веке русские мастерицы освоили плетение кружев из нитей и достигли в нем совершенства. Наибольшей оригинальностью отличались «михайловское» сцепное цветное кружево, производимое в Михайлове Рязанской губернии (фрагменты рисунка плелись отдельно, затем соединялись при помощи крючка, а орнамент прорисовывался одной линией), вологодское сцепное кружево, елецкое кружево (изготавливалось в г.Ельце Липецкой губернии), вятское сцепное кружево и т.п. Рисунок кружев мастерицы использовали геометрический, близкий к вышивке и узорному ткачеству.

Продолжение следует…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments