nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО, КИНО И КРИМИНАЛ

ТАЙНЫ НЭЦКЭ И КАНИКУЛЫ КРОША

         В 1980 году на телевизионные экраны Советского Союза вышел новый четырехсерийный фильм «Каникулы Кроша», снятый в чуть ли не самом редком жанре для нашего кино – детского детектива. Сценарий был написан по одноимённой повести Анатолия Рыбакова, которая впервые была опубликована в 1966 году (а написана, похоже, еще раньше, если учесть, что по сюжету главному герою, Крошу, 16 лет, а родился он в 1948 году, то есть получается, что действие происходит в 1964 году). Любопытно, что в детских ролях снимались в основном, вполне профессиональные, хотя и молодые актеры: Ольга Битюкова (Вера), Вера Новикова (Зоя), Владимир Сирота (Петр Шмаков), Владимир Сальников (Игорь). Главную роль – Сергея Крашенинникова по прозвищу Крош сыграл Василий Фунтиков, который на тот момент учился в 10 классе (но уже имел опыт съемок в нескольких детских фильмах), впрочем, впоследствии он также продолжил актерскую карьеру, окончив Щукинское училище. А среди исполнителей взрослых ролей были такие мастера, как Владимир Корецкий (Ве-Эн), Владимир Заманский (отчим Кости), Нина Тер-Осипян (Елена Сергеевна), а текст за кадром читал Зиновий Гердт.
         Рыбаков создал целых две серии детских детективов со сквозными персонажами (1 цикл:«Кортик» (1948), «Бронзовая птица» (1956), «Выстрел» (1975) о приключениях Миши, Генки и Славы; 2 цикл:«Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966), «Безымянный солдат» (1970)– главный герой Сережа Крашенинников по прозвищу Крош). И если не принимать в расчет идеологическую составляющую, особенно в первом цикле, где действиепроисходит в первые послереволюционные годы, и показательно-назидательный тон в некоторых эпизодах второй серии, топовести получились довольно занимательными.
         Любопытно и то, что они все были экранизированы, хотя и в разное время и с разными актерскими составами. «Каникулы Кроша» - экранизация второго романа второй серии – была снята по сценарию самого Рыбакова, так что в фильме не только были сохранены все основные сюжетные линии и отдельные эпизоды, но кое-что было добавлено сверх текста книги, так что фильм получился даже интереснее литературной основы.
         Рыбаков, следуя лучшим традициям жанра, использовал для своего детектива совершенно необычный фон, который вообще-то довольно сложно представить в детской книге: нэцкэ, а также среда московских художников, искусствоведов и коллекционеров. Детективный жанр в принципе предполагает использование подчас экзотических мотивов в качестве занимательнойосновы для разворачивающегося действия. Но тема нэцкэ, сугубо узкоспециальная, в произведении, предназначенном для подростков, наводит на размышления о том, что изначально книга была задумана отнюдь не для развлечения школьников.
         К тому же первый роман серии о Сергее Крашенинникове – «Приключения Кроша» - был посвящен достаточно прозаическим махинациям с запчастями на автобазе, а третий – «Неизвестный солдат», основанный на личных военных воспоминаниях писателя, рассказывал о героизме военных шоферов (Рыбаков во время войны служил в автомобильных частях). И все это было весьма далеко от мира искусства.
         В основе сюжета повести «Каникулы Кроша» лежит история поисков особо ценной нэцкэ «Мальчик с книгой» мастера Мивы-первого (в фильме это другая нэцкэ, «Рисующий мальчик», ее автор не был назван), исчезнувшей в 1948 году с выставки, на которой была представлена коллекция профессора Мавродаки. Сам профессор трагически погиб, точнее покончил с собой, после того как выяснилось, что часть его коллекции была подменена на подделки, а в газете была напечатана разгромная статья по поводу его концепции исследования нэцкэ.
         Мне неизвестно (я не смогла выяснить), могла ли в основу сюжета книги (и, разумеется, фильма), лечь какая-то реальная криминальная история. Но очень специфическая и необычная среда, которую описывает автор, весьма выразительные и харáктерные образы взрослых, связанных с миром коллекционирования, предполагает, что какие-то подлинные факты о подобных аферах Рыбаков мог знать и творчески их переработать. Возможно, что до привлечения правоохранительных структур в этих историях дело не дошло, но с какими-то реальными историями о подделках в коллекциях, испорченной репутации известного искусствоведа и о не слишком чистоплотных способах, которые используют авантюристы, добывая нэцкэ, писатель мог сталкиваться лично.
         Моду на нэцкэ привез в нашу страну Максим Горький, который обожал эти фигурки, коллекционировал их, и даже специально заказывал для них шкафчики по собственным эскизам. Его весьма обширное собрание можно увидеть и сейчас в его Доме-музее у Никитских ворот (а заодно и полюбоваться остатками настоящих модерновых интерьеров особняка Рябушинского) в тех самых шкафчиках.
         Рыбаков, прекрасно понимая, что большинство его читателей не только ничего не знают об искусстве средневековой Японии в целом и нэцкэ в частности, но и даже слова этого никогда не слышали, достаточно органично включил в текст повествования краткую информацию о предмете изложения, организовав своего рода искусствоведческий ликбез.
       Так что любой школьник, прочитавший книгу, или посмотревший фильм, на всю жизнь запоминал, что нэцкэ – это особый подвесной брелок на традиционной японской одежде, которая была лишена карманов. Чтобы носить с собой необходимые мелкие вещи японцы часто использовали специальные ящички инро, которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру. Инро крепились к поясу кимоно с помощью другого шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли и крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно и своеобразным противовесом, и изящным украшением одежды.
         Следует еще добавить, что нэцкэ изначально имели практическое предназначение, в отличие от миниатюрных скульптур окимоно, которые были сходны с нэцкэ по размерам, технике резьбы и сюжетам, но не имели отверстий.
        В фильме помимо информации о нэцкэ, которая излагается в диалогах  и размышлениях главного героя, его создатели воспользовались кинематографическими возможностями визуализации образов, и сделали несколько симпатичных вставок, во время которых зритель может рассмотреть фигурку нэцкэ целиком со всех сторон и прослушать посвящённый ей рассказ, стилизованный под японские средневековые тексты (а, возможно, действительно использовались какие-то подлинные литературные фрагменты).
         Конечно, большинство школьников, которые смотрели фильм или читали книгу, вряд ли стали коллекционерами или искусствоведами-востоковедами, но сама возможность приобщиться к очень необычному и закрытому сообществу, выделяет эту повесть Рыбакова из числа прочей подростковой литературы.
         В тексте повести упоминаются имена реальных японских резчиков 17-18 века (Мива-первый из Эдо, Томотада из Киото), а фильм дает возможность еще и детально рассмотреть многие из самых любопытных сюжетов самых ценных нэцкэ.
         P.S.Роль нэцкэ «Рисующий мальчик» в фильме играла подлинная фигурка «Мальчик, рисующий Амэ-но удзумэ», работы мастера ХасэгаваИкко, которая в настоящее время хранится в Эрмитаже.
         P.P.S.Амэ-но удзумэ – это богиня радости и веселья в японской мифологии; существовали нэцкэ, изображавшие и ее.
Tags: истории, криминал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments