
В 1980 году на телевизионные экраны Советского Союза вышел новый четырехсерийный фильм «Каникулы Кроша», снятый в чуть ли не самом редком жанре для нашего кино – детского детектива. Сценарий был написан по одноимённой повести Анатолия Рыбакова, которая впервые была опубликована в 1966 году (а написана, похоже, еще раньше, если учесть, что по сюжету главному герою, Крошу, 16 лет, а родился он в 1948 году, то есть получается, что действие происходит в 1964 году). Любопытно, что в детских ролях снимались в основном, вполне профессиональные, хотя и молодые актеры: Ольга Битюкова (Вера), Вера Новикова (Зоя), Владимир Сирота (Петр Шмаков), Владимир Сальников (Игорь). Главную роль – Сергея Крашенинникова по прозвищу Крош сыграл

Рыбаков создал целых две серии детских детективов со сквозными персонажами (1 цикл:«Кортик» (1948), «Бронзовая птица» (1956), «Выстрел» (1975) о приключениях Миши, Генки и Славы; 2 цикл:«Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966), «Безымянный солдат» (1970)– главный герой Сережа Крашенинников по прозвищу Крош). И если не принимать в расчет идеологическую составляющую, особенно в

Любопытно и то, что они все были экранизированы, хотя и в разное время и с разными актерскими составами. «Каникулы Кроша» - экранизация второго романа второй серии – была снята по сценарию самого Рыбакова, так что в фильме не только были сохранены все основные сюжетные линии и отдельные эпизоды, но кое-что было добавлено сверх текста книги, так что фильм получился даже интереснее

Рыбаков, следуя лучшим традициям жанра, использовал для своего детектива совершенно необычный фон, который вообще-то довольно сложно представить в детской книге: нэцкэ, а также среда московских художников, искусствоведов и коллекционеров. Детективный жанр в принципе предполагает использование подчас экзотических мотивов в качестве занимательнойосновы для разворачивающегося действия. Но тема нэцкэ, сугубо узкоспециальная, в произведении, предназначенном для подростков, наводит на размышления о том, что изначально книга была задумана отнюдь не для развлечения школьников.
К тому же первый роман серии о Сергее Крашенинникове – «Приключения Кроша» - был посвящен достаточно прозаическим махинациям с запчастями на автобазе, а третий – «Неизвестный солдат», основанный на личных военных воспоминаниях писателя, рассказывал о героизме военных

В основе сюжета повести «Каникулы Кроша» лежит история поисков особо ценной нэцкэ «Мальчик с книгой» мастера Мивы-первого (в фильме это другая нэцкэ, «Рисующий мальчик», ее автор не был назван), исчезнувшей в 1948 году с выставки, на которой была представлена коллекция профессора Мавродаки. Сам профессор трагически погиб, точнее покончил с собой, после того как выяснилось, что часть его коллекции была подменена на подделки, а в газете была напечатана разгромная статья по поводу его концепции исследования нэцкэ.
Мне неизвестно (


Моду на нэцкэ привез в нашу страну Максим Горький, который обожал эти фигурки, коллекционировал их, и даже специально заказывал для них шкафчики по собственным эскизам. Его весьма обширное собрание можно увидеть и сейчас в его Доме-музее у Никитских ворот (а заодно и полюбоваться остатками настоящих модерновых интерьеров особняка Рябушинского) в тех самых шкафчиках.
Рыбаков, прекрасно понимая, что большинство его читателей не только ничего не




Следует еще добавить, что нэцкэ изначально имели практическое предназначение, в отличие от миниатюрных скульптур окимоно, которые были сходны с нэцкэ по размерам, технике резьбы и сюжетам, но не имели отверстий.

Конечно, большинство школьников, которые смотрели фильм или читали книгу, вряд ли стали коллекционерами или искусствоведами-востоковедами, но сама возможность приобщиться к очень необычному и закрытому сообществу, выделяет эту повесть Рыбакова из числа прочей подростковой литературы.
В тексте повести упоминаются имена реальных японских резчиков 17-18 века (Мива-первый из Эдо, Томотада из Киото), а фильм дает возможность еще и детально рассмотреть многие из самых любопытных сюжетов самых ценных нэцкэ.

P.S.Роль нэцкэ «Рисующий мальчик» в фильме играла подлинная фигурка «Мальчик, рисующий Амэ-но удзумэ», работы мастера ХасэгаваИкко, которая в настоящее время хранится в Эрмитаже.
P.P.S.Амэ-но удзумэ – это богиня радости и веселья в японской мифологии; существовали нэцкэ, изображавшие и ее.