nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СВЯТАЯ ТЕРЕЗА

         Иногда, читая биографии святых дам, ловишь себя на мысли, что если бы многие из них жили в другое время, то смогли бы реализовать себя в какой-то другой сфере, гораздо более продуктивной и полезной для общества. Вот так и святая Тереза Авильская, вероятно, могла бы стать талантливой писательницей или же заниматься защитой прав женщин, организуя, скажем приюты для жертв домашнего насилия или исправительные школы для юных преступниц и наркоманок. Но в Испании 16 века для женщины знатного происхождения, которая не желала выходить замуж по воле семьи, был только один путь – в монахини.
         Будущую святую звали Тереса Санчес Сепеда д'Авила-и-Аумада. Она родилась в 1515 году в Готаррендуре недалеко от Авилы в Кастилии в семье благородного кастильского дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды и Беатрис д’Авила-и-Аумада. У Тересы была еще одна родная сестра, семь родных братьев и трое сводных братьев и сестер, рожденных в первом браке ее отца. Благородный дон Алонсо Санчес де Сепеда происходил из семьи крещеных евреев, но это нисколько не мешало ему быть в родстве со многими из самых богатых и знатных семей Кастилии.
         Тереза была очень эмоциональным и глубоко верующим ребенком, но еще она была умной и способной девочкой. Читать она научилась сама в шесть лет, и любимыми ее книгами были жития святых и мучеников (а может, других книг в фамильном замке и не водилось). Как-то раз она подбила брата Родриго сбежать из дома и отправиться в мусульманские земли, чтобы обращать тамошних дикарей в христианство. Видимо о географии дети имели весьма смутное представление, так что беглецов очень быстро поймали.
         Когда Тересе было 12 лет, умерла ее мать, и в тот тяжелый момент девочка впервые всерьез задумалась о монашеском призвании. Но на какое-то время она увлеклась чтением рыцарских романов (наконец-то смогла достать) и даже сочинила свой собственный. Потом увлечение прошло, и Тереса снова начала убеждать отца позволить ей уйти в монастырь. Дон Алонсо был категорически против. Он считал, что его любимая дочь, умная, знатная и красивая, непременно должна составить счастье мужчины, равного ей по положению и богатству.
         Видимо, настольной книгой Терезы было житие святой Клары Ассизской, она последовала примеру любимой героини, и решила сбежать из дома и принять постриг в каком-нибудь монастыре. Опыт побегов у нее уже был, как мы знаем, и в 1535 году, когда ей исполнилось 20 лет, Тереса в очередной раз сбежала из дома. На сей раз она подготовилась получше, чем в детстве, отправилась в Авилу и там поступила в монастырь Воплощения (Энкарнасьон) ордена кармелиток. Она приняла постриг под именем Терезы де Хесус (Тереза Иисусова).
         Первые годы в монастыре дались ей нелегко. Жизнь монахини все-таки резко отличается от жизни избалованной аристократки, окружённой прислугой в отцовском замке, и Тереза очень тяжело заболела. В житиях пишут, что ее разбил паралич, но понять, что под этим подразумевалось в 16 веке, довольно сложно. Терезу даже отправили домой умирать, но она смогла поправиться и вернулась в монастырь. Всего за несколько лет из юной восторженной неофитки она превратилась в мудрую и зрелую монахиню, к которой многие стали обращаться за советами и духовными наставлениями. Даже ее отец, который сначала был возмущен своеволием дочери, в конце концов, смирился с выбором Терезы, и тоже стал навещать ее в монастыре.
         В монастыре Воплощения Тереза провела около десяти лет. Это был очень большой монастырь, в нем жило более 200 послушниц и монахинь. И Тереза, постоянно наблюдая не самые приятные стороны существования такого огромного женского коллектива, пришла к выводу, что для того, чтобы нормально функционировать, монастырь должен быть небольшим, а количество монахинь не превышать 10-12 человек.
        Все-таки, Тереза была очень думающим человеком, а также энергичным и предприимчивым. Она написала новый устав, базируясь на идеях и принципах своего духовника, святого Петра Алькантрийского, который основал ветвь «босоногих францисканцев».
        Тереза несколько лет бомбардировала Ватикан своими посланиями, добиваясь разрешения создать новый монастырь по своему уставу. В конце концов, под ее напором папа римский Пий IV сдался, и соответствующие документы были подписаны. Как к ней относились в Риме, свидетельствует высказывание папского нунция, который считал Терезу «…надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: «жёны ваши в церквах да молчат», и основанию монастырей без папского разрешения…»
      Свой первый небольшой монастырь Тереза организовала, естественно, в  городе Авиле в 1562 году. Он получил имя святого Иосифа, и Тереза стала его настоятельницей. Туда было принято всего 12 сестер по числу апостолов. Начинание получило одобрение генерального настоятеля ордена кармелитов Х.Рубео, и вскоре аналогичные обители стали строиться по всей Испании. К 1582 году, когда Тереза умерла, по всей Испании было построено 16 монастырей новой ветви «босоногих кармелиток», основнымпринципами которой были возвращение к ранним идеалам монашества – строгости и простоте. Между прочим, с целью распространения  своих идей она прошла пешком по Испании более 5600 километров.
     После тридцати лет жизни в монастыре, на пороге пятидесятилетия, Тереза начала писать книги. Сама она утверждала, что особого желания этим заниматься у нее не было, и ее литературная деятельность вроде была чем-то вроде послушания:
        «…Почему они хотят, чтобы я писала? Пусть этим занимаются люди ученые, которые учились, а я неученая и писать не умею; в конце концов я вместо одного слова напишу другое... пусть меня оставят сидеть за прялкой, заниматься хором и исполнять обязанности монашеской жизни вместе с другими сестрами. Я не рождена для того, чтобы писать, для этой работы у меня нет ни здоровья, ни головы...»
      Конечно, донья Тереза прибеднялась, особенно если вспомнить, что еще подростком она сочинила целый рыцарский роман И надо полагать, что желание перевести свой жизненный, духовный и мистический опыт в слова и строки у нее присутствовало всегда, по крайней мере, в подсознании. Некоторые люди вообще не могут не писать, даже если вроде бы этого и не хотят.
        Самый странный мистический опыт, который она описала, был связан с явлением ей ангела (или херувима по другим источникам). Этот ангел явился ей во время сна или истовой молитвы. В руках он держал стрелу (дротик) с золотым наконечником или огненное копье. Этим объектом ангел пронзил Терезе сердце, и это символическое проникновение традиционно именуется amor dei – божественная любовь.
         Сама Тереза описала эту историю немного иначе. Она утверждала, что «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево (а не сердце) золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку» Сейчас в этой истории видят отголоски язычества, нечто вроде творческой переработки культа Эроса либо «бесконечный любовный флирт между поклонником и его божеством».
        Вообще, если отбросить всю мистику, то можно предположить, что в роли ангела выступал нормальный живой мужчина (местный садовник, священник, возможно какой-нибудь случайный постоялец гостиницы при монастыре), а золотое копье с огненным наконечником полностью соответствует метафорическому описанию некоей хорошо известной части мужского организма (спросите доктора Фрейда). В общем, похоже, это была отнюдь неamordei, а нормальный секс (причем смутные описания самой Терезы говорят вовсе не об изнасиловании, а о вполне приятных ощущениях).
        Второе известное видение Терезы было связано с Девой Марией и Иосифом. Мария благословила ее, а Иосиф одел на Терезу белый плащ и золотое ожерелье с висящим на нем крестом. Это было воспринято как знак божественного одобрения ее замысла. Именно поэтому первый монастырь «босоногих кармелиток» был наречен именем святого Иосифа, а в дальнейшем Тереза всячески способствовала распространению культа Иосифа в Испании.
        Тереза Авильская создала за 15 лет литературных занятий пять книг («Автобиография» (или, в других переводах, «Моя жизнь» или «Книга о моей жизни») (La vida, 1562—1565), «Совершенный путь» или «Путь к совершенству» (Camino de Perfección, 1562—1564); «Размышления на Песнь Песней» (Meditaciones sobrelos Cantares, 1567); «Книга оснований» (Libro de las Fundaciones, 1573—1582); «Внутренний замок» (El Castillo Interior, другое название Las Moradas, 1577), и по праву именуется первой испанской писательницей. Ее самой значительной книгой считается «Внутренний замок», где она уподобляет душу человеческую замку с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Ищущий Христа, молясь, переходит из одногопомещения в другое, пока не дойдет до самой главной комнаты и не обретет искомое. При этом каждому такому переходу соответствует своя специальная молитва.
        Тереза Авильская была канонизирована в 1622 году, менее, чем через полвека после ее смерти. В искусстве ее символами являются книга (книги) и перо, намекающие на ее литературную деятельность, а также золотая стрела, пронзающая сердце. Она обычно одета в рясу «босоногих кармелиток».
      Иногда Терезу изображают пожилой женщиной с крупными, даже грубыми чертами лица (что соответствует прижизненным портретным изображениям), но чаще все-таки художники предпочитают более утонченный и идеализированный образ.
     Терезу могут изображать коленопреклоненной перед видением Христа, который открывает перед ней свои раны или показывает один из гвоздей креста. Иногда она может быть представлена ходатайствующей перед Христом за грешные души в чистилище либо в сцене мистического обручения, подобно святой Екатерине Александрийской принимающей от Иисуса кольцо. Также ее изображают пишущей свои литературные труды, причем над ее головой парит голубь, символизирующий вдохновение, исходящее от святого Духа.
        Но наиболее популярный сюжет, без сомнения. – экстаз святой Терезы, изображающий ее знаменательную встречу с ангелом. Самый знаменитый «Экстаз» был выполнен Джованни Лоренцо Бернини в 1645-52 годах в качестве скульптурной алтарной группыдля капеллыКорнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа в Риме по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Скульптуры Терезы и Ангела расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза, находящаяся в состоянии томления (разумеется, духовного), лежит на облаках, запрокинув голову. Ее глаза воздеты к небу, рот полуоткрыт, одежда в беспорядке, и она ждет духовного озарения. Стоящий рядом ангел, с улыбкой (ехидной ухмылкой) одной рукой направляет на ее грудь золотую стрелу, а другой держится за завязку ее платья (сейчас развяжет, и тогда…)
        Скульптурная композиция получилась у Бернини исключительно экспрессивной (двусмысленной), и по праву считается одним из эталонных произведений, выполненных в стиле барокко.
Tags: женщины, истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments