nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ИСКУССТВО
Часть 1.
      Время от времени из недр средств массовой информации выныривает неожиданный общественный интерес к той или иной исторической личности, к тому или иному событию. Пару лет назад в связи с установкой пресловутого памятника Ивану Грозному в Орле возникла очередная достаточно масштабная дискуссия о личности этого царя, о том, вообще стоит или нет ставить ему памятники.
      На мой взгляд, в истории в принципе невозможно найти белых и пушистых государственных лидеров. Не стоит забывать, что Иван Грозный жил не в наше относительно гуманистическое и толерантное время, а в эпоху, когда его коллеги по цеху государственного управления особым милосердием также не отличались. Достаточно вспомнить ГенрихаVIII с его несчастными женами и свирепыми дочками, Карла XI с Варфоломеевской ночью и мамочкой, от которой всей Европе хотелось держаться подальше, римских пап и испанских королей с кострами святой инквизиции и орденом святого Игнасия Лойолы и прочая, и прочая. Наш Иван Грозный вряд ли будет особо выделяться на этом неполиткорректном фоне.
      Но меня больше всего интересует, что сделал наш грозный царь для русского искусства. Дело в том, что в любые времена основу любого художественного стиля закладывают те, у кого есть для этого финансовые возможности. И очень часто это именно государство и его правители.
      Иван Васильевич IV появился на свет в 1530 году, и в ознаменование рождения наследника его отец, Василий III заложил храм-памятник в селе Коломенском – знаменитый храм Вознесения, первый из шатровых храмов на Руси.
      В дальнейшем вся эпоха правления Ивана Грозного станет эпохой становления шатрового зодчества на Руси. Строго говоря, никакой особой новации шатровое зодчество в себе не несло, поскольку деревянные шатровые сооружения строились у нас испокон веков. Новым стало удачное перенесение принципов деревянного строительства в каменное сооружение.
      По большому счету шатровые храмы не были особо удобными для церковных служб. В плане они были центрическими, в подобных сооружениях не предполагалось наличие апсиды, а, следовательно, было сложно устроить алтарь и иконостас.
      Храм Вознесения даже не был расписан изнутри, что придавало особое величие внутреннему объему, как бы возносившемуся в небеса в потоках божественного света. Но это было не типично и непонятно для прихожан. Тем более что эти храмы были совсем небольшими по объему и могли вместить очень небольшое количество людей, пришедших на службу.
      Без сомнения, истоки идеи центрического храма проникли в Московию из ренессансной Италии вместе с архитекторами-итальянцами. Так же как и ордерные формы, которые вполне гармонично были использованы при строительстве храма Вознесения в Коломенском в качестве декоративных элементов, членящих внешние архитектурные объемы.
      И не случайно шатровые храмы XVI века заявлялись именно как храмы-памятники. На них нужно было смотреть снаружи. Одним из новых и принципиально важных элементов храма Вознесения в Коломенском стало так называемое гульбище – крытая галерея, вполне соотносящаяся с открытыми террасами итальянских вилл и дворцов.
      Следующим храмом-памятником эпохи царя Ивана Васильевича стал храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Дата закладки – 1547 год, предполагается, что поводом для этого мероприятия послужило принятие Иваном Васильевичем титула царя. Собственно принятие царского титула было сопряжено с женитьбой и состоялось в предыдущем, 1546 году.
    С учетом того, что царю было тогда всего 16 лет, мало вероятно, что это была его собственная идея, упрочить таким образом свою власть. Многие историки считают, что фактическим руководителем страны, особенно в том, что касается идеологии, тогда был митрополит Макарий. Для нас он интересен именно потому, что он оказал решающее влияние на формирование и российской политики, и идеологии вплоть до своей смерти в 1563 году.   Очевидно, что именно его слово было решающим для молодого царя, и что ему царь Иван был обязан всеми успехами первого периода своего царствования. Между прочим, митрополит Макарий, в отличие от его государя, присутствует на знаменитом памятнике 1000-летия Руси в Новгороде.
      Можно предположить, что продолжение строительства шатровых храмов в ознаменование каких-то значимых событий также было идеей митрополита Макария.
    План храма уже более близок к плану храма Покрова на Рву, который не без оснований считается наиболее ярким и характерным сооружением такого типа. Он также центрический, состоит из восьми отдельных объемов, каждый из которых является отдельным храмом и имеет свой алтарь. Собственно столпов – пять, четыре по углам и центральный, который собственно и посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи. Он больше остальных в два раза, и имеет пристроенную апсиду и отдельный вход. Столпы также имеют отдельные входы, и связаны между собой галереями.
      Декоративное оформление храма более традиционно-русское, здесь используются треугольные и полукруглые кокошники, расположенные в несколько рядов. Хотя некое подобие антаблемента также оформляет  каждый восьмерик, на котором возвышается шлемовидный купол.
      Купола храма не претерпели последующих изменений, как это было у храма Покрова на Рву, разноцветные луковки которого на самом деле были пристроены уже в 17 веке.
      Были ли храм расписан непосредственно после постройки, или нет, доподлинно неизвестно. Сейчас росписи отсутствуют, и белые стены создают довольно своеобразный контраст с красно-золотым алтарем. Вполне возможно, что это была именно тенденция, оставлять внутреннее убранство храмов такого типа без росписей.
    Самым примечательным архитектурным памятников эпохи Ивана Грозного, и, пожалуй, одним из самых великолепных произведений русской архитектуры вообще, можно считать знаменитый храм Покрова Пресвятой Богородицы на рву, более известный широкой публике как храм Василия Блаженного (поскольку известный московский юродивый был похоронен на кладбище при Троицком деревянном храме, находившемся прежде на этом месте).
      К сожалению, разноцветные луковки собора, его несколько «ненастоящий», лубочный или игрушечный вид, сделали его одной из рекламных визитных карточек России, наряду с Московским Кремлем и медведем с балалайкой (или с автоматом Калашникова, кому как ближе). И эта занимательная внешняя картинка полностью заслоняет от непосвященного наблюдателя глубокий философско-религиозный смысл, который был заложен в архитектурное решение этого храма.
      Храм Покрова на рву также был создан как храм-памятник, на сей раз в честь взятия Иваном Васильевичем Казани. Строительство началось в 1555 году и продолжалось пять лет. Традиционно создателями храма считаются русские зодчие Иван Барма и Постник Яковлев. Хотя сейчас версия с Бармой и Постником считается устаревшей, и создателем храма называют либо одного Постника Яковлева, либо неизвестного западноевропейского архитектора, который смог органично объединить в проекте традиции русского зодчества и новые европейские тенденции ренессансной архитектуры.
      Собор состоит из девяти отдельных шатровых объемов, каждый из которых имеет свой престол, то есть является самостоятельным храмом. Все они посвящены святым и праздниками, чьи даты
празднования приходилось на период, когда происходил взятие Казани.
      В плане храм представляет собой гармоничное центрическое сооружение с доминирующим центральным объемом. Многие исследователи отмечали, что план храма очень похож на проекты идеальных ренессансных городов, а разноцветные разновеликие башенки кажутся подобными башням Небесного Иерусалима, как его представляли в ту эпоху и на Руси и на Западе. Есть легенда, что цвета башенок привиделись во сне Андрею Юродивому (Константинопольскому), которому снился, как он полагал, Небесный Иерусалим. С его именем также связывают и праздник Покрова Богородицы.
      Международная ситуация вокруг Московии в 16 веке была непростой. Угрозы следовали со всех сторон: с запада, с юга, с востока. Поэтому организовать защиту, соответствующую времени и военным возможностям соперников было очень актуальной проблемой для русского царя. Создать цепь крепостей в стратегически необходимых пунктах оказалось одной из важных государственных задач.
   Решать ее начал еще Иван III, а продолжили Василий III, Иван IV, Федор Иоаннович и Борис Годунов. Крепости строились вплоть до наступления Смуты, когда, конечно, никому уже не было дела до обороноспособности страны.
   Эти крепости можно условно разделить на две категории: кремли в городах, составляющихцепь укреплений вокруг Москвы, и укрепленные монастыри.
   При Иване Грозном были построены кремли в Можайске (1541), Серпухове (1556), а также в Казани (1555 – уже после ее взятия), заложен кремль в Астрахани. Укрепленные города в Сибири – Тюмень, Тобольск, Пелым, - начали закладывать уже позднее, при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Также только в 1597 году был заложен Смоленский кремль, который строил лучший русский архитектор фортификационных сооружений того времени Федор Конь.
      Федор Конь предположительно родился в 1540 году и был как-то связан с Троицким Болдиным монастырем Смоленской епархии. Работать он начал, таким образом, еще при Иване Грозном, но основное его творение – Смоленский кремль – было построено позже, при Федоре Иоанновиче.
      Хорошо укрепленные монастыри также образовывали защитный пояс Московии. В 16 веке строятся монастырские комплексы: Кирилло-Белозерский  (с 1523 г.), Соловецкий (с 1584), Троице-Сергиев (с 1540), Борисоглебский (с 1545), Иосифо-Волоколамский (с 1543), Псково-Печорский (с 1553).
      В сущности, особой заслуги Ивана Грозного в этом масштабном строительстве нет, он просто продолжил то, что уже было начато его отцом и дедом. Сам для себя он обустраивал лишь Александрову слободу, но основные постройки там также были выполнены еще до его рождения, а перестройки производились позже, уже в 17 веке. Иван Грозный просто свозил туда все награбленное в процессе карательных походов по родной стране, сокровища из Новгорода, Пскова и прочие ценности.


Продолжение следует…
Tags: архитектура, истории, стили и направления в искусстве
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments