nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО:
КОШМАР ДЛЯ КОНСЕРВАТОРА

         Мы привыкли, что, попадая в зал художественного музея, картинной галереи или выставочного зала, мы сталкиваемся с искусством, которое понятно без дополнительных комментариев. Многие зрители, особенно в нашей стране, предпочитают традиционный художественный язык, который не требует никаких пояснений. Глядя на такие типичные и понятные картины, можно сразу ответить на привычный со школьных лет вопрос: «Что хотел сказать художник?» Но современное искусство, искусство ХХ – начала ХХI века давно уже приняло совершенно иные формы. Разумеется, остались еще художники, которые работают в классических традициях, или же делают вид, что следуют им, но на их выставки как раз можно ходить безо всяких опасений и потребности в дополнительном анализе. Впрочем, даже их работы, выполненные в знакомом стиле, совсем не так однозначны и прозрачны, как произведения настоящих старых мастеров.
        Попадая на выставку современного искусства, зритель, привычный к традиционным художественным формам, оказывается в мире, который ему не понятен и непостижим. В залах он может увидеть ржавые металлические конструкции, сваренные между собой, конфетные фантики, рассыпанные по полу, даже полуголого мужика, сидящего на полу и издающего непонятные звуки. Все это называется современным искусством, и может вызвать и неприятие, и испуг, и даже физически негативные ощущения.
          У зрителя сразу возникает вопрос: неужели это искусство, и неужели это серьезно. Люди, которые занимаются подобными проектами, относящимися к области современного искусства, разумеется, не сумасшедшие и не придурки, но они, помимо всего прочего, – хорошие коммерсанты, и понимают, что главное, что может привлечь пресыщенного развлечениями зрителя на выставку – это шок, возможность получить острые ощущения, добавить адреналина. Поэтому зачастую художники и пускаются во все тяжкие, ведь скандалом можно привлечь гораздо больше средств и вызвать больший интерес, чем самой изысканной и утонченной работой. Очень часто в таких произведениях нельзя определить, где кончается подлинное самовыражение художника, его творческий поиск и начинается коммерческая деятельность, направленная на привлечение спонсоров, покупателей и посетителей.
         Новые художественные формы, утверждающиеся в искусстве в течение всего 20 века, вполне способствуют тому, чтобы поражать и шокировать публику. Сначала фовизм и кубизм, абстракционизм и сюрреализм, дадаизм и экспрессионизм, потом хэппенинги и перформансы, концептуальное искусство, поп-арт, оп-арт, гиперреализм и т.д. и т.п. Все это поначалу удивляет и шокирует, потом становится привычным, затем выходит из моды, и художники отправляются на поиски какой-то новой идеи.
          Современному художнику совершенно не нужно, чтобы зритель почувствовал и перенял его ощущения в момент творчества, отношение к миру. Художник своим произведением предоставляет зрителю некоторую форму, в которую зритель может вкладывать свое собственное содержание. Постмодернизм с его многофункциональной знаковостью предполагает, что каждый символ и знак может обозначать разные вещи в зависимости от желания зрителя. Таким образом, художник пытается включить зрителя в собственный творческий процесс и предоставляет ему свободу восприятия. Этим, в общем-то, и ценится современное искусство, старые мастера никакой свободы зрителю не давали.
         Когда смотришь на произведения современных художников, то очень часто появляется ощущение, что нечто подобное ты уже где-то видел, когда-то встречал, у кого-то это уже было. Если даже совсем немного разбираться в истории искусства, то можно найти источники вдохновения и образцы практически для любого современного мастера. И этого художники совершенно не стыдятся, поскольку они совершенно сознательно используют в своем творчестве некие хорошо знакомые элементы, которые заведомо вызывают у зрителя определенные эмоциональные реакции, но складывают их в совершенно иные образы, как в калейдоскопе, где из одних и тех же цветных стеклышек появляются миллионы самых различных комбинаций.
          Современное искусство – это в значительной степени игра, поэтому его не стоит бояться, лучше всего отнестись к нему с солидной долей иронии. Кроме того, современные художники больше не доверяют своим непосредственным впечатлениям и наблюдениям, и даже не пытаются изобразить реалии зримого мира. Их творческие поиски идут в ином направлении. Они представляют уже готовые, сложившиеся образы, доступные для непосредственного восприятия.
          Даже живопись так называемого социалистического реализма, это уже не реализм, поскольку художники все равно представляли не то, что они наблюдали непосредственно, а опять же оперировали некими уже сложившимися знаками и символами, только выбирали их не по собственной инициативе, а по воле правящей партии. Только их художественный язык был традиционным и потому понятным.
          Современные художники стараются говорить о современных проблемах. Их волнуют межнациональные конфликты и проблемы экологии, глобализация мировой экономики и рост преступности в цивилизованных странах, социальные и экономические проблемы, они по мере своих возможностей стараются привлечь внимание публики ко всему, что их беспокоит.
          Не стоит бояться выставок современного искусства, но надо быть готовым к новым художественным формам и новому художественному языку, который, складывается из всего того, что уже было создано прежде. Современные художники ищут, так присоединяйтесь к их поискам и не будьте слишком серьезными.
  
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments