Часть 2.
Когда мы говорим о русской живописи 16 века, то, разумеется, имеем в виду иконопись. Робкие попытки писать парсуны в эту эпоху трудно отнести даже к начальной стадии развития нормальной портретной живописи.

К середине 16 века в нашей стране московская школа иконописи откровенно доминировала, бывшие некогда вполне самостоятельными и равными ей по значению новгородская, псковская, тверская, фактически перестали развиваться (и это случилось еще даже до разорительных
походов Ивана Грозного по собственному царству, которые окончательно уничтожили в том числе и художественные поиски на местах).

Суть тех новшеств, которые пытались внести в иконопись Макарий и Сильвестр заключалась в том, что смысл новых икон должен был соотносится с различными злободневными темами, через библейские истории, отраженные в иконах, нужно было передавать сущность современных проблем. В итоге изображения получались перегруженными и малопонятными для обычных прихожан. Без соответствующих текстов зачастую вообще было невозможно в них разобраться.
В середине 16 века прошло даже что-то вроде общественной дискуссии на эту тему между Макарием с Сильвестром и дьяком Висковатым, который откровенно недоумевал, зачем нужны такие сложные и непонятные изображения в живописи. Впрочем, что вполне закономерно, победила точка зрения Макария и Сильвестра.
Наиболее примечательной иконой, посвященной актуальному событию можно назвать «Церковь воинствующую», огромную доску (длиной 4 метра), на которой было в аллегорической форме изображено шествие войска, взявшего Казань, под предводительством первых русских великих князей и святых. Можно сказать, что это действительно было вполне выдержанное в идеологическом отношении произведение, которое, к тому прекрасно отражало текущие события и их преемственность.


Митрополит Макарий постарался навести порядок еще в одной важнейшей сфере идеологической жизни страны – в создании летописей. Поскольку в то время это были необходимые для государства официальные хроники, которые
подтверждали преемственность царской власти и ее божественное происхождение, повествовали о деяниях великих предков, тем самым предлагая действующему царю образец для подражания, то необходимость упорядочить, систематизировать и привести к некоему общему знаменателю эти тексты, назрела уже давно.

В эпоху царствования Ивана Васильевича были составлены, например, Великие Четьи Минеи, где были собраны все известные на Руси жития святых и другие сочинения церковной литературы. С художественной точки зрения интересен прежде всего том за август (1552), единственный из всех 12-ти, украшенный миниатюрами, в
этот том вошла также «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, написанная по повелению Макария еще в Новгороде в 1542.

Миниатюры, выполненные для этого тома, были исполнены в двух манерах – в иконописном стиле корпусным наложением краски или нарисованы тонкой черной линией и подцвечены жидкой акварелью.
Самым грандиозным летописным творением эпохи Ивана Грозного был Лицевой
летописный свод, созданный в 1560-х-1570-х годах, его иллюстрировали в мастерских Московского Кремля. До нас дошло около 10 тысяч листов с 16 тысячами миниатюр. Свод является списком официальной летописи Русского государства – Никоновской летописи. На каждом листе размещены миниатюра и небольшой текст, поясняющий изображение. Зачастую на одной иллюстрации сразу изображается несколько событий, происходивших одновременно в
разных местах.


В изображениях представлены жизнь и деятельность русских князей, военные походы, полевые работы, быт, ремесло, вечевые собрания, стихийные бедствия. Художники уже пытаются более-менее правдоподобно представлять человеческие фигуры, появляются изображения людей в движении, также изображения человека внутри здания, в интерьере.
Манера письма – графическая, рисунки подцвечены тусклой акварелью. Попадаются также незаконченные миниатюры, выполненные только карандашом или пером. Композиция, как правило, выстроена неумело, рисунок перегружен, не имеет объединяющего центра.
Для русского искусства, в определенном смысле, все-таки это был прогресс, хотя видеть эти работы могли немногие.
По сути своей сам Иван IV Грозный особого, а тем более сознательного влияния на развитие
русского искусства не оказал. Во время его правления всего лишь продолжались «проекты», которые были заложены еще его предками или инициированы его советниками. Сам он мог только свозить награбленное в Александрову слободу, нисколько не ценя красоту и не уважая древность русских храмов, монастырей и городов.
