Как-то так получилось, что в нашей стране все основные зимние праздники отмечаются уже после Нового года. Мы вообще с 25 декабря живем как будто по двум календарям сразу, отмечаем Новый год вместе со всем миром, но при этом держим в уме, что все можно отпраздновать (а, значит, начать новый год с самого начала) еще раз.
К тому же Рождество 25 декабря у нас отмечают немногие, так что 1 января, также как зима/снег всегда приходит неожиданно. Но вот в более цивилизованных странах еще в декабре (а кое-где и в ноябре) традиционно начинают отмечать предновогодние праздники, которые как бы предвосхищают приход Рождества и Нового года, подготавливая мысли и настроение к основному торжеству.
11 НОЯБРЯ,ДЕНЬ СВЯТОГО МАРТИНА
Этот день во Франции, Германии и в Англии считается началом зимы. Поскольку он совпадает со днем памяти святого Мартина (Мартинмаса), то все ритуалы, которые необходимо проводить в этот день в той или иной степени были отражены в биографии святого.
Святой Мартин родился приблизительно в 315 году в Паннонии (современная Венгрия), сначала служил в римской армии в Галлии, а в 370 году стал епископом Тура, и более всего прославился как разрушитель языческих капищ и основатель монастырей во Франции. Но для простых людей более всего памятна история его встречи с замерзающим хромым нищим, которому он отдал половину своего плаща, разорвав его надвое (почему не отдал весь, непонятно). Тогда он еще был военным и потому ехал верхом.
Именно поэтому 11 ноября самые истовые верующие, которые обладают даром духовного ясновидения, могут воочию узреть Мартина, скачущим верхом на белом коне по лугам и полям и рассыпающим из складок своего плаща первый зимний снег.
Есть еще вторая легенда о святом Мартине-дарителе. Однажды он получил чашу с вином из рук самого императора, но тотчас отдал ее самому смиренному из священников, сопровождавших его. Разумеется, Мартин считается покровителем вина и виноделия, и именно в день святого Мартина во Франции и в Германии разрешалось в первый раз попробовать вино нового урожая.
А французские и немецкие дети в канун дня святого Марина выставляли на крыльцо кувшины с водой и молились святому, чтобы наутро вода превратилась в вино. Иногда чудо свершалось, в кувшинах действительно оказывалось вино (с отцовского виноградника), а рядом появлялось особое печенье в форме лошадиной головы или подковы, так называемые "Рожки святого Мартина" (матушка постаралась). И тогда дети искали и, разумеется, находили, рядом с домом на первом снегу след лошадиной подковы – верный знак, что святой Мартин ночью проезжал мимо.
В некоторых селениях существовал обычай, по которому под потолком комнаты в каждом доме подвешивались бумажные пакеты с яблоками, орехами, изюмом, зёрнами пшеницы, овса, гороха. К каждому из них прикреплялись специальные длинные бумажные полоски, которые поджигались, и тогда содержимое этих пакетов высыпалось на празднующих. Это действо имело ритуальное значение, символизируя окончание сбора урожая и его изобилие.
В искусстве святого Мартина очень часто изображают верхом, иногда он держит в руке меч, готовясь разрезать свой плащ, иногда уже отдает половину плаща нищему. Кстати, в ночь после свершения этого великого деяния святой увидел сон, в котором ему явился Иисус Христос, завернувшийся именно в тот кусок плаща, что Мартин отдал нищему.
Еще один символ Мартина – гусь. Это связано сразу с двумя событиями, поскольку, с одной стороны, именно в это время начинается миграция диких гусей на юг, а с другой, с 11 ноября разрешалось резать домашнюю птицу и готовить блюда из свежей гусятины, празднуя день святого. Домашних животных тоже забивали, начиная с этого дня, но их мясо не ели, а засаливали на зиму. Но легенда гласит, что однажды гуси подняли гвалт во время проповеди святого, и Мартин приказал сделать из них жаркое.
Также Мартина почитали, разжигая ночью костры (сейчас зажигают фонари и светильники), и разбрызгивая у порога жилых домов кровь только что зарезанных животных (такие специфические отголоски язычества, которое Мартин так до конца и не истребил).
30 НОЯБРЯ, ДЕНЬ СВЯТОГО АНДРЕЯ
Святой Андрей, апостол и брат святого Петра, особо почитался в Шотландии, Центральной Европе и Греции. Греция и Шотландия считают его своим покровителем. Согласно легенде он даже совершил миссионерское путешествие в скифскую Русь, проповедуя Евангелия и совершая множество исцелений.
Но праздничные традиции для этого дня в разных странах были совершенно различными. Шотландцы именно в этот день охотились на белок, а потом их ели. Кроме того эта ночь считалась благоприятной для пророчеств, и все девушки, мечтавшие выйти замуж, могли увидеть во сне своих суженых.
А вот в Румынии все было гораздо страшнее. В ночь перед днем святого Андрея из своих могил восставали мертвецы, и вампиры искали своих жертв в окрестностях деревень (
Святой Андрей был более всего известен оригинальным способом казни, поскольку его распяли на кресте в виде буквы Х. Именно эта сцена и изображается чаще всего на картинах.
19 ДЕКАБРЯ, ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Святой Николай Мирликийский или Барийский – один из самых популярных святых, покровитель моряков (потому что усмирил бурю на море), мальчиков (потому что воскресил трех школьников-подростков, убитых злым хозяином постоялого двора, который собирался потчевать человечиной своих постояльцев) и, самое главное – молодых девушек. Именно история с тремя девушками, которых их обедневший отец собирался продать в рабство (или, что более вероятно, сдать в бордель), и превратила серьезного человека, епископа города Миры в Малой Азии, в
веселого толстяка Санта Клауса, исполняющего желания и одаривающего подарками детей всего мира перед Рождеством.
Отец девушек был человеком благородного происхождения, но обедневшим, так что выдать дочерей замуж он не мог. Николай как-то раз навестил его, и узнав о проблеме, решил ее, подбросив в окно дома своего знакомого три кошелька с золотом (или три золотых шара по другой версии). Кстати, это довольно распространённый сюжет в искусстве, причем Николай обычно одет в светскую одежду, а несчастные девицы или спят в постелях, или сидят, заливаясь слезами.
Отец девушек был человеком благородного происхождения, но обедневшим, так что выдать дочерей замуж он не мог. Николай как-то раз навестил его, и узнав о проблеме, решил ее, подбросив в окно дома своего знакомого три кошелька с золотом (или три золотых шара по другой версии). Кстати, это довольно распространённый сюжет в искусстве, причем Николай обычно одет в светскую одежду, а несчастные девицы или спят в постелях, или сидят, заливаясь слезами.
Кстати, кошельки с золотом Николай бросил так метко, что они упали точнехонько в башмаки девушек, которые сушились возле очага (отсюда традиция вывешивать специальные носки у камина).
И если сейчас дети в англоязычных странах оставляют Санте тарелку печенья и стакан молока, то раньше дети в Германии и Голландии оставляли за порогом свои башмаки, наполненные сеном и морковкой для коня святого Николая. Причем это было не в канун Рождества, а в ночь перед днем святого Николая.
И в эту волшебную ночь Николай проносился над городами и деревнями верхом на белом коне в сопровождении эльфа Кнехта Рупрехта. У святого с собой была корзина с игрушками и сладостями для хороших и послушных детей, а его спутник имел при себе розгу, которой наказывал юных хулиганов.
21 (13) ДЕКАБРЯ, ДЕНЬ СВЯТОЙ ЛЮЦИИ
Об этой святой я уже писала (https://nikonova-alina.livejournal.com/246990.html). А вот день ее почитания в какой-то момент был перенесен с 13 на 21 декабря. Дело в том, что он был привязан к Дню зимнего солнцестояния, который отмечался в Скандинавии сначала 13 декабря, а затем, после реформирования календаря, перешел на две недели позже.
И если сейчас дети в англоязычных странах оставляют Санте тарелку печенья и стакан молока, то раньше дети в Германии и Голландии оставляли за порогом свои башмаки, наполненные сеном и морковкой для коня святого Николая. Причем это было не в канун Рождества, а в ночь перед днем святого Николая.
И в эту волшебную ночь Николай проносился над городами и деревнями верхом на белом коне в сопровождении эльфа Кнехта Рупрехта. У святого с собой была корзина с игрушками и сладостями для хороших и послушных детей, а его спутник имел при себе розгу, которой наказывал юных хулиганов.
21 (13) ДЕКАБРЯ, ДЕНЬ СВЯТОЙ ЛЮЦИИ
Об этой святой я уже писала (https://nikonova-alina.livejournal.com/246990.html). А вот день ее почитания в какой-то момент был перенесен с 13 на 21 декабря. Дело в том, что он был привязан к Дню зимнего солнцестояния, который отмечался в Скандинавии сначала 13 декабря, а затем, после реформирования календаря, перешел на две недели позже.
Есть еще и местная скандинавская легенда о Люции, на сей раз это история не о вере, а о любви и преданности. Считаестя, что некая Люция, которая жила в эпоху Средневековья, была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но попал в сильнейший шторм. Нечистая сила, гулявшая по Земле в эту ночь, погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку и отрезали ей голову. Но даже после смерти её призрак стоял на скале с фонарём
В Швеции и Норвегии именно день святой Люции считается началом Рождества. В самый короткий и темный день года люди вполне естественно мечтали вернуть солнечный свет. И Люция, имя которой как раз и происходит от латинского lux – свет, казалась лучшей кандидатурой на то, чтобы осветить ночной зимний мрак и немного согреть замерзающий заснеженный мир. К тому же одним из символов Люции традиционно считался зажженный светильник.
По преданию юные девы, невинные и чистые душой, могли в этот день увидеть саму святую Люцию, скользящую по снежным полям и замерзшим озерам в белом платье с сияющей короной на голове. Поэтому в городах начали устраивать факельные шествия, призывающие вернуться солнечный свет и тепло.
В этот день во всех домах молодые девушки и девочки вставали задолго до рассвета, надевали белые платья, украшали головы венками из вереска или остролиста, в которые вставлялись горящие свечи, пели специальные песнопения в честь святой Люции, и готовили угощение для домашних.
ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ
Этот день, самый короткий в году, отмечался во всей Европе. Главная составляющая праздника – магические ритуальные танцы, которые должны были защитить людей от наступающей тьмы, и приблизить приход солнца, тепла и весны.
По преданию юные девы, невинные и чистые душой, могли в этот день увидеть саму святую Люцию, скользящую по снежным полям и замерзшим озерам в белом платье с сияющей короной на голове. Поэтому в городах начали устраивать факельные шествия, призывающие вернуться солнечный свет и тепло.
В этот день во всех домах молодые девушки и девочки вставали задолго до рассвета, надевали белые платья, украшали головы венками из вереска или остролиста, в которые вставлялись горящие свечи, пели специальные песнопения в честь святой Люции, и готовили угощение для домашних.
ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ
Этот день, самый короткий в году, отмечался во всей Европе. Главная составляющая праздника – магические ритуальные танцы, которые должны были защитить людей от наступающей тьмы, и приблизить приход солнца, тепла и весны.
Ритуальный танец исполнялся группой мужчин, вооружённых мечами. Участники были наряжены в специальные церемониальные костюмы, украшенные лентами. Танцоры двигались по кругу, обязательно по часовой стрелке, так как это соответствует ходу движения солнца, и, скрещивая мечи, изображали в воздухе различные магические фигуры. Самая главная – шестиконечная звезда – обозначала вечное солнце. Когда танцоры фиксировали этот знак, танец заканчивался.
Так что если последовательно отмечать все эти дни в течении полутора месяцев, то уже к католическому Рождеству приближаешься совершенно подготовленным, в должном настроении и состоянии души. А Новый год 1 января будешь встречать уже несколько пресыщенным от бесконечных празднеств (и уже не будет желания употреблять салат оливье тазиками).
Надо сказать, что в дореволюционной крестьянской России церковные праздники прежде всего отмечали моменты, связанные с сезонными работами, по сути это были совсем не праздники, а даты сельскохозяйственного календаря, по которым было легко ориентироваться, что, как и когда было делать. Существование деревенского человека в то время вообще было довольно жёстко регламентировано, и ни о какой свободной жизни в гармонии с природой в русской деревне речь и не шла.
Так что если последовательно отмечать все эти дни в течении полутора месяцев, то уже к католическому Рождеству приближаешься совершенно подготовленным, в должном настроении и состоянии души. А Новый год 1 января будешь встречать уже несколько пресыщенным от бесконечных празднеств (
Надо сказать, что в дореволюционной крестьянской России церковные праздники прежде всего отмечали моменты, связанные с сезонными работами, по сути это были совсем не праздники, а даты сельскохозяйственного календаря, по которым было легко ориентироваться, что, как и когда было делать. Существование деревенского человека в то время вообще было довольно жёстко регламентировано, и ни о какой свободной жизни в гармонии с природой в русской деревне речь и не шла.
Из праздников, упомянутых выше, на Руси традиционно отмечали день святого Андрея и день святого Николая. День зимнего солнцестояния, он же Спиридон-солнцеворот, отмечался немного позже, чем в Западной Европе, не на 21, а на 25 декабря, то есть он фактически совпадал с европейским Рождеством.