nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ:
АРХИТЕКТУРА РОКОКО – ОБЩИЕ МОМЕНТЫ

Часть 16.


         Период рококо во Франции включает в себя всего несколько десятилетий (1700-е – 1750-е гг.), но за это время проходит весь путь развития, успевает оформиться и закрепиться в архитектуре.
        Франция в эту эпоху занимает особое положение среди остальных европейских стран. Можно сказать, что своими архитектурными памятниками, созданными в предшествующий период, она доказала свое право не только на архитектурную самобытность, но и на то, чтобы формировать архитектурные вкусы других стран.
        Для Франции в XVII веке еще характерна ориентация на Италию, как на ведущую художественную державу, но к началу XVIII французское искусство постепенно уже приобретает значение образца, на который начинают ориентироваться страны Центральной и Северной Европы.
          Многие французские архитекторы, работавшие в конце XVII – начале XVIII века, получили образование в Риме, где существовал филиал Французской Академии. В то же время, в XVIII веке они много работают и в других странах, подчас создавая именно там свои основные произведения. Например, Франсуа Кювилье с 1725 года стал первым архитектором курфюрста Баварии, а Робер де Котт работал в Бонне, Савойе, Баварии. Менее удачной и продуктивной оказалась работа Жан-Батиста Леблона  по проектированию и строительству Санкт-Петербурга при дворе Петра I.
          Своеобразие французского рококо основывается на своеобразии культурной жизни страны. Салонная культура переросла в определенный стиль жизни и, соответственно, отразилась и на искусстве. Германские государства активно подражают Франции, и даже итальянские салоны становятся отражением французских.
          Во французской архитектуре этого периода доминируют светские сооружения, главное внимание уделяется строительству дворцов и частных отелей. Церковных и монастырских построек в эту эпоху создается немного, чаще всего старые сооружения достраиваются (как Сен-Сюльпис) или переделываются в соответствии с новыми вкусами (архиепископский дворец в Бордо).
          Своеобразие французского рококо проявляется также и в создании новой системы декоративного оформления архитектурных сооружений. Этот рокайльный декор перенимают архитекторы других стран, создавая, таким образом, некую единую систему стиля.
          Наиболее ярко все особенности стиля рококо в архитектуре Франции проявились в формах и декоративном оформлении отелей (частных особняков) и павильонов.
       До сих пор в искусствоведческой литературе идет дискуссия о том, где раньше проявились черты стиля рокайль: в частных отелях или в доходных домах буржуазии.             Однако об этом нельзя судить определенно. Скорее всего, новый стиль появляется одновременно в обоих типах сооружений. Первые дома буржуазии с чертами рококо относятся к 1713-15 гг. (например, дом в Париже на ул.Тевено, арх.Ж.-Б.Марто), но отели с подобными элементами появляются в то же время (отель Клермон-Тоннер,(ул.Бак, 120), арх.К.-Н.Ле Па де Бюиссон, 1713-15).
        Чертами, характеризующими стиль рококо в архитектуре, прежде всего, являются общие декоративные элементы, отличающиеся особым изяществом и изысканностью. В их основе лежит асимметричная форма раковины - рокайль Архитектурные памятники первой половины XVIII века характеризуются большей (по сравнению с предыдущей эпохой) легкостью пропорций и ордерных форм. Планы зданий зачастую строятся на использовании необычных форм – овала, восьмиугольника, прямоугольника со скругленными углами, и отличаются симметрией и упорядоченностью. В целом, архитектуру первой половины XVIII века характеризует повышенная декоративность.

        Продолжение следует...
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 1. Граф Шарль де Ферриоль, посол Людовика XIV в Оттоманской империи, прибыл в Стамбул ко двору…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ЯН СТЕН. КАВАРДАК, или ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ РОСКОШИ. Ок.1663 Часть 2. Ян Стен. Кавардак. Ок.1663 Несколько особняком среди персонажей картины стоит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments