nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА
И МУЗЕЯ
Часть 1.
      Когда мы вспоминаем наиболее известные музеи мира, название "Лувр" услужливая память подсказывает нам одним из первых. И это не случайно. Открытый еще в конце XVIII века, Лувр очень скоро приобрел общемировую славу, как масштабами, так и качеством своих коллекций. Но следует заметить, что лишь немногие из музеев мира такого уровня, могут похвастаться тем, что само здание, где размещены коллекции, тоже имеет огромное значение для истории и искусства. Лувр неразрывно связан с понятиями "Париж" и"Франция", и его коллекции - не просто музейные фонды, но гордость и слава французской нации. Недаром, именно в Лувр впервую очередь стремятся все туристы, попадающие в Париж, а среднее количество посетителей за год превысило 10 млн.человек. В общем, можно сказать, что история Лувра – это история становления Французского государства в целом.
      В конце XII века, в эпоху правления Филиппа II Августа (1180 - 1223), одного из наиболее выдающихся политиков Франции, Париж начинает развиваться особенно бурно. В эту эпоху на левом берегу Сены возникают кварталы студентов и ученых, а на правом селятся  торговцы и аристократия. Центром столицы по-прежнему остается остров Сите, на котором находится королевская резиденция, строящийся собор Нотр-Дам и кварталы знати. Король именно в это время постарался придать своей столице более-менее цивилизованный вид.
      Для защиты города на правом берегу Сены Филипп-Август строит крепость:"...Увидев, что по сторонам Сите вырастают - на правом берегу деловой город, а на левом - город студентов, [король] окружил крепостной стеной это тройное нагромождение и, чтобы защитить его, воздвиг на западе, в черте города Луврскую башню..."
      Эта местность была ранее охотничьими угодьями французских королей, и, по преданию, крепость Лувр построили на том месте, где находился охотничий домик, в котором держали гончих. Этот домик назывался "Lupara". Это один из возможных вариантов происхождения названия "Лувр". Другое толкование - от слова "loewer" - "замок" на старофранцузском. Еще один вариант - от слова "loup" - волк (волки в изобилии водились в тех краях).
      Крепость была построена по классическим правилам фортификации и вошла в комплекс оборонительных сооружений вокруг Парижа. К 1190 году строительство было закончено, и в эту же эпоху первые свидетельства о Лувре появляются в хрониках. Там король устраивает арсенал, тюрьму, хранилище для казны. В таком виде Лувр просуществовал до середины XIV века (до  конца царствования Иоанна II Доброго (1350 - 1364)). Король Карл V Мудрый дает распоряжение перестроить старый замок, поскольку во-первых, он перестал выполнять функцию защитного сооружения, так как крепостные стены были перенесены в связи с увеличением территории города, а, во-вторых, Карл V под влиянием новых гуманистических теорий, пришедших из Италии, предпочел обзавестись дворцом, а "старые архитектурные формы не отвечали требованиям
времени..."
   Чтобы перестроить Лувр, Карл V приглашает архитектора Раймона дю Тампля. Внешний вид этого нового дворца запечатлен в миниатюре "Октябрь", исполненной братьями Лимург для "Великолепного часослова герцога Беррийского" (Часослов был выполнен в 1409-1416 гг., в настоящее время он хранится в Шантийи, в музее Конде).
      Карл размещает в новом Лувре свою библиотеку, включавшую более 900 манускриптов и рукописных книг, кроме того во дворце разбивают экзотические сады, где помещают диковинных животных и птиц. РаймондюТампль изменяет и стиль декора интерьеров, которые становятся более пышными и изысканными.
      К концу XV – началу XVI веков замок ветшает, поскольку короли предпочитают другие резиденции. В это же время происходит становление Ренессанса на французской почве. Итальянские походы 1494 – 1565 гг. дали возможность французам познакомиться с новой итальянской культурой. Французские короли Карл VIII (1483 – 1498),
Людовик XII (1498 – 1515) и особенно Франциск I (1515 – 1547) активно приглашают итальянских архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров, кулинаров и т.д. для работы во Франции. По подобному приглашению приезжает и Леонардо да Винчи, который два последних года своей жизни проводит в отеле Кло-Люсе в Амбуазе и разрабатывает там различные инженерные проекты. Позднее, в 1530 - 50-е гг. во Франции работают Бенвенуто Челлини, Россо, Приматиччо, Никколо дель Аббадо и другие мастера.
      В то же время во Франции развивается и гуманистическое направление в науке. 5 августа 1530 года в Париже открывается гуманистическая школа Collége de France в противовес схоластике Сорбонны, а в 1540-е гг. организуются экспедиции для поисков в Греции памятников античного искусства. В эти годы многие французские архитекторы едут учиться в Рим (в частности, Филибер Делорм, Андруэ Дюсерсо и т.п.), где они воспринимают не только основы архитектуры античности и итальянского   Ренессанса, но и идеи архитекторов современности, в частности Андреа Палладио.
Разумеется, старый стиль пламенеющей готики уже не удовлетворяет общественные вкусы, и во Франции обращаются к новым архитектурным формам.
      В 1527 году по приказу Франциска I начинают ломать старый Лувр, пришедший в ветхость и не отвечавший требованиям современности. Двадцать лет спустя 2 августа 1546 г. ведущий архитектор Франции Пьер Леско получает письмо от Генриха II (1547 – 1559), в котором король официально поручает Леско строительство нового Лувра. Декоративными работами руководил Жан Гужон.
      До настоящего времени сохранился фасад здания, составившего ядро комплекса Луврского дворца, а также до некоторой степени планировка этой части здания и кариатиды в Зале кариатид, изваянные Жаном Гужоном.
Декор остальных залов не сохранился, но в настоящее время эти помещения составляют южную половину западного крыла Квадратного двора. Лувр Леско включает классические ордерные формы архитектуры, и является, таким образом, одним из наиболее ярких примеров французской ренессансной архитектуры.
   

 
      При Карле IX (1560 – 1574) c 1560 Лувр становится главной резиденцией французских королей, которые до этого времени предпочитали Фонтенбло и Мадридский замок. В эту эпоху с южной стороны Лувра, вдоль Сены, начинают пристраивать новое крыло для того, чтобы соединить Тюильри, дворец вдовствующей королевы-матери Екатерины Медичи, и Лувр. Екатерина Медичи привезла эту идею галереи из Флоренции, где уже существовала такая галерея, соединяющая палаццо Питти и Уффици.
     Таким образом, были построены сначала корпус Малой галереи, а затем, уже в 1595 году, - крыло Большой галереи. В этих работах участвовали Жак Андруэ
Дюсерсо, крупнейший теоретик французской архитектуры XVI века, и Луи Метезо, один из ведущих архитекторов эпохи Генриха IV (1589 - 1610).
     Большая галерея (ее длина 442 м) была закончена в 1609 году, но уже в 1607 Генрих IV писал: "В Париже вы увидите Большую галерею, которая доходит почти до Тюильри..." Король разрешил занять помещения в нижнем этаже этой галереи "лучшим работникам и самым умелым мастерам, которые могли бы преуспевать в живописи и скульптуре, ювелирном и часовом деле, равно как и в других замечательных искусствах...".
     В это же время в Лувре устроены ковровые мастерские, там "находились мастерские художников, квартиры придворных, караульные помещения. Ришелье разместил там Монетный двор и Королевскую типографию. Это был не дворец, а целый город...". Книги печатались в Лувре с 1640 г.
       Таким образом, уже в XVII веке Лувр становится одним из крупнейших художественных центров страны, а со второй половины XVII века, когда была создана Академия живописи и скульптуры, предоставление художникам квартир и мастерских во дворце короля превратился в традиционную систему поощрения членов Академии.
       В начале XVII века возникает идея создания в Лувре Квадратного двора, то есть замкнутой периметральной композиции, подобной городским площадям, например, Королевской (ныне площадь Вогезов). С 1624 работы по строительству Лувра возглавляет Жак Лемерсье. Он пристраивает к корпусу Леско так называемый Павильон Часов и продолжает строительство вокруг Квадратного двора, органично сочетая свои постройки с работами Леско и Гужона.
       В 1654 году руководство строительством принимает Луи Ле Во. Он замыкает Квадратный двор и оформляет его внутренние фасады. С 1657 по приказу кардинала Мазарини Ле Во начинает перестраивать Зал Послов, построенный в эпоху Генриха IV, в Античную галерею для размещения там античных статуй, коллекции оружия и медалей. Ле Во также строит Зал Ротонды и восстанавливает Малую галерею, сгоревшую во время пожара 1661 года. Теперь она получает название Галереи Аполлона.
       Также Ле Во выдвинул идеи дальнейшего развития комплекса дворца, которые были реализованы уже в XIX веке.
      Во второй половине XVII века, при Людовике XIV (1643 - 1715) объявляется конкурса на проект оформления части Лувра, выходящей к церкви Сен-Жермен-л`Оксерруа. На него было представлено несколько проектов как французских архитекторов (Удино, Франсуа Мансара, Жермена Коттара, Маро), так и итальянцев (Андреа Бернини, Райнальди и др.). Все эти архитектурные решения были выполнены в традициях барокко с усложненным и эффектным декором фасада. Проект Бернини, например, основанный на системе позднего римского барокко, предполагал активное использование изогнутых линий и плоскостей. Все это не отвечало требованиям французского двора, и поэтому к реализации был принят проект Луи Ле Во и Клода Перро, выполненный в традициях классицизма - "Колоннада". Она оформляла восточный и южный фасады дворца.
      Застройка началась в 1666, но в связи с недостатком средств, которые идут теперь на строительства Версаля, работы в Лувре были прекращены в середине 1670-х годов. В 1680-е король и двор переезжают в Версаль, а в Лувре обосновываются Академия архитектуры, Академия живописи и скульптуры и Академия наук. Художники и ремесленники, имеющие в Лувре мастерские, самовольно перестраивают комнаты, даже пробивают крышу, чтобы вывести наружу трубы печей-времянок.
     С 1699 года по 1848 в Квадратном салоне Лувра проводятся выставки современного искусства (так называемые Салоны). С  эпохи Регентства (1715 - 1723), когда Париж снова становится столицей Франции, там особенно оживляется культурная жизнь. С 1756 выставки в Квадратном салоне становятся регулярными и проходят раз в 2 года в течение месяца. По этим выставкам издаются каталоги, путеводители, печатаются рецензии и критические статьи. Публику больше всего не устраивало отсутствие системы в показе картин, которые развешивались по шпалерному принципу, что затрудняло возможность их  визуального восприятия.
      Продолжение следует…
Tags: истории, музеи
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment