И МУЗЕЯ
Часть 1.

Когда мы вспоминаем наиболее известные музеи мира, название "Лувр" одним из первых подсказывает нам услужливая память. И это не случайно. Открытый еще в конце XVIII века, Лувр очень скоро приобрел общемировую славу, как масштабами, так и качеством своих коллекций. Но следует заметить, что почти не один из музеев мира такого уровня, кроме, быть может, Эрмитажа и художественных галерей Италии, не может похвастаться тем, что само здание, где размещены коллекции, тоже имеет огромное значение для истории и искусства. Лувр неразрывно связан с понятиями "Париж" и "Франция", и его коллекции - не просто музейные фонды, но гордость и слава французской нации. Недаром, именно в Лувр в первую очередь стремятся все туристы, попадающие в Париж, а количество посетителей за год превысило 10 млн.человек.
История Лувра тесно связана не только с историей развития Парижа, но и с историей становления Французского государства в целом. 

Для защиты города на правом берегу Сены Филипп-Август строит крепость."...Увидев, что по сторонам Сите вырастают - на правом берегу деловой город, а на левом - город студентов, [король] окружил крепостной стеной это тройное нагромождение и, чтобы защитить его, воздвиг на западе, в черте города Луврскую башню..."
Эта местность была ранее охотничьими угодьями французских королей, и, по преданию, крепость Лувр построили на том месте, где находился охотничий домик, в котором держали гончих. Этот домик назывался "Lupara". Это один из возможных вариантов происхождения названия "Лувр". Другое толкование - от слова "loewer" - "замок" на старофранцузском. Еще один вариант - от слова "loup" - волк (волки в изобилии водились в тех краях).



Карл размещает в новом Лувре свою библиотеку, включавшую более 900 манускриптов и рукописных книг, кроме того во дворце разбивают экзотические сады, где помещают диковинных животных и птиц. Раймон дю Тампль изменяет и стиль декора интерьеров, которые становятся более пышными и изысканными.

К концу XV – началу XVI веков замок ветшает, поскольку короли предпочитают другие резиденции. В это же время происходит становление Ренессанса на французской почве. Итальянские походы 1494 – 1565 гг. дали возможность французам познакомиться с новой итальянской культурой. Французские короли Карл VIII (1483 – 1498), Людовик XII (1498 – 1515) и особенно Франциск I (1515 – 1547) активно приглашают итальянских архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров, кулинаров и т.д. для работы во Франции. По подобному приглашению приезжает и Леонардо да Винчи, который два последних года своей жизни проводит в отеле Кло-Люсе в Амбуазе и разрабатывает там различные инженерные проекты. Позднее, в 1530 - 50-е гг. во Франции работают Бенвенуто Челлини, Россо, Приматиччо, Никколо дель Аббадо и другие мастера.



Карл VIII Людовик XII Франциск I
В то же время во Франции развивается и гуманистическое направление в науке. 5 августа 1530 года в Париже открывается гуманистическая школа Collége de France в противовес схоластике Сорбонны, а в 1540-е гг. организуются экспедиции для поисков в Греции

Разумеется, старый стиль пламенеющей готики уже не удовлетворяет общественные вкусы, и во Франции обращаются к новым архитектурным формам.


До настоящего времени сохранился фасад здания, составившего ядро комплекса Луврского дворца, а также отчасти планировка этой части здания и кариатиды в Зале кариатид, изваянные Жаном Гужоном.



Лувр. Фасад. 1579 Лувр. Зал кариатид
Продолжение следует…