nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ МИРА

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА
И МУЗЕЯ

Часть 1.
Когда мы вспоминаем наиболее известные музеи мира, название "Лувр" одним из первых подсказывает нам услужливая память. И это не случайно. Открытый еще в конце XVIII века, Лувр очень скоро приобрел общемировую славу, как масштабами, так и качеством своих коллекций. Но следует заметить, что почти не один из музеев мира такого уровня, кроме, быть может, Эрмитажа и художественных галерей Италии, не может похвастаться тем, что само здание, где размещены коллекции, тоже имеет огромное значение для истории и искусства. Лувр неразрывно связан с понятиями "Париж" и "Франция", и его коллекции - не просто музейные фонды, но гордость и слава французской нации. Недаром, именно в Лувр в первую очередь стремятся все туристы, попадающие в Париж, а количество посетителей за год превысило 10 млн.человек.
     История Лувра тесно связана не только с историей развития Парижа, но и с историей становления Французского государства в целом.
       В конце XII века, в эпоху правления Филиппа II Августа (1180 - 1223), одного из наиболее выдающихся политиков Франции, Париж начинает развиваться особенно бурно. В эту эпоху на левом берегу Сены возникают кварталы студентов и ученых, а на правом селятся  торговцы и аристократия. Центром столицы по-прежнему остается остров Сите, на котором находится королевская резиденция, строящийся собор Нотр-Дам и кварталы знати. Король именно в это время постарался придать своей столице более-менее цивилизованный вид.
     Для защиты города на правом берегу Сены Филипп-Август строит крепость."...Увидев, что по сторонам Сите вырастают - на правом берегу деловой город, а на левом - город студентов, [король] окружил крепостной стеной это тройное нагромождение и, чтобы защитить его, воздвиг на западе, в черте города Луврскую башню..."
     Эта местность была ранее охотничьими угодьями французских королей, и, по преданию, крепость Лувр построили на том месте, где находился охотничий домик, в котором держали гончих. Этот домик назывался "Lupara". Это один из возможных вариантов происхождения названия "Лувр". Другое толкование - от слова "loewer" - "замок" на старофранцузском. Еще один вариант - от слова "loup" - волк (волки в изобилии водились в тех краях).
        Крепость была построена по классическим правилам фортификации и вошла в комплекс оборонительных сооружений вокруг Парижа. К 1190 году строительство было закончено, и в эту же эпоху первые свидетельства о Лувре появляются в хрониках. Там король устраивает арсенал, тюрьму, хранилище для казны. В таком виде Лувр просуществовал до середины XIV века (до  конца царствования Иоанна II Доброго (1350 - 1364)). Король Карл V Мудрый дает распоряжение перестроить старый замок, во-первых, он перестал выполнять функцию защитного сооружения, поскольку крепостные стены были перенесены в связи с увеличением территории города, а, во-вторых, Карл V под влиянием новых гуманистических теорий, пришедших из Италии, предпочел обзавестись дворцом, а "старые архитектурные формы не отвечали требованиям времени..."
         Чтобы перестроить Лувр, Карл V приглашает архитектора Раймона дю Тампля. Внешний вид этого нового дворца запечатлен в миниатюре "Октябрь", исполненной братьями Лимург для "Великолепного часослова герцога Беррийского" (часослов был выполнен в 1409-1416 гг., в настоящее время он хранится в Шантийи, в музее Конде).
     Карл размещает в новом Лувре свою библиотеку, включавшую более 900 манускриптов и рукописных книг, кроме того во дворце разбивают экзотические сады, где помещают диковинных животных и птиц. Раймон дю Тампль изменяет и стиль декора интерьеров, которые становятся более пышными и изысканными.
     К концу XV – началу XVI  веков замок ветшает, поскольку короли предпочитают другие резиденции. В это же время происходит становление Ренессанса на французской почве. Итальянские походы 1494 – 1565 гг. дали возможность французам познакомиться с новой итальянской культурой. Французские короли Карл VIII (1483 – 1498), Людовик XII (1498 – 1515) и особенно Франциск I (1515 – 1547) активно приглашают итальянских архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров, кулинаров и т.д. для работы во Франции. По подобному приглашению приезжает  и Леонардо да Винчи, который два последних года своей жизни проводит в отеле Кло-Люсе в Амбуазе и разрабатывает там различные инженерные проекты. Позднее, в 1530 - 50-е гг. во Франции работают Бенвенуто Челлини, Россо, Приматиччо, Никколо дель Аббадо и другие мастера.

                     
                            Карл VIII                                       Людовик XII                                      Франциск I

         В то же время во Франции развивается и гуманистическое направление в науке. 5 августа 1530 года в Париже открывается гуманистическая школа Collége de France в противовес схоластике Сорбонны, а в 1540-е гг. организуются экспедиции для поисков в Греции памятников античного искусства. В эти годы многие французские архитекторы едут учиться в Рим (в частности, Филибер Делорм, Андруэ Дюсерсо и т.п.), где они воспринимают не только основы архитектуры античности и итальянского Ренессанса, но и идеи архитекторов современности, в частности Андреа Палладио.
     Разумеется, старый стиль пламенеющей готики уже не удовлетворяет общественные вкусы, и во Франции обращаются к новым архитектурным формам.
        В 1527 году по приказу Франциска I начинают ломать старый Лувр, пришедший в ветхость и не отвечавший требованиям современности. Двадцать лет спустя 2 августа 1546 г. ведущий архитектор Франции Пьер Леско получает письмо от Генриха II (1547 – 1559), в котором король официально поручает Леско строительство нового Лувра. Декоративными работами руководил Жан Гужон.
     До настоящего времени сохранился фасад здания, составившего ядро комплекса Луврского дворца, а также отчасти планировка этой части здания и кариатиды в Зале кариатид, изваянные Жаном Гужоном.
       Декор остальных залов не сохранился, но в настоящее время эти помещения составляют южную половину западного крыла Квадратного двора. Лувр Леско включает и классические ордерные и вертикулярные формы архитектуры, и является, таким образом, одним из наиболее ярких примеров французской ренессансной архитектуры.


  

                                       
            Лувр. Фасад. 1579                                           Лувр. Зал кариатид

          Продолжение следует…
 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments