nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СВЯТАЯ ДОРОТЕЯ

         Иногда, читая  истории святых дам, поражаешься, насколько схожими оказываются их биографии, написанные как будто как под копирку:
        - юная красавица, воспитанная в радикально языческой среде, принимает христианство под влиянием родственника/друга семьи/высших сил;
        - затем ее вероисповедание как-то обнаруживается;
        - девица предстает перед местным властителем/римским императором/собственным отцом и от нее требуют отречься от новой веры;
        - разумеется она отказывается;
        - ее отправляют в тюрьму и подвергают пыткам, которые она выдерживает благодаря вмешательству божественных сил;
        - наконец, ее казнят каким-то банальным способом.
        Разница только в небольших деталях, которые и позволяют отличить одну святую от другой. Так и история святой Доротеи (Дорофеи) очень традиционная в целом, тем не менее содержит некоторые индивидуальные особенности, которые и придают ей своеобразие и даже определённоеспецифическое очарование.
        Итак, Доротея родилась на рубеже 3 и 4 веков в Кесарии Каппадокийской. О ее семье в житии ничего не говорится, но ее называют благочестивой христианкой, и, естественно, девственницей. Ее отличали исключительная кротость, смирение, идейное целомудрие и премудрость, которую полагали данной от Бога (видимо, образования она не получила).
        До поры до времени христиан в Кесарии не трогали, но во время правления императора Диоклетиана начались очередные масштабные гонения. Доротею, как известную всем убежденую христианку, привели к местному правителю Саприкию. Далее последовало традиционное предложение отречься, гордо и решительно отвергнутое девицей, заключение в темницу и серия пыток.
      А вот потом начались и некоторые отличия от генеральной линии житий. Несломленную Доротею правитель передал двум бывшим христианкам, сестрам Христине и Каллисте. Эти дамы некогда тоже были христианками, но, испугавшись пыток, предпочли вернуться к язычеству и к своей прежней нечестивой жизни (чтобы это не значило). Христине и Каллисте было приказано заставить Доротею поклониться языческим богам. Как это предполагалось осуществить, не уточнялось, но, видимо, Саприкий не без оснований полагал, что если кто и сможет переубедить женщину в ее убеждениях или заблуждениях, так это только другая женщина, а лучше сразу две.
        Можно представить, как он был разочарован, когда не Христина и Каллиста переубедили Доротею обратиться к язычеству, а она силой веры и красноречия вернула сестер в лоно христианства. Доротея сказала им, что «милосердием Божиим даруется спасение всем кающимся», и Христина с Каллистой раскаялись и снова стали христианками. Теперь пыток они уже не боялись, поэтому с ними не церемонились. Палачи связали их спиной друг к другу и сожгли в смоляной бочке. Перед смертью они принесли Господу покаянную молитву и таким образом искупили грех отступничества.
        Доротею снова подвергли пыткам, а затем приговорили к смерти. Когда ее вели к месту казни, к ней обратился некий Феофил (Теофил), которого иногда именуют ученым и философом, а иногда просто писарем. Феофил со злорадством и издевкой сказал Доротее: «Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха твоего розовых цветов и яблок».
        Доротея попросила позволить ей помолиться перед казнью, а когда она закончила молитву, перед ней возник ангел в виде прекрасного юноши (очаровательного младенца, в другом варианте) и подал ей на белоснежном полотне три яблока и три розы. Девушка велела отправить этот дар небес Феофилу, добавив, что встретит его в райском саду. После этого ее казнили, банально отрубив голову мечом (по другой версии, сожгли заживо, привязав к стогу сена).
       Естественно, получив эти благодатные дары, циничный Феофил устыдился, раскаялся и также обратился в христианство. Он повторил судьбу Доротеи, его пытали, а затем отрубили голову.
        Днем памяти святой Доротеи является день ее казни, 9 февраля (предположительно, ее казнили в 311 году). Ее мощи находятся в Риме, в церкви ее имени, а голова хранится в другом храме, в церкви Богоматери в Транстевере. Святую Доротею почитают в Европе с 7 века.
        Святая Доротея обычно изображается с корзиной роз и/или яблок, ее основным атрибутом. Иногда она держит за руку младенца ангельского вида, который также может нести корзину, иногда преподносит свою корзину Богоматери или Христу. Доротея может изображаться с венком из роз, ил же гирлянды из роз несут над ее головой парящие ангелы. Иногда ее колени покрывает ткань с цветами. Ее отличительные атрибуты –ангел (младенец), три яблока и три розы, а также венок из роз.
        Часто художники изображают сцену казни, когда Доротея стоит на коленях на эшафоте перед палачом, или же она может быть привязана к стогу сена, который вот-вот подожгут. Доротею очень любили изображать художники Северной Европы в эпоху Ренессанса.
        Доротея считается покровительницей садоводов (в день ее памяти принято благословлять фруктовые деревья), а также флористов (логично), и, почему-то, пивоваров, акушерок, невест и молодоженов.

 
Tags: женщины, истории, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Квентин Массейс. Св. Мария Магдалина. Ок.1525 Карел ван Мандер о том, как Квентин Массейс стал художником: Когда Квентину было…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 1. История подчас бывает безжалостна в своих заблуждениях. В итоге Ричард…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН. ТРИПТИХ БРАКА. Ок.1450-52 https://t.co/4LoO3yrsKK Чт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments