nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА
И МУЗЕЯ: ЖИВОПИСНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Часть 2.
      После Великой французской революции 1789 года начинается национализация художественных ценностей, принадлежавших королевской семье, церкви, эмигрировавшей аристократии. В 1790 создана "Комиссия по охране художественных памятников, которая организовывала вывоз вещей из королевских резиденций, причем в основном их собирали в Лувре.
      В это время, например, во дворец поступила картина Яна ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена" (1435-36), реквизированная из церкви в Отене.
      Ян ван Эйк, один из крупнейших представителей Возрожденияв Нидерландах, работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго. Название картине дано по имени донатора, бургундского канцлера Николя Ролена. Слева на полотне изображен сам донатор, выразительные черты, подчеркивающие характер этого незаурядного человека, показывают талант ванЭйка в области портретного искусства. Богоматери приданы черты типичной фламандки, а городской пейзаж за окном, по мнению многих исследователей, имеет сходство с городом Льежем. И таким образом, в этой работе художник утверждает определенный национальные традиции нидерландского искусства.
      Из коллекций аристократии поступили полотна Перуджино, Веронезе, Пуссена, "малых голландцев".
    Среди этих работ - "Святой Матфей и ангел" Рембрандта (1661), произведение последнего периода творчества мастера. Ангел в картине похож на сына художника, Титуса, впрочем, известно, что в эту эпоху художнику часто позировали его близкие. Матфей изображен в момент тяжелого раздумья, когда он мучительно пытается найти истину. Скорбная мощь Матфея противопоставляется нежной одухотворенности ангела. Теплый колорит, с преобладанием красноватых и коричневатых тонов, подчеркивает напряженности духовных исканий святого евангелиста.
      Во время наполеоновских походов в собрание Лувра, который теперь именуют Музеем Наполеона, входят более 2000 работ, вывезенных Наполеоном из завоеванных стран, в основном из Италии: галерей Милана, Турина, Венеции, Рима, Модены и Флоренции.
      Однако, по Венсеннскому договору 1815 года, после поражения императора под Ватерлоо, эти вещи подлежали возврату. Но из-за трудностей перевозки (и хитрости музейных работников) около 200 работ так и остались в Лувре.
Среди этих картин "Мадонна с ангелами"Чимабуэ, одного из мастеров итальянского проторенессанса. Этот алтарный образ до 1811 года находился в церкви Сан-Франческо в Пизе.
      Чимабуэ пишет свои полотна в византийской манере, он использует условный золотистый фон, фигуры занимают все пространство доски, они расположены симметрично. Художник еще следует плоскостной трактовке лиц и фигур, из-за чего они выглядят бесплотными.
      Надо заметить, однако, что и Давид, и первый директор Лувра барон Виван-Денон, и хранитель коллекций музея Варрон, а также группа архитекторов и художников, среди которых были Персье, Фонтен, Жироде и видный критик Катрмер де Кенен, всячески возражали против этих реквизиций.
      В 1815-30 гг. музей пополняется в основном за счет перемещений из других музеев и пожертвований. Часть памятников из Лувра были в 1810-е гг. отправлены в провинцию, в музеи департаментов, но с 1818 г., когда выяснилось, что музей опустел, в Лувр переместили несколько памятников из Люксембургского дворца: циклы Ораса Верне "Гавани" и Рубенса "История Марии Медичи".
      Цикл Рубенса "История Марии Медичи" (1625) был написан по заказу Марии Медичи, французской королевы, жены Генриха IV. Он состоял из 21 полотна, посвященных истории замужества королевы, и предназначался для оформления Люксембургского дворца,  построенного для Марии Медичи в 1620-е гг. Эскизы для этих грандиозных картин исполнял сам Рубенс, но окончательный вариант делали его ученики и подмастерья. Тем не менее, даже в этих полотнах виден талант Рубенса как художника-монументалиста, поскольку все эти картины наполнены театральной пышностью и торжественностью. Для создания дополнительного эффекта кроме реальных персонажей: Марии Медичи, Генриха IV, Людовика XIII, художник вводит изображения Юпитера, Юноны, Аполлона, Меркурия, нимф и наяд, различные аллегорические фигуры.
      Люксембургский дворец становится своего рода филиалом Лувра, в нем проводятся выставки только что купленных произведений современных художников. Именно там были впервые показаны полотна Делакруа, Жерико, Энгра и Давида.
      Полотно Давида "Коронация Жозефины"(1805-07) было выставлено в Люксембургском дворце сразу после его окончания. Это монументальное произведение (его размер 54 м2), написанное по заказу Наполеона, посвящено коронации 2 декабря 1804 года. Художник писал его со своим учеником Руже, он изобразил на нем более 150 действующих лиц, придав большинству из них яркие портретные характеристики, зачастую с определенными критическими или ироническими мотивами (как изображения папы Пия VII, Фуше, Талейрана). Однако роскошь императорского двора, центральное положение Наполеона, подчеркивающее значимость его персоны, понравились заказчику. Он разглядывал это полотно больше часа, а потом сказал: "Давид, я приветствую вас!". В настоящее время это полотно находится в Лувре в зале Дарю.
      В 1820-60-е гг. для музея закупается много академических композиций модных мастеров в ущерб художникам барбизонской школы или реалистического направления. Но зато пополняются также разделы проторенессанса и французского искусства XVIII века.
      Так, в это время была приобретена работа Франсуа Буше "Купание Дианы"(1742). Буше – один из лучших мастеров французского рококо. Его полотна имеют яркое декоративное значение, как правило, они предназначались для оформления интерьеров и входили в общее иконографическое решение того или иного помещения. Сюжеты, в основном, связаны с античной мифологией, причем эта тематикаотносится к любовным приключениям тех или иных персонажей. Художника отличает гладкая манера письма, в поздних работах переходящая в манерность. Однако, здесь Буше еще в полном расцвете своего творчества.
      Коллекция национальной школы пополнилась и работами Жана-Батиста-Симона Шардена, в частности одним из самых известных его натюрмортов: "Медный бак"(ок.1733). Этот натюрморт, составленный из самых обыденных вещей, был построен логически, на контрасте теплых и холодных тонов. Выдающееся дарование Шардена-колориста подчеркивается тем, что белый цвет у него приобретает дополнительные оттенки, соприкасаясь с другими цветами.
      Во второй половине XIX века в Лувр поступают вещи из частных коллекций маркиза Кампана (работы Кривелли, Тура, Синьорелли, Учелло) и врача Ля Каза (полотна Буше, Шардена, Фрагонара, Ленена, Ватто, Сурбарана, Риберы, Халса, Рембрандта, Рубенса, Тербоха и т.д.).
      От Ля Каза в Лувр пришла "Трапеза крестьян" Луи Ленена (1642-43). Этот своеобразный французский последователь караваджизма работал в Лотарингии и был членом одной из известных художественных династий. Художниками были также и двое братьев Луи, и предполагается, что это полотно он писал вместе со своим братом Матье. Работы Ленена отличат сдержанность колорита, построение композиции, в котором люди объединяются в единую группу, обращение к жизни простых крестьян. Художника интересует, прежде всего, человеческая личность, каждый его образ – это портрет конкретного человека, его характеристика. От Караваджо идет использование необычного освещения, сочетание естественного и искусственного света.
      Одним из шедевров французского искусства из коллекции Ля Каза можно назвать полотно Антуана Ватто "Жиль". Предположительно, эта картина была исполнена для театральной вывески по заказу руководителя труппы актеров итальянской комедии дель`арте Бьянконелли (или Беллони), известного актера на амплуа Жиля (или Пьеро). Эта труппа ставила представление под названием Парад Тома Гейет, где фигурировал осел, изображенный на картине. Это полотно вошло в историю искусств в начале XIX века, когда барон Виван-Денон приобрел ее у торговца-антиквара Менье, который использовал ее в качестве вывески своей лавки на площади Карузель. После она попала к Ля Каза, а с 1869 года находится в Лувре.
      Эта картина уникальна по своим художественным достоинствам. Ватто, более проницательный и глубокий художник, чем остальные мастера рококо, изображает актера за мгновение перед тем, как он войдет в роль. Жиль не театрален из-за печального лица, безвольно опущенных рук, и в то же время, он выглядит, бесспорно, монументальным, из-за необычной композиции полотна, где фигура главного героя, бесспорно, доминирует над остальными актерами труппы. Художник ставит здесь проблему лица и маски артиста, которая, очевидно, занимала его в течение всего творческого пути.
Ватто, бесспорно, предстает здесь и как талантливый колорист, продолжатель традиций Рубенса.
      Вдохновенная "Цыганка" Халса (ок.1630) и знаменитое полотно Рембрандта "Вирсавия" (1654), для которого художнику позировала его вторая жена Хендрикье Стоффельс, тоже попали в Лувр из коллекции Ля Каза.
      В 1870 г. на аукционе в Амстердаме для Наполеона III куплена "Кружевница" Яна Вермеера Дельфтского (1664). Это единственное полотно Вермеера в Лувре, на нем, предположительно, изображена жена художника.
      Произведения мастеров современного реалистического направления начинают поступать в музей только во второй половине XIX века.
      В 1887 году из коллекции Ля Поммери пожертвованы "Сборщицы колосьев" Франсуа Милле. Здесь для художника главным был рисунок и моделировка, в картине присутствует ритмическое начало, присущее трудовому процессу. Художник использует в картине приглушенный колорит.В настоящее время эта картина находится в музее Орсэ.
      В 1883 году в дар от сестры художника Гюстава Курбе в Лувр поступило его полотно "Похороны в Орнане". Земляки мастера, жители Орнана, очень гордились картиной, считая ее своим групповым портретом, и действительно, большинство лиц, изображенных на полотне, - реальные люди: мэр Орнана, поэт Бюшон, кюре Бонне, старые якобинцы Кардон и Плате и многие другие. Но в изображение провинциального общества, собравшегося вокруг могилы, Курбе зачастую вносит прозаические или гротескные нотки (пьяницы, скучающие церковные служки, нелепо одетые люди). Художник заимствует лаконизм композиции и черный цвет от испанцев. Он пишет плотно, лепит формы цветом, стараясь передать живую материальность и пластическую мощь реальных предметов. Сумрачный колорит строится на чередовании цветовых пятен.
      На рубеже XIX и ХХ века начинает активно формироваться коллекция произведений Северного Возрождения. В 1892 Поль Монтуй дарит Лувру картину Питера Брейгеля Старшего "Калеки" (1568). Это единственное произведение Брейгеля в музее. Считается, что "Калеки" были написаны одновременно со знаменитыми "Слепыми", хранящимися в одном из неаполитанских музеев.
     Исследователи полагают, что художник, который писал "Калек" в конце своей жизни, находился под впечатлением от ужасов войны в Нидерландах, и так же, как и в "Слепых", он старался вложить в картину глубокий философский смысл, идею движения человечество по пути к своей гибели. На калеках-нищих - головные уборы разных сословий, это знак того, что бедствия войны захватывают все общество целиком, не делая различий между бедными и богатыми.
      В начале ХХ века эта коллекция продолжает пополняться. Например, в 1904 году на парижской выставке, посвященной старому искусству Франции, была показана "Пьета" из монастыря Вильнев-лез-Авиньон. Через год Общество друзей Лувра приобрело у церкви этот шедевр для музея. Это произведение, исполненное в середине XV века, приписывается мастеру раннего французского Возрождения Ангеррану Шаронтону. Cлева - портрет каноника Жана де Монтаньяра, очевидно, донатора, а в центре - сцена оплакивания Христа, построенную по канонам средневекового искусства. Для готики характерен условный золотой фон, экспрессия в постановке фигур и в изображении лиц персонажей, детализация в передаче лиц и одежд героев полотна.
      Также Обществом  друзей Лувра в 1913 году был приобретен знаменитый"Триптих Брака" Рогираван дер Вейдена. Это произведение, исполненное в 1452 к свадьбе Екатерины Брабантской и Жана Брака, привлекло внимание исследователей после 1845 года, когда оно было представлено на одном из аукционов. На левой створке триптиха помещено изображение Иоанна Крестителя, в центре – Христос между Марией и Иоанном Евангелистом, на правой створке – Мария Магдалина. На обороте изображен герб заказчиков.
      Триптих был написан после возвращения Рогираван дер Вейдена из Италии, поэтому в этой работе используются определенные ренессансные приемы, - в частности, пейзажный фон, напоминающий о традициях мастеров кватроченто. Однако Вейден обращается также и к готическим приемам, это относится, например, к тщательному исполнению деталей одежды.
      "Автопортрет" Альбрехта Дюрера тоже был приобретен через Общество друзей Лувра. Первоначально эта картина находилась в собрании Феликс в Лейпциге, затем – в коллекции Гольдшмидта в Париже, из которой она и была выкуплена в 1922 году. Художник написал ее в возрасте 22 лет как свадебный подарок своей невесте Агнессе Фрей. Цветок чертополоха в его руке – традиционный для средневековья символ мужской верности.
      В пер.пол.ХХ века в Лувр начинают поступать частные собрания разных лиц, пополняя, в основном коллекцию французского искусства XVIII – XIX веков. В 1902 году музей приобретает собрание Тома-Тьерри (работы Милле, Делакруа, Дюпре, Добиньи), в 1934 – собрание Моро-Нелатона (работы Коро, Домье, Делакруа, Мане, Моне, Сислея, Писарро).
В 1921 году из Люксембургского дворца в Лувр поступают работы Энгра и Делакруа, пополняя коллекцию французского искусства XIX века. Среди этих полотен знаменитая "Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа (1830).
Эта картина явилась своего рода политическим плакатом для празднования 28 июля 1830, когда во Франции была свергнута династия Бурбонов. Делакруа был членом национальной гвардии, но в боях ему участвовать не пришлось. В письме к брату он говорил: "Я обратился к современному сюжету - баррикаде, ... и если я не сражался за отчизну, то по крайней мере напишу для нее...".
       Художник представил людей самых различных сословий: рабочего и студента, парижского гамена и интеллигента, следующими за прекрасной полуобнаженной женщиной, олицетворяющей свободу. В образе интеллигента в цилиндре художник изобразил сам себя.
       Сдержанная цветовая гамма картины словно разрывается главным аккордом – ярким трехцветным знаменем в руках у Свободы.
     В 1949 в музей поступают собрания Бейтегю и Шошара (работы Гойи, Энгра, Давида, Ля Тура, Фрагонара, Рубенса).
Среди этих полотен одна из лучших портретных работ Жана-Огюста-Доминика Энгра"Портрет Бертена-старшего" (1832).
Луи-Франсуа Бертен (1766 – 1841) был главой французской политической прессы эпохи Реставрации и Июльской монархии, исключительно влиятельным человеком в сфере политической и финансовой жизни страны. В 1800 он вместе со своим братом создал газету "Journal de debats", ведущий орган правительственной печати.
      Этот человек имел необычайно яркий характер, сильный, волевой, и он являлся типичным представителем класса крупных финансистов. Именно характер, прежде всего и заинтересовал Энгра, когда он приступил к работе над портретом. Сначала работа шла очень тяжело, и художник сильно страдал от этого. Затем, он нашел единственно верную позу, в которой можно представить этого человека, наиболее характерный костюм. Критики писали, что "...неуклюжая уверенность в себе характеризует современного полубога, буржуазного Юпитера-громовержца..."
      Художник использует упругую, пружинистую, энергичную линию и почти монохромный колорит, в котором преобладает коричневая тональность. Интересно, что изначально этой картине был присущ фиолетовый оттенок, который разрушился под воздействием естественного освещения, и картина приобрела присущую ей золотисто-коричневатую гамму. Энгр, любивший экспериментировать с красками, говорил, что время является лучшим реставратором его картин, и даже сам ждал подобных изменений.
      Впервые картина была показана в Салоне 1833 года, и уже тогда критики оценили ее как символ целой эпохи.
В настоящее время коллекции, поступившие в Лувр, экспонируются целиком, и эту традицию предполагается сохранить и в дальнейшем, хотя есть идея полностью обновить принципы построения экспозиции живописи, собрав ее в залах, находящихся в корпусах, расположенных вокруг Квадратного двора. В Квадратном салоне будут представлены все наиболее известные шедевры, начиная от "Джоконды", чтобы зритель, попавший в Лувр на короткое время, мог увидеть то, за чем он, собственно, и пришел.
      Таким образом, в коллекции Лувра наиболее полно представлены:
- живопись Италии от проторенессанса до венецианских мастеров XVIII века;
- фламандская школа XVII века и "малые" голландцы;
- французская школа XV - XIX века.
Менее значительны по масштабу:
- испанская школа XVI - XVIII века;
- искусство Северного Возрождения;
- английская портретная живопись XVIII века.
      Луврское собрание заканчивается серединой XIX века, в него еще попадают произведения ранних импрессионистов, но, в основном, работы художников этого направления хранятся в Музее импрессионизма, открытом в 1947 году на базе филиалов Лувра - коллекций, выставленных в Зале для игры в мяч и в Оранжерее, находящихся напротив Лувра в саду Тюильри.
С начала XX века полотна мастеров современных направлений (импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, кубизма и прочая, и прочая) начинают попадать в Лувр. В это время их уже начинают признавать.
      Весьма показательна в этом отношении история "Олимпии" Эдуарда Мане. Выставленная впервые в Салоне 1865 года, эта картина вызвала град насмешек обывателей и весьма неодобрительные отзывы критиков. Художник даже жаловался на них в письме к Бодлеру. Однако уже тогда Эмиль Золя писал: "Судьба уготовила будущее место для "Олимпии" в Лувре..."
Среди поклонников художника нашлись и такие, кто был готов купить эту работу. Одной из них была итальянка Джулия Рамелли.         Мане запросил за "Олимпию" 10 тыс.франков, и сделка не состоялась. После смерти художника его вдова выставила "Олимпию" на продажу. В 1889 году картина экспонировалась во Дворце изящных искусств на Всемирной выставке. Некий американец выразил желание купить ее, но художник Джон Сарджент убедил Клода Моне организовать подписку, чтобы "Олимпия" была куплена государством. Подписка началась в июле 1889 и закончилась в январе 1890. Первоначально было решено поместить ее в Люксембургском дворце, где она и оставалась до 1907 года, когда по личному распоряжению Клемансо, ее перевезли в Лувр. Через тридцать лет она снова покидает музей.
      Название картины навеяла художнику поэма Закари Астрю "Дочь островов", позировала  для нее любимая натурщица Мане Викторина Меран.
      Художник стремится к поэтическому преображению реальности, строит свое полотно на контрастах (жемчужно-белое тело Олимпии - черная кожа негритянки), сочетает широту и обобщенность манеры с нежностью нюансов и богатством рефлексов.
В настоящее время задачей хранителей музейных фондов Лувра становится не только пополнение коллекций недостающими вещами, но и создание новых разделов, в частности, формирование фонда византийского и древнерусского искусства.Для него, например, была приобретена и отреставрирована икона "Распятие" новгородской школы, исполненная в начале XVI века.
Tags: истории, картины, музеи
Subscribe

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    КАНУН РОЖДЕСТВА/ СОЧЕЛЬНИК/ КУТЕЙНИК Михайло Мороз. Колядки. 1930 Наши предки в основной массе, вероятно, были добрыми христианами. Они…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    ВСЕМ, КТО ЧИТАЕТ МОЙ БЛОГ Кажется, всех нас можно поздравить не с наступающим, а с тем, что мы почти дотянули до конца предыдущего года, такого…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ, или КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ СТАРЫЙ ГОД И ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ Константин Юон. Волшебница Зима. 1912 Наши предки знали толк в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments