nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

КАРЛ БРЮЛЛОВ. ГАДАЮЩАЯ СВЕТЛАНА

         В коллекции Нижегородского художественного музея есть одна картина, которую очень неплохо было бы использовать для всевозможных интеллектуальных конкурсов и викторин. Если не знать точно, кто ее автор, догадаться очень сложно, тем более, что академическая подготовка у большинства русских художников первой половины 19 века была одинаковой, а творческая индивидуальность проявлялась далеко у всех и не во всех работах.
         Это «Гадающая Светлана», которую, как это ни удивительно, исполнил главный романтик и западник русской живописи Карл Брюллов. Полотно это было написано в 1836 году, спустя несколько месяцев после того, как Брюллов по настоятельному требованию Николая I вернулся в Россию. Художник, в общем-то не жаждал возвращаться в страну, после теплой и вольной Италии его пугал российский официоз («Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи», - писал Пушкин), он опасался репрессий со стороны властей, тем более, что он несколько раз посмел проигнорировал царские приказы о немедленном возвращении. Впрочем, русская публика приняла его очень хорошо, а «Последний день Помпеи», который он представил в качестве отчета о зарубежной командировке, вызвал всеобщий восторг и ажиотаж.
         Брюллов начал преподавать в Академии художеств и затеял грандиозный живописный проект (иначе и не скажешь), посвященный русской истории. Произведение должно было пышно именоваться «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием», но постепенно превратилась сначала в укороченную «Осаду Пскова», а потом и вовсе в «Досаду Пскова», поскольку Брюллов промучился над ней 8 лет, но так и не закончил.
         Он вообще не особо любил темы, связанные с Россией. Может, дело было во французских генах, а может и в том, что его отец, а затем и другие педагоги из Академии не слишком одобряли его попытки делать жанровые наброски из
народной жизни в духе Венецианова.
         Сразу по приезде в Россию Брюллов ненадолго задержался в Москве, в доме своего друга Алексея Перовского, более известного нам сегодня под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский автора сказки "Черная курица, или Подземные жители". У Перовского художник провел святки, и, судя по всему, лично наблюдал за обрядом гадания. Для друга он и написал "Светлану", причем очень быстро.
         В отличие от «Осады Пскова», «Гадающую Светлану» Брюллов закончил, и она получилась очень необычной для русского искусства и действительно очень романтичной. Сюжет картины был навеян балладой Василия Жуковского «Светлана». Начало ее: «Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали/ За ворота башмачок/ Сняв с ноги, бросали…», помнят абсолютно все. Но на картине можно видеть другой эпизод:
         …Подпершися локотком
         Чуть Светлана дышит…
         Вот… легохонько замком
         Кто-то стукнул, слышит;
         Робко в зеркало глядит:
         За ее плечами
         Кто-то, чудилось, блестит
         Яркими глазами…

         Девушка с простоватым и глуповатым детским личиком (деликатные искусствоведы предпочитают эпитет «наивное») чуть приоткрыв рот и широко распахнув глаза, всматривается в зеркало. Рядом горит свеча, добавляя атмосферу таинственности общему полумраку, доминирующему на полотне. Героиня одета в народный костюм -  сарафан и рубашку с пышными рукавами, присборенную у ворота, на шее – двойная нитка крупного жемчуга (Тэтчер бы удавилась от зависти) и простой шнурок, видимо с крестиком, спрятанный под рубашку. На голове – кокошник, обтянутый шелком и обшитый золотой тесьмой, темные волосы заплетены в простую косу. Но конечно, это не крестьянка, а, скорее барышня, ряженая как ее же собственная дворовая девка, только костюм сшит из дорогих и весьма качественных материалов (шелк, бархат, батист). Даже скудные элементы интерьера –зеркало в резной раме, свеча в фигурном бронзовом подсвечнике и стол, покрытый бархатной скатертью, - также свидетельствуют о том, что это отнюдь не светелка в крестьянской избе, а, скорее девичий будуар в господском доме.
         В этом, конечно, нет ничего удивительного, ведь действие происходит во время Святок, и всевозможные игры с переодеваниями в это время не возбранялись, так же, как и гадания. А гадали и крестьянки, и дворянки, разумеется, на женихов. Девушкам всех социальных сословий хотелось лишь одного – выйти замуж за молодого, красивого и богатого.
         Гадание на зеркале, чем занимаются и Светлана с картины Брюллова, и Светлана из баллады Жуковского, считалось самым опасным, но в то же время, самым верным делом. В старинных книгах, где описывалась технология процесса, утверждалось, что гадать таким образом должны только люди с крепкими нервами, поскольку «истерическим и ипохондрикам
испуг от виденного может потрясти их организацию».
         Делалось это так: брали два зеркала желательно больших и одинакового размера, размещали друг напротив друга и освещали двумя свечами. Оптимально было бы поставить зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, освещенный пламенем свечей.
         Инструкция давала четкие указания: «гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одой ил двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать».
         Потенциальный жених должен появиться в конце зеркального коридора. Правда, «гадающих особ» сразу предупреждали, что ждать, возможно, придется очень долго, а увидеть возможно не только суженого, но и что угодно вообще, даже политических деятелей и исторические события.
         Судя по всему, именно таким гаданием и занимается Светлана на картине. Вероятно, второе зеркало находится у нее за спиной, а возможно, она вообще решила упростить процесс, ведь если очень долго всматриваться в тусклое зеркальное текло, находясь в полумраке, действительно можно увидеть все что угодно.
         Единственный момент, который выдает на картине некоторую неосведомленность художника по поводу правил для гаданий – это шнурок с крестом на шее Светланы. Всем, кто собирался этим заниматься, было известно, что гадать надо, сняв крест и не благословясь.
         Помимо сюжета, необычного и единственного в творчестве Брюллова, можно отметить еще и великолепное владение Брюлловым живописной техникой. Он не только превосходно и оригинально строит композицию так, что в центре ее находится не само лицо Светланы, а его отражение в зеркале, но также находит единственно верное колористическое решение, строя цветовую гамму на сочетании оттенков красных и коричневых тонов, что подчеркивает таинственность обстановки. Свет, выхватывающий из темноты лицо и фигуру девушки, способствует выявлению их форм, трактуемых с исключительной пластичностью.
         «Гадающую Светлану» можно даже воспринимать как некий манифест русского романтизма, поскольку и сам мистический сюжет картины, и ее элементы: свеча и зеркало, как раз и являются типичными признаками романтического художественного произведения. Кроме того один из основополагающих принципов романтизма – уважение к национальной истории и традициям (в отличии от интернационального классицизма, базировавшегося на античности).
       P.S. В традиционной западноевропейской живописи зеркало является символом пороков – гордыни, суетности и распутства.
Tags: истории, картины, сюжет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments