nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

ЛУИЗА ЛАБЕ, «ПРЕКРАСНАЯ  КАНАТЧИЦА»
       Одной из самых известных женщин Франции 16 века была Луиза Лабе по прозвищу «Прекрасная Канатчица». Она прославилась прежде всего как поэтесса. Но был у нее и свой салон, причем, это один из тех редких даже для последующего времени случаев, когда соответствующая форма светского досуга и общения была реализована не в Париже, а в провинции, точнее в Лионе.
      Луиза Лабе родилась в Лионе 2 января 1524 года,  там же она прожила всю свою жизнь. Ее отцом был человек по имени Пьер Шарли, который путем нехитрых жизненных махинаций смог стать богатым и уважаемым человеком. Причудливый социальный лифт вознес его к вершинам финансового благополучия, несмотря на традиционалистски устроенное общество 16 века.
      Пьер Шарли начал свою карьеру простым подмастерьем в канатной мастерской некоего Жака Умбера по прозвищу Лабе или л`Аббе. Вероятно, помимо трудолюбия в нем было что-то привлекательное, так, что когда Ламбер умер, Пьера приметила его вдова, а, возможно, он сам положил на нее глаз, когда вдовой она еще не была. В итоге, Пьер Шарли женился на мадам Ламбер (это произошло видимо в 1493 году), получил в собственное владение канатную мастерскую и почему-то поменял фамилию на прозвище своего покойного хозяина, став Пьером Лабе. Вероятно, это должно было способствовать укреплению его статуса в соответствующей профессиональной среде.
      Через некоторое время мадам Умбер умерла, что наводит на размышления о том, что она была уже не очень молода, вступая во второй брак, или, что союз с молодым энергичным подмастерьем каким-то образом ускорил ее кончину. Молодой вдовец не слишком горевал, он женился во второй раз, и в этом браке как раз и родилась дочка Луиза. Кстати, его вторая жена тоже умерла, возможно при родах в 1525 году (что за невезение!), и Пьер Лабе женился в третий раз, взяв еще более молодую девушку. Так что Луизу с года воспитывала мачеха, которая, судя по всему, оказалась совсем даже не злой мачехой.
     Пьер Лабе был, очевидно, человеком умным и прогрессивным для своего времени, его канатный бизнес процветал, и любимой дочери он смог дать все, что в те времена мог дать дочери богатый представитель нарождающейся буржуазии, и даже более того. Луиза получила превосходное образование (не будучи при этом аристократкой). Она знала греческий, латынь и итальянский языки, также познакомилась с философскими, историческими и литературными произведениями, как античного мира, так и новой итальянской литературы, в том числе с поэзией Данте и Петрарки.Другой обязательной частью ее образование были обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Любимым инструментом Луизы стала лютня. Но совершенно невероятным было то, что Луиза наравне со своим старшим братом обучалась и чисто мужским занятиям: гимнастике, фехтованию, верховой езде.
      В 1542 году в 18 лет Луиза вышла замуж за богатого торговца канатами ЭннемонаПеррена. Ясно, что брак был призван укрепить коммерческие связи ее отца. А в кругу ее коллег по литературному творчеству за Луизой закрепилось прозвище «Прекрасная Канатчица» (LaBelleCordiére). Судя по ее ранним стихам, наполненным пламенной любовной страстью, ещё до замужества, Луиза пережила несчастную любовь к некоему неназванному дворянину. Может, отец потому и поспешил пристроить ее замуж, чтобы не наделала глупостей.
      Муж совершенно не препятствовал ни творческим, ни светским развлечениям своей супруги.Он вела  достаточно свободный и открытый образ жизни. Луиза писала стихи, занималась переводами, а еще обожала верховую езду. Муж даже подарил ей сады с конюшней на площади Белькур в Лионе. Дамского седла она не признавала. И в Лионе на нее смотрели неодобрительно, а ее образ жизни со смаком обсуждался и осуждался местным обществом.
       Круг общения Луизы составляли представители творческой интеллигенции Лиона: Морис Сев, который был ее наставником и ввел в круг лионской творческой интеллигенции того времени, Пернетта де Гийетт, Оливье де Маньи, Жак Пелетье ле Ман. Эти литераторы принадлежали к условно определяемой «лионской школе» и объединялись вокруг печатной мастерской Жана леТурна. Именно они и составляли основной контингент посетителей салона Луизы Лабе, о котором, впрочем, практически не сохранилось информации. Возможно, это был не совсем салон, для которого все-таки характерна регулярность собраний, а периодические встречи,поводом для которых мог послужить, например, приезд в город кого-то из известных парижан.
      Есть версия, что в Оливье де Маньи Лабе была влюблена, но их роман длился недолго, поскольку поэт отличался изрядной ветреностью.
      Лабе писала в стиле итальянского Ренессанса, ее творчество свидетельствует также о прекрасном знакомстве с творчеством Овидия. Катулла, Петрарки. Некоторые из классических произведений были еюиспользованы в собственном творчестве или переведены. Ее творческое наследие составляет около 700 стихотворений.
      В 1555 году Луиза решила издать свои сочинения. Ее издателем вполне логично стал Жан де Турн, который выпустил сначала один, а потом еще два ее поэтических сборника. Видимо, книги Лабе оказались вполне востребованными. А 1556 году её книгу напечатал руанский издатель Жан Гару.
      С 1556 до 1565 года о жизни Луизы Лабе известно очень мало. Но понятно, что абсолютно для всех во Франции это было непростое время. Из-за непрекращающихся религиозных войн были повышены налоги. Известно, что в 1557 году муж Луизыобанкротился, и супругам пришлось переехать из Лиона в Персьё-ан-Домб, маленькое имение, которое Луиза унаследовала от матери.
      В Лионе, захваченном гугенотами, шли постоянные вооруженные стычки, а в 1564 году началась эпидемия чумы.Брат Луизы и её друг Морис Сев оказались в числе жертв смертельной болезни. И сама Луиза тоже тяжело заболела в это время, но чем именно, неизвестно.И хотя она выжила в эпидемию, это была тяжелая и продолжительная болезнь. Тогда ее поддерживал лишь её близкий друг, адвокат Томазо Фортини.
      Луиза Лабе умерла 25 апреля 1566 года. Томазо Фортини организовал для нее тайные ночные похороны по католическому обряду. Иначе это было устроить невозможно, так как в городе по-прежнему господствовали гугеноты. Фортиниустановил могильный камень на месте ее погребения (сохранились счета), но впоследствии он пропал, так что где находитсямогила Луизы Лабе,теперь не известно.
    P.S. В 2005 году в Женеве вышла книга некоей ученой дамы по имени Мирей Юшон, которая на ее страницах доказывала, что никакой поэтессы Луизы Лабе никогда не существовала, а была грандиозная мистификация поэтов лионской школы. Идея Мориса Сева и его коллег якобы заключалась, в том, чтобы продемонстрировать широкой публике возможность использования итальянских поэтических форм во французской словесности. Теория не нашла понимания у французских литературоведов, но дискуссия на эту тему продолжается до настоящего времени.
Впрочем, сохранившиеся подлинные юридические документы, счета и переписка подтверждают по крайней мере факт существования реальной женщины по имени Луиза Лабе в Лионе середины 16 века.
      P.P.S. Среди этих документов есть и «Королевская привилегия», удостоверяющая авторские права Луизы Лабе на ее литературные произведения.
Tags: биографии, женщины, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments