nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

Часть 1.

         Наверное, это ужасно, всю жизнь стремиться быть в чем-то первым, и сознавать, что это невозможно, и что, чтобы ты ни делал, как бы ни старался, ты всегда будешь номером два. Видимо, именно в этом и была главная проблема Екатерины Сиенской, ведь она всегда была номером два после святой Екатерины Александрийской, и прекрасно это сознавала, и конечно же безумно завидовала своей тезке.
         Екатерина ди Бенинкаса родилась в Сиене в семье ремесленника, красильщика Якопо де Бенинкаса и моны Лапы ди Пьяченти. Семья была невероятно многодетной, и Екатерина была 23-м(!) ребенком из 25-ти родных детей, а ее родители еще взяли и десятилетнего приемного сына Томмазо делла Фонте, родственника по мужу одной из старших сестер Екатерины, Николетты.
         Судя по всему, Екатерина уже с детства чувствовала себя особенной, избранной. Во-первых, у нее была сестра-близнец Джованна, которая умерла в раннем детстве. Во-вторых, она родилась в день Благовещения, который в том году (25 марта 1347 года) совпал с Вербным воскресеньем, и, более того, был днем начала сиенского Нового года.
        Семья Екатерины принадлежала к крепкому среднему классу того времени, они были обеспеченными людьми, жили в собственном доме с мастерской в квартале ремесленников Фонте Бранда. Вероятно, систематического образования Екатерина получить еще не могла, но читать и писать она научилась. И, конечно же, ее любимым (и единственным) чтением были жития святых.
        Надо полагать, о духовном подвиге Екатерины Александрийской, Екатерина ди Бенинкаса знала с самого раннего детства. И скорее всего, именно по примеру своей тезки-святой, она уже с шести или с семи лет твердо решила, что отдаст свою девственность Христу. И ,похоже, что уже тогда она начала соревноваться со своей святой тезкой. Начальные позиции у них были разными: Екатерина Александрийская была принцессой из царского рода, а Екатерина ди Бенинкаса всего лишь дочерью ремесленника; у Екатерины Александрийской было гораздо больше возможностей обрести святость, поскольку жила она в эпоху гонений на христиан, а Екатерине ди Бенинкаса такие тяготы и страдания даже и не снились; и уровень образования у них был изначально очень разным, поскольку Екатерина Александрийская знала в совершенстве труды всех философов древности, а Екатерина ди Бенинкаса лишь читала Библию и жития святых.
        Так что ее путь к обретению святости оказался также весьма сложным и тернистым. В 1362 году умерла любимая сестра Екатерины, Бонавентура. И Девочка-подросток, которой тогда было 15 лет, еще более укрепилась в мысли посвятить свою жизнь Господу. При этом ей постоянно приходилось отражать напор ее родителей, которые с 12 лет вознамерились выдать ее замуж (нормальная практика для того времени, если в очередной раз вспомнить историю Джульетты Капулетти).
        В конце концов, Екатерина решилась на радикальный шаг (она вообще была девицей решительной и деятельной и при этом обладала, как утверждали, веселым характером), и обрезала свои волосы, «которыми она так много нагрешила и которые так возненавидела», по ее собственным словам. Впрочем, с этого начинали многие святые, хотя бы та же Клара Ассизская.   Родителей этот поступок возмутил, и непокорная дочь была наказана: на нее возложили всю самую неприятную и трудоемкую домашнюю работу. Но когда родственники  пришли проверить, как Екатерина справляется с поручениями, то обнаружили ее молящейся. От очередной вспышки гнева ее родителей остановило чудесное видение: на голову молящейся Екатерины опустился голубь, словно благословляя ее на духовный подвиг. Им ничего не оставалось, как согласиться с ее выбором жизненного пути.
        Итак, примерно в 1367 году, когда Екатерине было около двадцати лет, на вступила в Третий доминиканский орден «кающихся сестёр», которых в Сиене называли «мантеллаты» по особым накидкам которые они носили. Третий орден монашеской организации как правило объединял людей, которые принимали монашеские обеты, но не затворялись в обители, оставаясь жить в миру. В число сиенских мантеллатов входили в основном вдовы весьма почтенного возраста, которые поначалу отнеслись с большим недоверием к юной девице, стремящейся войти в их ряды. Особенно их, так же, как и местное духовенство, смущали ее видения и экстазы.
        Следующие три года своей жизни Екатерина (в списке «кающихся сестре» она значится как «Katerina Jacobi Benincasa») провела в одиночестве в маленькой комнате в родительском доме. Она читала Библию и жития святых, молилась, а в общении с внешним миром соблюдала обет молчания, нарушая ее только во время исповеди (и домашнюю работу ее делать больше не заставляли). Между прочим, ее духовником был ее сводный брат, монах-доминиканец Томмазо делла Фонте, которого когда-то усыновили ее родители. Еще она работала в местных больницах и лепрозории.
          Кстати, лепра или проказа, которая сейчас почти не встречается в цивилизованных странах, для Средних веков была настоящим проклятьем. Ее научное название – инфекционный гранулематоз, она вызывается микобактериями и поражает кожу, периферическую нервную систему, иногда глаза и верхние дыхательные пути. Вещь очень неприятная, мучительная, а главное, заразная. Работа в лепрозориях часто упоминается в житиях средневековых святых не случайно. Эта болезнь считалась наказанием за грехи, проявлением божьего гнева, и болен ею человек или нет, зачастую определяли не врачи, а священники (интересно, сколько своих врагов с экземой или дерматитом они записали в прокаженные?). Такого несчастного фактически запирали в резервации-лепрозории или же он становился изгоем на всю оставшуюся жизнь и получал символы своего статуса – одежду, скрывающую и лицо, и все тело, а также колокольчик или трещотку. Над таким человеком даже совершали особый обряд, признававший его мертвецом. Так что работа в средневековом лепрозории действительно способствовала обретению святости, тем более, что лечить болезнь в то время никто и не пытался (сейчас проказа полностью излечима, если не запущена, спасибо антибиотикам).
        По некоторым сведениям, во время эпидемии чумы в 1374 году несколько ее братьев и сестре умерли, и это еще сильнее укрепило Екатерину в мысли посвятить свою жизнь помощи больным и бедным, и еще больше развило в ней чувство сострадания ко всем несчастным. Занималась она  еще и общественной и миссионерской деятельностью. Есть, например, история, о том, что она помогла обратиться к Господу некоему Никколо диТульдо из Перуджи, который был приговорен (и, похоже, вполне справедливо) к смертной казни. Также в ее житии есть рассказ об изгнании Екатериной бесов из умирающей монахини-мантеллатки Пальмерины, якобы заключившей с нечистью некий договор.
         Екатерина вела исключительно аскетический образ жизни (похоже, стремясь перещеголять Екатерину Александрийскую хотя бы в этом). Прежде сего она попыталась полностью поставить под контроль сон и потребности в еде, и достигла в этом, в конце концов, такого совершенства, что «питалась только Святыми Дарами, спала лишь полчаса в двое суток, много молилась», При этом спала она на голых досках, да еще и носила вериги.
         Еще в ранней юности мать взяла ее в поездку на источники Баньи ди Виньоне, так Екатерина залезла в самый горячий из них, где никто из нормальных отдыхающих не купался. А когда ее спросили, зачем она это делает, девушка ответила, что хочет узнать, каковы на самом деле адские муки.
         Однажды Екатерину на улице остановил нищий и попросил дать ему какую-нибудь одежду. Сначала она отдала ему свою нижнюю шерстяную рубашку, затем, уступив просьбе полотняное белье отца и братьев, затем рукава к собственной шерстяной рубашке, которые она быстро спорола с одежды ошарашенной служанки. Семья, поначалу впавшая в ступор, наконец, пришла в себя и спрятала от неё всю свою одежду. Тогда Екатерина сняла последнюю нижнюю рубашку с себя и отдала нищему, оставшись в полном неглиже, так сказать. Разумеется, потом выяснилось, что этим нищим был не кто иной, как сам Иисус, который решил испытать Екатерину. По результатам этой проверки она была «вознаграждена небесным одеянием, которое ей принёс Христос». После этой истории Екатерина всю оставшуюся жизнь довольствовалась единственным платьем, и зимой, и летом, так как считала, что не имеет права носить другую одежду, пока есть на свете нуждающиеся.

Продолжение следует…
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments