И МУЗЕЯ
Часть 3.
Широкая публика даже в XVIII веке еще не имела возможности видеть шедевры живописи, хранившиеся в королевском собрании. Лафон де Сент-Иен, видный художественный критик того времени, писал в 1747 году, что "бесценные шедевры величайших мастеров Европы, составляющие картинную галерею его величества, ныне затиснуты в маленькие, плохо освещенные, непригодные для них помещения и погребены в Версале".
В кругах просветителей возникает также идея организации национального музея, и в знаменитой "Энциклопедии" помещают статью "Лувр" с программой музейной экспозиции в дворцовых помещениях. Они писали: "... хотелось бы, например, чтобы все первые этажи этого здания были бы очищены и переделаны в галереи. Эти галереи можно было бы использовать для размещения прекраснейших статуй, которыми обладает королевство, для сосредоточения всех этих драгоценных произведений, которые разбросаны в безлюдных парках, где их разрушают и губят непогода и время. В той части, что выходит на юг, можно было бы поместить все картины, принадлежащие королю, которые ныне скучены и перемешаны в хранилищах мебели, где никто не может их увидеть...". Однако в середине XVIII века этот проект так и остался утопическим.
В 1750-е годы архитектор Жак Жермен Суффло возглавляет возобновившиеся работы по достройке и реставрации Лувра. Он подновил обветшавшие части здания и достроил незаконченный восточный фасад. В это же время возникают проекты создания площади перед Колоннадой, закрытой старыми домами. Эта идея начала осуществляться с 1770-х гг.
Великая французская революция внесла свои изменения в существовавшие устои общества. Собственность королевской семьи, церкви, эмигрировавшей аристократии была национализирована.
26 июля 1791 года Учредительное собрание приказало собрать в Тюильри и в Лувре "памятники наук и искусств". 27 сентября 1792 Конвент принимает решение о создании в Лувре музея, а 27 июля 1793 подписан декрет Конвента об открытии музея.
Подготовкой декретов Конвента об охране памятников и организации национального музея руководил Жак-Луи Давид. В 1793 он сделал доклад в Конвенте о хранилище музея искусств, где говорил об общих принципах и о практической программе музейной работы. Давид говорил: "Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения, ...<нужно> раскрыть все богатства перед животворным оком народа..."
В практическую программу вошли:
1. научная реставрация картин (поскольку до этого реставраторы только портили картины, а среди пострадавших были полотна Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Верне);
2. проблема научной атрибуции (Давид писал, что в Лувре находится "... масса картин, выставленных без разбора, как будто для оскорбления публики, картин, приписанных великим мастерам и являющихся лишь копиями".
3. необходимость радикального пересмотра экспозиции, где памятники "сейчас скорее спрятаны, чем выставлены").
10 августа 1793 в Лувре открывается Центральный музей искусств, куда были помещены национализированные ценности и произведения искусства.
До 1794 года экспозиция размещалась только в Квадратном салоне и в части Большой галереи. К тому же в первые годы XIX века в Лувре еще живут художники, но в 1806 Наполеон Бонапарт приказывает выселить из здания всех посторонних. Наполеоновские архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен переделывают дворцовые апартаменты в ампирном вкусе. Они предполагали также унифицировать фасады Лувра, то есть уничтожить творения Леско и Лемерсье, но эта идея, к счастью, не была осуществлена.
Шарль Персье Пьер Фонтен Лувр. Корпус Наполеона (Северная галерея)
Тогда снова возникает старая мысль о соединении Лувра и Тюильри со стороны улицы Риволи (со стороны Сены это соединение уже существовало в виде Большой галереи). К 1825 Персье осуществил большую часть замысла, построив Северную галерею, более известную как Корпус Наполеона.
С 1819 года в залах Лувра периодически устраиваются выставки промышленных товаров, что было своего рода знамением времени, предшествующим Всемирным выставкам.
В 1848-49 гг. Лувром руководит живописец Филипп-Огюст Жанрон, который предполагал сделать Лувр центром культурного просвещения народа. Он приобрел для музея четыре работы Жерико. Главный хранитель Лувра Вийо в это же время создает основу научной экспозиции, классифицирует мастеров по школам, составляет каталог по отделу живописи.
Во время революции 1848 года декретом от 1 мая Лувр был переименован в Народный дворец, и республиканское правительство обсуждало планы завершения ансамбля. Был утвержден проект Луи Висконти, предусматривавший два комплекса новых корпусов: одна группа зданий замкнула ансамбль с севера, а другая была поставлена симметрично первой вдоль Большой галереи.
Луи Висконти Эктор Лефюэль Эжен Делакруа. Роспись плафона Лувра
Этот проект был реализован Висконти и Лефюэлем в 1850-е гг. А в начале 1860-х годов Эктор Лефюэль занимается перестройкой Большой галереи. В это же время была произведена перепланировка внутренних помещений музея, а также проводились монументальные работы с участием ведущих художников Франции, например, Делакруа расписывает плафон в Галерее Аполлона на сюжет "Аполлон, сразивший змея Пифона".
Во время прусского наступления на Париж в 1870 часть коллекции Лувра была эвакуирована; 300 картин вывезли в Брест.
Во время Парижской коммуны в марте-мае 1871 организована федерация художников во главе с комиссией из 46 деятелей искусства и культуры под председательством Курбе. На федерацию возложена проблема организации охраны памятников и восстановления работы музея. Директором Лувра назначен архитектор Удино, а его помощниками скульпторы Далу и Эро. Старый персонал было решено распустить, а новая администрация начала инвентаризацию памятников и подготовку к открытию залов музея. Федерация также приняла на себя управление всей художественной жизнью страны.
В 1881 в музее основана "Ecole du Louvre", ставившая целью подготовку научного персонала для музеев страны. В 1897 году создано Общество друзей Лувра, которое в дальнейшем оказывало музею большую спонсорскую помощь.
В начале XX веке в музее была произведена переделка внутренних помещений и соответственно изменена экспозиция.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь музея. С июня 1940, когда Германия оккупирует часть французской территории, сотрудники Лувра во главе с Жаном Жожаром, его директором, начинают эвакуацию вещей. Были вывезены почти все экспонаты, их по решению директора и хранителей музея разместили в 80 местах, в основном, в старинных замках в различных регионах Франции, где их разместили в подземельях. С вещами работали хранители соответствующих фондов. Чтобы живопись не утратила яркость, картины периодически извлекали из укрытий и расставляли в парках.
ЛУВР В ГОДЫ ВОЙНЫ
Вещи хранились в замках Боннетабль, Шамбор, Шаверни, Бриссак, Сурш, Монтобан, Монталь и т.д.
К концу 1944, когда Франция освобождена от оккупации, вещи возвращают в Лувр в торжественной обстановке: их сопровождает специальная охрана и эскорт мотоциклистов.
После войны работники музея сразу же приступили к подготовке к открытию музея. Залы открывались постепенно с сентября 1945 по 1949.
В дальнейшем с 1950-х и по 1990-е годы длились работы по реставрации и переоборудованию внутренних помещений Лувра. Новый всплеск интереса к перепланировке Лувра возник в 1981 году, когда президент Франции Франсуа Миттеран принимает решение вернуть зданию первоначальный статус – музея. Для этого, прежде всего из Павильона Флоры было выселено Министерство финансов.
Затем был объявлен конкурс проектов переоборудования Лувра, на котором победил проект американского архитектора Ео Минг Пея, предусматривавший устройство экспозиционных, фондовых и лекционных помещений ниже уровня земли в Квадратном дворе Лувра и строительство трех пирамид для связи между помещениями музея, находящимися в разных корпусах. Эти работы были закончены к началу 1990-х гг.
С 1989 года также проводилась реставрация фасадов, выходящих в Квадратный двор и во двор Наполеона, а также витражей, украшающих Часовой павильон. Эти витражи были изготовлены в 1830-е гг. на Севрской Королевской мануфактуре по проекту Эме Шавенара и Александра Броньяра, они посвящены Ренессансу.
Таким образом, к своему 200-летию, которое торжественно отмечалось в 1993 году, музей подошел обновленным и помолодевшим, но, тем не менее, в нем продолжаются работы, связанные с усовершенствованием экспозиции и установкой новейшего оборудования в залах и хранилищах музея.
Лувр. План перестройки Лувр. Современный вид