nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ:
АРХИТЕКТУРНЫЕ ИСТОКИ

Часть 17.

         Одной из основополагающих черт отеля XVIII века становится система планировки комнат вокруг центрального зала – салона.
        Понятие салона впервые появляется в итальянской архитектуре в первой половине XVI века. Это парадный зал, находящийся в центре композиции здания, вокруг которого группируются остальные помещения.
        Такой тип планировки связан с работами Андреа Палладио, его виллами, построенными на терраферме Венеции. Эти виллы находились в парках и служили не для постоянного пребывания владельцев, а для отдыха и развлечения. На некоторых виллах, построенных Палладио, даже не было предусмотрено спальных комнат, которые могли быть пристроены потом по настоянию заказчиков.
        Салон в проектах Палладио, как правило, играет организующую роль. Он находится в центре здания. Это большой  двусветный зал, который может иметь различную форму в плане (крестообразный салон виллы Бодоэр, круглый – виллы Ротонда). Палладио иногда перекрывает его куполом.

                                          ВИЛЛЫ АНДРЕА ПАЛЛАДИО


                       
                Вилла Бодоэр. План                              Вилла Бодоэр. Общий вид

                         
                Вилла Ротонда. План                              Вилла Ротонда. Общий вид                              


       Салоны вилл декорируются живописью с мифологическими сценами и иллюзорными архитектурными элементами (вилла Калдоньо - фрески Джанантонио Фазоло и Джамбаттиста Зелотти; виллы Фоскари (Ла Мальконтента), Эмо, Ротонда – росписи Джамбаттиста Зелотти).
        С начала XVI века между Италией и Францией происходит активный культурный обмен, особенно оживленный при Франциске I (1515-1547), который в своей созидательной деятельности ориентировался на итальянские образцы, приглашая на службу не только итальянских архитекторов и художников, но и "портных, музыкантов,... парфюмеров,... кондитеров, садовников" (Г.Абеляшева, 1995.
        Французские зодчие получали образование в Италии, зарисовывая образцы античной архитектуры или работая подручными у итальянских архитекторов (как Филибер Делорм или Андруэ Дюсерсо).

                           
                   Филибер Делорм                                          Жак Андруэ Дюсерсо

      В освоении ордерной системы большую роль играют трактаты по архитектурной теории, которые появляются во Франции уже в самом начале XVI века. Из крупных итальянских архитекторов, работавших во Франции, можно назвать Себастьяна Серлио, а Фонтенбло расписывали работавшие в стиле маньеризма Россо Фиорентино и Франческо Приматиччо, которые создали там свою живописную школу.
       


Франческо Приматиччо           Фонтенбло. Галерея Франциска I                          Россо Фиорентино

          В отличие от Италии, во Франции в XVI веке не существует жилых комплексов, соответствующих итальянским загородным виллам. Замки постепенно утрачивают свое фортификационное назначение (как построенные в это время Шамбор или Шенонсо), и парки, разбиваемые при них специально, еще редки (можно назвать два парка при замке Шенонсо, разбитые на итальянский манер - сад Дианы де Пуатье и сад Екатерины Медичи).

     
                                      Шамбор                                                                            Шенонсо

        Продолжение следует…
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments