АРХИТЕКТУРНЫЕ ИСТОКИ
Часть 17.

Понятие салона впервые появляется в итальянской архитектуре в первой половине XVI века. Это парадный зал, находящийся в центре композиции здания, вокруг которого группируются остальные помещения. Такой тип планировки связан с работами Андреа Палладио, его виллами, построенными на терраферме Венеции. Эти виллы находились в парках и служили не для постоянного пребывания владельцев, а для отдыха и развлечения. На некоторых виллах, построенных Палладио, даже не было предусмотрено спальных комнат, которые могли быть пристроены потом по настоянию заказчиков.
Салон в проектах Палладио, как правило, играет организующую роль. Он находится в центре здания. Это большой двусветный зал, который может иметь различную форму в плане (крестообразный салон виллы Бодоэр, круглый – виллы Ротонда). Палладио иногда перекрывает его куполом.
ВИЛЛЫ АНДРЕА ПАЛЛАДИО


Вилла Бодоэр. План Вилла Бодоэр. Общий вид


Вилла Ротонда. План Вилла Ротонда. Общий вид

С начала XVI века между Италией и Францией происходит активный

Французские зодчие получали образование в Италии, зарисовывая образцы античной архитектуры или работая подручными у итальянских архитекторов (как Филибер Делорм или Андруэ Дюсерсо).


Филибер Делорм Жак Андруэ Дюсерсо




Франческо Приматиччо Фонтенбло. Галерея Франциска I Россо Фиорентино
В отличие от Италии, во Франции в XVI веке не существует жилых комплексов, соответствующих итальянским загородным виллам. Замки постепенно утрачивают свое фортификационное назначение (как построенные в это время Шамбор или Шенонсо), и парки, разбиваемые при них специально, еще редки (можно назвать два парка при замке Шенонсо, разбитые на итальянский манер - сад Дианы де Пуатье и сад Екатерины Медичи).


Шамбор Шенонсо
Продолжение следует…