nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ МИРА

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА
И МУЗЕЯ: ЖИВОПИСНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Часть 4.

        Еще в эпоху Карла V Мудрого Лувр служил своего рода музеем - местом, где были собраны королевские раритеты, и хотя в дальнейшем эта коллекция не сохранилась, тем не менее, сам этот факт весьма показателен.
        Собственно, луврская коллекция произведений искусства начала складываться в начале XVI века, когда Франциск I приглашает Леонардо да Винчи для работы во Франции, причем не как художника, а как военного инженера. Леонардо приехал во Францию в 1517 году и прожил два года до своей смерти в 1519 году в городе Амбуазе, где Франциск предоставил ему небольшой замок Кло-Люсе.
       

Леонардо да Винчи   Энгр. Франциск I у умирающего Леонардо                              Кло-Люсе

            Достоверно известно, что Леонардо привез с собой несколькими своих живописных работ, в числе которых была одна, обозначенная в описях того времени как "Женский портрет". С достаточной степенью уверенностью специалисты полагают, что это была "Джоконда".
       Эта картина, написанная в 1505 году во Флоренции и изображающая (по одной из наиболее вероятных версий) Лизу ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, жену флорентийского торговца Франческо дель Джокондо, стала одновременно и одним из трех символов Лувра и национальной гордостью и достоянием Франции. Франциск I купил эту картину у художника за 1200 ливров, а сейчас ее стоимость составляет по мнению экспертов более 100 млрд.евро.
        По композиции и постановке фигуры это традиционный ренессансный портрет с пейзажным фоном, также характерным для искусства кватроченто. Но гений Леонардо проявляется в использовании мягкого контура, дымки сфумато, а главное, в изображении самой модели. Загадочная улыбка Джоконды породила множество самых разнообразных версий и домыслов. Одни исследователи считали ее признаком шизофрении, другие соотносили ее с символикой из сборников "Символов и эмблематов" эпохи ренессанса, где подобная легкая улыбка на губах модели означает изысканность, утонченность и аристократизм. Джорджио Вазари, один из первых биографов Леонардо, писал, что художник, один раз заметив эту улыбку на губах Моны Лизы и желая сохранить ее на портрете, начал приглашать в мастерскую шутов, музыкантов, комедиантов, чтобы они развлекали женщину.
        Эту работу Леонардо уже его современники считали одним из величайших шедевров живописи, их восхищало чисто техническое мастерство художника, которое позволяло ему передавать мельчайшие детали вплоть до ресниц и прожилок на щеках. Сейчас гораздо большее восхищение вызывает умение мастера создать некий обобщенный человеческий характер, личность, существующую в космосе, который обозначается глобальным пейзажем на заднем плане.
        "Джоконда" была помещена в экспозиции Лувра с самого начала существования музея. Уже тогда она становится символом Лувра. Поэтому неудивительно, что ее исчезновение из музея 22 августа 1911 года вызвало грандиозный политический скандал. В похищении обвиняли даже кайзера Вильгельма и немецких шпионов, которые якобы хотели спровоцировать военный конфликт между двумя странами, отношения между которыми и без того были напряженными. Правда, когда два года спустя "Джоконду" предложили купить одному из флорентийских антикваров, выяснилось, что вор – безработный итальянский маляр, прежде работавший в Лувре, не преследовал никаких политических целей, и вообще все похищение фактически произошло по воле случая. Но та паника, в которую было повергнуто все французское общество, говорит сама за себя.
        Франциск I не только покупал картины для своей коллекции, но и получал их в качестве посольских даров. В основном, это были работы художников итальянской школы, наиболее значительной в то время. Среди них картины Себастьяно дель Пьомбо, Рафаэля, Фра Бартоломео.
      К их числу относится и "Святой Себастьян" Андреа Мантенья. Эта картина была выполнена художником в 1481 году по заказу к свадьбе Жильбера де Бурбон, графа де Монпансье и герцога Овернского и Кьяры Гонзага. Первоначально она хранилась в церкви Эгеперс в Оверни, а затем была подарена французскому королю.
        Мантенья был одним из виднейших представителей итальянского Ренессанса, и в этой его работе очень хорошо видны основные достижения и новшества, привнесенные в живопись мастерами XV века. Художники этого времени уже мастерски владели и анатомией, и перспективой, имели представление об античности и зачастую трактовали религиозные сцены как светские. Мантенья всегда отличался достаточно экспрессивным отображением человеческих чувств, что проявилось и в этой работе, где он изображает на лице своего героя ощущение нечеловеческих страданий.
      К работам итальянских художников, хранящимся в королевской коллекции, присоединяются и полотна французских художников XVI века, в основном, портретистов. Они представляют членов королевской семьи или наиболее влиятельных вельмож.
Одной из таких работ является "Портрет Франциска I" (ок.1531), принадлежащий кисти Франсуа Клуэ. Клуэ происходил из династии художников и начинал работать как миниатюрист. Поэтому для всех его работ свойственна подчеркнутая линеарность и повышенный декоративизм. Художник, следуя манере еще предыдущей готической живописи, детально передает все индивидуальные особенности внешности короля, нисколько ее не приукрашивая. В результате он создает образ умного, могущественного и в тоже время сластолюбивого монарха.
        Все эти картины король размещает в своей излюбленной резиденции замке Фонтенбло.



Продолжение следует…
Subscribe

  • ВИКТОРИНА МЕРАН, ХУДОЖНИЦА

    Викторина Мёран. Автопортрет. 1876 Часть 2. Трудно сказать однозначно, почему Викторина Меран вообще приняла решение сама…

  • ВИКТОРИНА МЁРАН, ХУДОЖНИЦА

    Эдуар Мане. Портрет Викторины Мёран. 1862 Часть 1. Вероятно, в лицо ее знают абсолютно все любители искусства. Викторина Мёран,…

  • МАРТЫНОВА

    Осип Браз. Портрет Елизаветы Мартыновой. 1896 Часть 1. Наверное, она была исключительной женщиной. Она была талантлива и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments