nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ДАНТЕ ГАБРИЭЛЯ РОССЕТТИ

Часть 3.

         В 1869 году к Россетти обратился издатель с предложением напечатать сборник его ранних стихов. Поскольку единственный экземпляр рукописи уже семь лет находился в гробу Элизабет Сиддал-Россетти, то для того, чтобы извлечь текст, следовало произвести эксгумацию. Россетти долго колебался, но соблазн оказался велик, и безутешный муж дал согласие на вскрытие гроба, но сам присутствовать при этом мероприятии отказался (чувствительный!), доверив миссию своему другу и агенту Чарльзу Огастесу Хоуэллу (кстати, он стал прототипом мерзкого шантажиста Чарльза Огастеса Милвертона из рассказа Конан Дойла).
         Хоуэлл долго искал рукопись в густых  прядях волос трупа, нашел в конце концов, а позднее сообщил Россетти, что тело Элизабет, несмотря на прошедшие годы, прекрасно сохранилось, а волосы даже отрасли (миф!).
         Эти ранние стихи Россетти были опубликованы в сборнике «Дом жизни», который был очень тепло встречен публикой и удостоился хвалебных рецензий критиков. Впрочем, злые языки утверждали, что этот успех был срежиссирован самим художником, который уговорил своих знакомых из литературного мира написать положительные отзывы.
         Россетти считался новатором литературного стиля, а о его поэтическом творчестве писали, например, так:
         «В те дни, когда в Англии поэтическая оригинальность, как казалось, получила самое широкое распространение, явился некий новый поэт с построением и мелодикой стиха, словарем и интонацией неповторимо своеобразными, однако очевидно отказавшийся от любых формальных ухищрений, призванных привлечь внимание к автору: его интонация воспринималась скорее как свидетельство достоверности живой естественной речи, а сама эта речь представлялась совершенно непринужденным выражением всего того поистине чудесного, что поэт реально увидел и почувствовал» (Уолтер Патер).
         Впрочем, немного позднее вышла и резко негативная статья о стихах Данте Габриэля под названием «Плотская школа поэзии: г-н Д.Г.Росетти». Ее опубликовал некто Томас Мейтланд, впрочем, позднее выяснилось, что это псевдоним, под которым скрывается неудачливый поэт Роберт Бьюкенен. Бьюкенен критиковал Россетти за эротизм и чувственность и называл его стихи «отвратительными»
         Судя по всему, это было еще одно серьезное потрясение для Россетти. Удар был настолько силен, что у художника развилась мания преследования, и он в течение какого-то времени был искренне убежден в том, что весь окружающий мир, включая случайных уличных прохожих и даже пролетающих мимо птиц, организовал заговор, чтобы его уничтожить. Теперь Россетти не могла утешить даже его постоянно растущая слава художника.
         Все это вылилось в попытку суицида, которую Данте Габриэль попытался осуществить в июне 1872 года. По примеру своей покойной жены, он выпил целую бутылку настойки опиума, но почему-то остался жив. Впрочем, его душевное здоровье после этой истории окончательно пошатнулось.
Есть мнение, что поэтическое творчество Россетти, особенно то, что он писал уже после смерти жены, также могут считаться симптомом расстройства психики (шизофрении):
         «…<стихи Россетти> - это простое созвучие, представляющее собой разительный пример эхолалии. Отмеченная нами способность речи слабоумных и помешанных встречается у Россетти очень часто. Многие из его стихотворений – ничто иное, как ряд чисто внешним образом нанизанных слов, и эта болтовня, тем не менее, представляется мистически настроенным читателям чем-то глубокомысленным…»
         Россетти постепенно прервал все контакты с внешним миром, стал настоящим мизантропом, вел затворнический образ жизни и принимал в своем доме Тюдор-хаус в Челси только Форда Мэддокса Брауна и Фанни Корнфорт. Он еще пытался работать, в частности создал две версии «Прозерпины», но регулярно принимаемый «коктейль прерафаэлитов» из хлоралгидрата с алкоголем, без которого художник уже не мог существовать, планомерно его убивал.
         В 1870-х годах Россетти уже систематически страдал от галлюцинаций, к которым в 1881 году добавились и приступы паралича. Депрессия стала постоянной, а алкогольная и наркотическая зависимость – очевидной для окружающих. В 1880 году ко всем прочим проблемам со здоровьем присоединилась и потеря слуха. Со дня смерти Лиззи, то есть в течение более двадцати лет Россетти мучался от бессонницы, по сообщению его знакомого Холла Кейна, сон к нему вернулся лишь за четыре месяца до смерти.
         В 1882 году друзья убедили умирающего художника переехать на морское побережье, в курортный городок Берчингтон-он-Си недалеко от Брайтона. Все надеялись, что перемена климата и морской воздух принесут Россетти облегчение. Его оставили на попечение сиделки, но к сожалению, чуда не произошло. Он умер спустя всего лишь несколько дней после переезда. Официально причиной смерти было указано воспаление почек.
         Россетти был похоронен на кладбище Брайтона под кельтским крестом, изготовленном по эскизу Форда Мэддокса Брауна.
         Причины психических проблем Данте Габриэля Россетти, скорее всего являются следствием злоупотребления хлоралгидратом в сочетании с алкоголем. Этот коктейль вполне способен вызвать и нарушения восприятия, и расстройство эмоциональной сферы, которыми страдал Россетти. Но все-таки некоторые симптомы, которые описывают родственники и близкие знакомые художника, наводят на мысль, что Россетти мог действительно быть болен  шизофренией.
         P.S. Когда Россетти преподавал курс рисования и живописи в образовательном заведении для низших классов общества, открытом в Лондоне благотворительной организацией, он показал себя превосходным педагогом. Студенты пленялись его обаянием и безмерно восхищались мастерством. «Россетти умел вдохновить нас и даже заворожить; мы любили его настолько, что были готовы услужить в любой мелочи…» - вспоминал один из его учеников. К сожалению, он преподавал всего восемь лет, с 1854 до 1862. Возможно, он бросил эту работу в силу непостоянства своего характера, а, может быть, это произошло, когда он впал в депрессию после смерти Элизабет. Но очень может быть, что Данте Габриэль так и не понял до конца, в чем заключалось его истинное призвание. 
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment