nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

СВЯТЫЕ ПЕРПЕТУЯ И ФЕЛИЦИТАТА
Хлестаков....Как ваша фамилия? Я все позабываю.
Артемий Филиппович. Земляника.
Хлестаков. А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?
Артемий Филиппович. Как же-с, пятеро; двое уже взрослых.
Хлестаков. Скажите, взрослых! А как они... как они того?..
Артемий Филиппович. То есть, не изволите ли вы спрашивать, как их зовут?
Хлестаков. Да, как их зовут?
Артемий Филиппович. Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя.
Хлестаков. Это хорошо.
(Николай Гоголь. Ревизор. Действие 4, явление 6)
      Меня всегда интриговала эта самая Перпетуя, младшая дочка господина Земляники. Сначала казалось, что было довольно жестоко со стороны родителей, назвать ребенка таким экзотическим именем. Потом стало понятно, что имя давалось по святцам, поскольку несчастный ребенок родился в соответствующий день церковного календаря (14 февраля скорее всего, вряд ли Земляника был лютеранином и отмечал день святой 7 марта). А затем стало очень любопытно, что же это была за святая.
      Начнем с того, что история святой Перпетуи неразрывно связана с историей святой Фелицитаты, и еще нескольких раннехристианских святых, которые пострадали вместе. А дело было в Карфагене, в 203 году (дата точная).
      Перпетуя была молодой вдовой, происходившей из знатной семьи, у которой недавно родился ребенок, она сама кормила его грудью. При ней состояла служанка по имени Фелицитата, которая пребывала на последнем сроке беременности . Имена главных героинь этой истории вероятно восходят к устойчивому латинскому выражению  «perpetuum felicitate» (в переводе - «постоянного счастья» - популярное поздравление, судя по всему). Вместе с ними действующими лицами совместного жития были двое свободных гражданин Карфагена Сатурнин и Секундул, а также раб или слуга по имени Ревокат, муж Фелицитаты.
      Вся эта пятерка являлась катехуменами Карфагенской христианской церкви. Катехумен, или, иначе говоря, оглашенный, это еще не христианин. Это человек, который только готовится принять святое крещение и стать полноправным членом христианской общины, кто есть проходит катехизацию. А проблема заключалась в том, что в Карфагене, как и во всей Римской империи согласно указу императора Септимия Севера, исповедовать христианство было можно, а вот посторонним присоединяться к церкви был запрещено (логично, не правда ли). Так что, как раз оглашенные оказывались вне закона.
      Как водится, у нашей пятерки катехуменов нашлись «доброжелатели», которые и донесли на них властям, которые поспешили отправить этих не совсем христиан под стражу. Вскоре к ним присоединился и их наставник, Сатур,  который уже был христианином, но благородно предпочёл разделить судьбу своих учеников. Перед тем, как отправиться в темницу все пятеро катехуменов приняли крещение (теперь уже не иело смысла их останавливать)..
      «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» - это один из наиболее ранних житийных текстов, посвященных мученичествам первых христианских святых. Именно из них и оказалось возможным узнать о том, что же произошло с Перпетуей, Фелицитатой, Сатуром и прочими, а также о видениях, которые пережили Перпетуя и Сатур, предшествовавших трагическому финалу.
      Прежде всего после ареста Перпетуя ужасно переживала о судьбе своего новорожденного ребенка, что конечно же нормально для молодой матери. Не очень понятно, с кем оставался младенец, пока его мать решала проблемы вероисповедания, но поскольку в дальнейшем повествовании фигурирует отец Перпетуи, то  весьма вероятно, что ребенком некоторое время занимались дедушка и бабушка.
      Потом двое местных дьяконов умудрились подкупить тюремных стражей (очередной пример коррупции на местах!) и принести ребенка матери. Видимо, те же стражники (за дополнительную мзду) позволили Перпетуе оставить ребенка у себя в камере. После чего тюрьма для нее стала подобна дворцу.
      Похоже, что дедушку, убежденного язычника, об этом не предупредили, и он примчался в тюрьму к дочери, чтобы убедить ее отречься от Христа ради ребенка. С собой он захватил и местного прокуратора, который просилПерпетую хотя бы для вида принести жертву в честь императора. Когда стало ясно, что переубедить ее не удастся, дедушка забрал младенца, и, похоже, что Перпетуя в данном случае не возражала (и это наводит на мысли о послеродовой депрессии).
      Все шестеро узников снова объявили себя убежденными христианами, и их приговорили к классической форме древнеримской казни – растерзанию зверями на арене цирка.
      Непосредственно перед казнью один из узников – Секундул – умер в камере (возможно, не выдержало сердце). Фелицитата же больше всего боялась, что не успеет родить до казни, ведь по римским законам казнить беременных запрещалось, и тогда ей не удалось бы умереть вместе со своими единоверцами. Но Господь оказался милостив, и она родила дочь за два дня до назначенной казни. Девочку передали на воспитание свободной христианке, а Фелицитата приготовилась с удовольствием пострадать за Христа (все же в поведении первых христиан очень многое попахивает откровенным мазохизмом).
      Один из тюремщиков, наблюдая измученную после родов Фелицитату, ехидно поинтересовался у нее: «Вот, ты так страдаешь сейчас; что же будет с тобою, когда тебя бросят зверям?» на что она гордо ответила: «Сейчас страдаю я, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним».
      В ночь перед казнью Перпетуя и Сатур имели весьма примечательные видения, которые были тщательно зафиксированы их биографами. Перпетуя видела следующе:
      • золотую лестницу с драконом под ней, окруженную оружием, по которой на небеса поднимались праведники;
      • мученицу (вероятно, себя) сначала попирающую голову дракона, а потом восходящую по золотой лестнице (из предыдущего видения) к зелёному лугу, на котором находился Добрый пастырь, который пас стадо овец. Пастырь дал мученице вкусить из его рук, а окружающие праведники (из предыдущего видения) сказали хором «Аминь», что было знаком будущего мученичества и последующегор райского блаженства;
      • некрещённый брат Перпетуи Динократ, который умер в детстве от болезни, обезобразившей его лицо (вероятно, это была оспа), находился в тёмном и мрачном месте. А потом, после молитвы Перпетуя вновь видела его здоровым и счастливым, и единственным знаком детской болезни был маленький шрам;
      • мученица (кто именно, непонятно) побеждала дикого египтянина (каким образом, также непонятно), предполагается, что это был знак будущей победы над дьяволом;
      • и последнее видение: снова золотая лестница на небеса, по которой восходили христиане, которых жалила змея (очевидно, также знак будущего мученичества).
      Видения были и у Сатура, правда не столь масштабные, как у Перпетуи, но при этом не менее живописные:
      • четыре ангела перенесли его самого и Перпетуюв прекрасный сад, где их встретилиафриканские мученики –Иокунд, Сатурнин, Артай и Квинт;
      • другие священномученики, епископ Оптат Карфагенский и пресвитер Аспазий, предлагалиСатуру утешиться с ними (какое-то двусмысленное видение);
      • божественный чертог, ангелы, поющие«Свят, свят, свят», и двадцать четыре старца (это видение Сатура – явный плагиат, поскольку оно весьма сходно с видениями Иоанна Богослова в четвёртой главе Откровения).
       Перед казнью, посмотреть на будущих мучеников отправилась целая делегация карфагенян. Сатур сказал им многозначительно: «Внимательно изучите наши лица, чтобы вы смогли узнать их в день Суда». Впрочем, публика не устыдилась и отправилась в местный амфитеатр, чтобы насладиться второй частью шоу.
      Представление было намечено на 7 марта, день рождения Геты, сына и соправителя Септимия Севера. Дополнительным унижением для христиан было то, что на арену они должны были выйти в костюмах языческих богов, мужчин одевали Сатурнами, а женщин – Церерами. Но Перпетуя заявила палачам, что весь смысл их поступка заключается именно в том, чтобы не поклоняться римским богам, и потребовала уважать их свободную волю.И власти уступили этим требованиям, сочтя их справедливыми. После этого христиан потащили на арену.
      На мужчин – Сатурнина, Ревоката и Сатура, - выпустили кабана, медведя и леопарда,а на Фелицитату и Перпетую– дикую корову. Звери поранили мучеников, но не смогли убить их. Тогда единоверцы попрощались друг с другом братскими поцелуями, после чего были обезглавлены (это уже было не так зрелищно, хотя и действенно). Неопытный палач Перпетуи обезглавил её только со второго удара, причём она сама приставила его меч к своему горлу, видимо, чтобы ускорить конец и переход в райские кущи. После казни христиане Карфагена выкупили тела мучеников и погребли их в городе.
       Перпетую и Фелицитату чаще всего изображают вместе, причем как правило их разный социальный статус госпожи и служанки не выделяется, а напротив, сходной одеждой и симметрией поз подчеркивается их равенство перед Господом. Они могут держать в руках мечи, как орудие казни, либо пальмовые ветви, как символ мученичества. Также их может сопровождать корова, припавшая возле их ног.
Tags: женщины, истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments