nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ МИРА

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА
И МУЗЕЯ: ЖИВОПИСНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Часть 5.

         В XVII веке королевское собрание продолжает пополняться прежде всего благодаря кардиналам Ришелье и Мазарини, которые приобретают и отдельные полотна и целые коллекции картин.
        В частности, во вт.пол.XVII века в Лувр, где теперь находятся произведения из королевского собрания, попадает значительная часть коллекции английского короля Карла I Стюарта. После казни короля все его имущество Кромвель выставляет на аукцион. Туда же попадает и его живописное собрание, которое Карл, в свою очередь, приобрел у мантуанских герцогов Гонзага.
         
 
      Антонис ван Дейк. Карл I на охоте                    Оливер Кромвель                           Эверхард Ябах

          Часть этой коллекции была куплена кардиналом Мазарини, часть попала к банкиру Эверхарду Ябаху, парижскому финансисту немецкого происхождения, сколотившему невероятный капитал на различных махинациях с армейскими поставками. В 1671 году Людовик XIV выкупил его часть коллекции.
        В этом собрании были работы Рафаэля, Тициана, Корреджо, Джорджоне, Веронезе, Джентилески.
        Именно из коллекции Ябаха в Лувр попала одна из наиболее известных работ Джорджоне "Сельский концерт" (ок.1510). Джорджоне, один из самых загадочных художников в истории мирового искусства, написал ее незадолго до смерти.
                  Он был венецианцем, предшественником Тициана и Веронезе, и заложил в своем творчестве основы венецианской школы живописи: большую свободу композиции, преобладание колорита над рисунком, возвышенное поэтическое настроение. Эта картина воспринимается на редкость музыкальной, где все подчинено единой гармонии, а  пейзаж созвучен лирическому настроению человека.
        Продолжателем традиций Джорджоне был Тициан. Его портрет "Юноша с перчаткой" (1518), тоже хранившийся прежде в коллекции Ябаха, считается одним из лучших. Предполагается, что на нем изображен посол Карла V в Венеции генуэзец Джироламо Адорно или, возможно, Джанбаттиста Малатеста. Тициан создает образ человека уже уходящей эпохи, Ренессанса, многогранной, но гармонической личности. Картина выполнена в единой колористической гамме, что позволяет подчинить все изображение желанию художника передать внутренний мир героя. Светлые пятна рубашки и манжет акцентируют внимание на лице и руках юноши - наиболее значимых деталях портрета.
        Для пополнения коллекции итальянской живописи Людовик XIV приобретает композиции Тициана, Сальватора Розы, Веронезе, Рафаэля, Караваджо.
      Именно французский король в 1683 году покупает в Италии картину Рафаэля "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", получившую во Франции второе название "Прекрасная садовница" (1507). Это одна из целой серии ранних мадонн Рафаэля.
        Работы этой серии отличаются большим лиризмом. Мадонны рафаэля исключительно женственны и прелестны. В композиции картины художник следует традициям, заложенным еще Леонардо да Винчи, и вписывает группу персонажей в четкую пирамиду. Условный пейзаж на заднем плане с деревьями и кустами и дал картине второе название.
        В 1665 году в Лувр поступает "Гадалка" Караваджо. Эта картина, написанная художником в ранний период творчества, тем не менее, очень ярко характеризует уже сложившиеся в ту эпоху основные черты его творчества. Надо сказать, что манера Караваджо, не вписывавшаяся в каноны ни барокко, ни классицизма, дала исследователям повод отнести его к так называемой внестилевой линии в искусстве, а вернее признать, что караваджо был первым среди художников, кто выработал свой собственный стиль письма.
        Действующие лица "Гадалки" - простые люди, каких можно встретить на улице, хотя художник и придает их облику подчеркнутую миловидность. Караваджо уже здесь обращается к эффектам освещения, и свет в его полотне льется причудливым потоком сзади, создавая эффект сценического освещения, когда свет проникает на сцену из-за кулис. И жанровая сценка приобретает смысл некоего новаторского экспериментального произведения.
        Национальная школа в XVII веке была представлена, в основном, работами придворных художников классицистического направления Лебрена, Филиппа де Шампаня, Клода Лоррена, Пьера Миньяра, а также произведениями основателя французского классицизма Николя Пуссена.
     В 1640 году Пуссен, работавший в Риме, приезжает в Париж по приглашению Людовика XIII, который предполагал поручить ему оформление Большой галереи Лувра росписями, прославляющими деяния Геракла. Из-за козней недоброжелателей художника этот проект остался нереализованным, но, в то же время, у Пуссена были куплены некоторые работы, которые составили ценнейшую часть королевского собрания. Коллекция работ Пуссена пополнялась в течение всей второй половины XVII века, и к концу его насчитывала около 30 произведений. А в настоящее время в Лувре хранится около 40 полотен Пуссена, следовательно, основная часть этой коллекции была заложена еще королем.

   
                        Гверчино. Et in Arcadia                                               Никола Пуссен. Аркадские пастухи

          В 1685 году Людовик XIV лично ведет переговоры с наследниками Пуссена о приобретении "Аркадских пастухов" (1650-55). Эта картина очень нравилась королю, так что, купив ее, он повесил ее в своих личных апартаментах в Версале и показывал только самым близких друзьям.
        Возможно, Пуссена вдохновила одноименная работа Джованни Франческо Гверчино, а замысел полотна приписывается кардиналу Джулио Роспильози (будущему папе Клименту IX). Основная идея картины, как она была определена самим художником, - счастье, подвластно смерти; смерть настигает нас на вершине счастья.
        Сюжет полотна основан на греческом мифе о легендарной Аркадии, беззаботной и счастливой стране, где живут наивные и беспечные пастухи, не знающие ни горя, ни бед. И вот трое пастухов и пастушка находят полуразрушенную гробницу на которой можно прочесть слова: Et in Arcadia ego (И я был в Аркадии), и замирают, пораженные новой для них мыслью, мыслью о смерти.
        Долгие споры вызывала формулировка фразы, то, что подразумевалось под словом ego: или это смерть, которая говорит о себе, что она царит надо всем миром, даже над блаженной Аркадией; или это умерший говорит о себе, что он тоже был жителем этих благословенных краев.
        Для всех работ Пуссена характерна подчеркнутая линеарность, выстроенность композиции, определенное тематическое направление, связанное с христианской или с античной мифологией. Но в данном случае явно фантастический пейзаж имеет одну реалистическую деталь: изображение гробницы соответствует реальному памятнику, который находится в городе Ренн-ле-Шато, недалеко от родных мест художника.
        Коллекция Пуссена, хранящаяся в Лувре, безусловно, считается одной из наиболее полных в мире.
        В целом, к началу XVIII века королевское собрание насчитывает более 500 картин, и основную часть коллекции составляют работы итальянских мастеров. По описи королевского собрания, составленной Байи в 1709-10 гг. в королевском собрании хранятся 89 картин римских и флорентийских художников, 102 - венецианцев, 178 - ломбардцев
        В пер.пол.-сер.XVII века голландские и фламандские художники не котировались высоко, но к концу XVII - началу XVIII века отношение к ним меняется, и возникает особый интерес именно к этим живописным школам. Поэтому для королевской коллекции приобретаются работы Рембрандта, Габриэля Метсю, Герарда Тербоха, Якоба Йорданса, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса.
        Среди этих работ выделяются произведения "малых голландцев", например, типичная жанровая сценка Тербоха "Галантный солдат", которая была куплена из голландской частной коллекции в 1785 году для Людовика XVI.
          Исключительными художественными достоинствами отличается полотно Рубенса "Портрет Елены Фоурмен с детьми" (1636). Это одна из последних работ, причем она была написана художником "для себя". В это время Рубенс, как правило, сам уже не писал. Он исполнял только эскизы, а все остальное делали его ученики. Но этот портрет своей жены он писал собственноручно, и именно поэтому он отличается высокими живописными качествами. Для Рубенса характерно главенство цвета, вибрирующий мазок создает ощущение жизни. Золотистый трепетный колорит создает в картине особое лирическое настроение.

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments