nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ФРАНЦУЗСКИЙ ОТЕЛЬ ЭПОХИ РОКОКО

          Период рококо во Франции включает в себя всего несколько десятилетий (1700-е – 1750-е гг.), но за это время проходит весь путь развития, успевает оформиться и закрепиться в архитектуре.
         Франция в эту эпоху занимает особое положение среди остальных европейских стран. Можно сказать, что своими архитектурными памятниками, созданными в предшествующий период, она доказала свое право не только на архитектурную самобытность, но и на то, чтобы формировать архитектурные вкусы других стран.
         Для Франции в XVII веке еще характерна ориентация на Италию, как на ведущую художественную державу, но к началу XVIII французское искусство постепенно уже приобретает значение образца, на который начинают ориентироваться страны Центральной и Северной Европы.
        Многие французские архитекторы, работавшие в конце XVII – начале XVIII века, получили образование в Риме, где существовал филиал Французской Академии. В то же время, в XVIII веке они много работают и в других странах, подчас создавая именно там свои основные произведения. Например, Франсуа Кювилье с 1725 года стал первым архитектором курфюрста Баварии, а Робер де Котт работал в Бонне, Савойе, Баварии.
        Своеобразие французского рококо основывается на своеобразии культурной жизни страны. Салонная культура переросла в определенный стиль жизни и, соответственно, отразилась и на искусстве. Германские государства активно подражают Франции, и даже итальянские салоны становятся отражением французских.
         Во французской архитектуре этого периода доминируют светские сооружения, главное внимание уделяется строительству дворцов и частных отелей. Церковных и монастырских построек в эту эпоху создается немного, чаще всего старые сооружения достраиваются (как Сен-Сюльпис) или переделываются в соответствии с новыми вкусами (архиепископский дворец в Бордо).
        Своеобразие французского рококо проявляется также и в создании новой системы декоративного оформления архитектурных сооружений. Этот рокайльный декор перенимают архитекторы других стран, создавая, таким образом, некую единую систему стиля.
        Наиболее ярко все особенности стиля рококо в архитектуре Франции проявились в формах и декоративном оформлении отелей (частных особняков) и павильонов.
         До сих пор в искусствоведческой литературе идет дискуссия о том, где раньше проявились черты стиля рокайль: в частных отелях или в доходных домах буржуазии. Однако об этом нельзя судить определенно. Скорее всего, новый стиль появляется одновременно в обоих типах сооружений. Первые дома буржуазии с чертами рококо относятся к 1713-15 гг. (например, дом в Париже на ул.Тевено, арх.Ж.-Б.Марто), но отели с подобными элементами появляются в то же время (отель Клермон-Тоннер, арх.К.-Н.Ле Па де Бюиссон, 1713-15).
        Чертами, характеризующими стиль рококо в архитектуре, прежде всего, являются общие декоративные элементы, отличающиеся особым изяществом и изысканностью. В их основе лежит асимметричная форма раковины - рокайль Архитектурные памятники первой половины XVIII века характеризуются большей (по сравнению с предыдущей эпохой) легкостью пропорций и ордерных форм. Планы зданий зачастую строятся на использовании необычных форм – овала, восьмиугольника, прямоугольника со скругленными углами, и отличаются симметрией и упорядоченностью. В целом, архитектуру первой половины XVIII века характеризует повышенная декоративность.
        В эту эпоху ведущей темой среди заказов архитекторов становится частный отель. Это - "преобладающий тип здания - ... небольшой особняк, рассчитанный на одну семью. Главная задача архитектора обеспечить этой семье все мыслимые удобства и уют".
        Строя отель, его заказчик не преследует прагматических целей, он готов вкладывать любые суммы, чтобы получить дом, выполненный полностью в его вкусе, и окружить себя лишь тем, что приятно и удобно.
         Название "отель" по отношению к жилищам знатипоявляется впервые во второй половине XVII века. Согласно мемуарам Сен-Симона, мадам де Немон, родившаяся в 1645 году (дочь мадам де Мирамьон), "была первой женщиной своего круга, которая велела написать на своей двери "Отель Немон". Над ней смеялись, возмущались, но надпись осталась, явившись примером и прародительницей тех, что во всех видах мало-помалу наводнили Париж".
         Первые отели как новый тип жилого здания появляются в середине XVI века: Карнавале, арх.Пьер Леско, начат в 1548; Ангулем, арх.Жан-Батист Андруэ Дю Серсо, 1584-89. Уже в то время формируются основные принципы планировки: главный корпус, фланкируемый двумя боковыми крыльями, находится между курдонером и садом. Такая система создает ощущение замкнутости, защищенности маленького мирка, никак не связанного с тем, что происходит вне его, за воротами.
         Эта планировка окончательно закрепляется в отелях XVII века и сохраняется вплоть до конца XVIII века. Изменяются лишь принципы размещения комнат различного назначения, а также расположение и количество хозяйственных построек (конюшни, дворы для хозяйственных нужд, кухни, флигели для прислуги и т.п.).
В XVIII веке появляется тип отеля, выходящего фасадом на улицу, но он не получил широкого распространения (отель на ул.Шерш-Миди, 21).
        С 1700 по 1750-е в архитектуре отелей происходит становление и развитие стиля рокайль. Сохранившийся достаточно обширный материал (сами сооружения, планы, описания, зарисовки и т.п.) позволяет проследить развитие стиля по стадиям.
Кроме того, архитектурные формы и декор отелей влияет в это время на иные типы светских построек: замки, доходные дома, павильоны, общественные здания и т.д., а также на градостроительные принципы.
        Самыми яркими примерами такого влияния можно считать конюшню в Шантийи, ратушу в Ренне, комплекс площадей в Нанси.
        Период наиболее активного строительства отелей приходится на 1700-1740-е годы, и за это время система их планировки и декоративного оформления проходит определенную эволюцию.
        В декоре интерьеров более ранних отелей используется большое количество позолоченных деталей, а также грандиозные живописные панно на героико-мифологические сюжеты. В членении стен подчеркиваются как вертикали, так и диагонали, в отличие от рококо, где подчеркивается только вертикаль.
        Одним из примеров ранних отелей является отель Лебрен (арх.Ж.Боффран, 1700-1704), построенный племянником знаменитого художника Шарля Лебрена и названный так в его честь. Отель имеет традиционную форму плана: с центральным корпусом, фланкируемым боковыми ризалитами. Центральная часть также выделена небольшим ризалит с маскароном, изображающим вакха, над входом, а также балконом на дорических консолях.
        Для фасада отеля характерен довольно скромный декор, но в нем присутствуют ордерные элементы. На фронтоне - скульптурная группа Фламона и надпись по-латыни “Карло ЛеБрен первый художник короля год от Рождества Христова MVIIC”.
Таким образом, в начале XVIII века была окончательно сформировалась и  была закреплена в многочисленных постройках классическая форма отеля. С этого времени начинается массовое строительство отелей в Париже, связанное с перемещением центра культурной и политической жизни из Версаля в столицу. В это время строятся отели Кроза (арх.П.Бюлле, дек.Ж.Брис, 1700-1702), Ротелен (Шароле) (арх.Лассюранс, ок.1700-1704), Демар (арх.Лассюранс, 1704). Несмотря на то, что эти отели следуют традициям предшествующей эпохи, сохраняя в оформлении фасадов и интерьеров черты «барочного классицизма», в них появляются и элементы нового стиля, которые впоследствии получат дальнейшее развитие в более поздних постройках и будут широко использоваться в рокайльной архитектуре.

 
Tags: архитектура, истории, стили и направления в искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments