nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ МИРА

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА
И МУЗЕЯ: ЖИВОПИСНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Часть 6.

         С начала XVIII века все больше художников работает не на Двор, а на общество, на частных заказчиков, и поэтому в королевское собрание они не поступают. Таким образом, в нем образовалась довольно обширная лакуна.
        После Великой французской революции 1789 года начинается национализация художественных ценностей, принадлежавших королевской семье, церкви, эмигрировавшей аристократии. В 1790 создана "Комиссия по охране художественных памятников, которая организовывала вывоз вещей из королевских резиденций, причем в основном их собирали в Лувре.
        В это время, например, во дворец поступила картина Яна ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена" (1435-36), реквизированная из церкви в Отене.
        Ян ван Эйк, один из крупнейших представителей Возрождения в Нидерландах, работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго. Название картине дано по имени донатора, бургундского канцлера Николя Ролена. Слева на полотне изображен сам донатор, выразительные черты, подчеркивающие характер этого незаурядного человека, показывают талант ван Эйка в области портретного искусства. Богоматери приданы черты типичной фламандки, а городской пейзаж за окном, по мнению многих исследователей, имеет сходство с городом Льежем. И таким образом, в этой работе художник утверждает определенный национальные традиции нидерландского искусства.
        Из коллекций аристократии поступили полотна Перуджино, Веронезе, Пуссена, "малых голландцев".
        Среди этих работ - "Святой Матфей и ангел" Рембрандта (1661), произведение последнего периода творчества мастера. Ангел в картине похож на сына художника, Титуса, впрочем, известно, что в эту эпоху художнику часто позировали его близкие. Матфей изображен в момент тяжелого раздумья, когда он мучительно пытается найти истину. Скорбная мощь Матфея противопоставляется нежной одухотворенности ангела. Теплый колорит, с преобладанием красноватых и коричневатых тонов, подчеркивает напряженности духовных исканий святого евангелиста.
        Во время наполеоновских походов в собрание Лувра, который теперь именуют Музеем Наполеона, входят более 2000 работ, вывезенных Наполеоном из завоеванных стран, в основном из Италии: галерей Милана, Турина, Венеции, Рима, Модены и Флоренции.
        Однако, по Венсеннскому договору 1815 года, после поражения императора под Ватерлоо, эти вещи подлежали возврату. Но из-за трудностей перевозки около 200 работ так и остались в Лувре.
        Среди этих картин "Мадонна с ангелами" Чимабуэ, одного из мастеров итальянского проторенессанса. Этот алтарный образ до 1811 года находился в церкви Сан-Франческо в Пизе.
        Чимабуэ пишет свои полотна в византийской манере, он использует условный золотистый фон, фигуры занимают все пространство доски, они расположены симметрично. Художник еще следует плоскостной трактовке лиц и фигур, из-за чего они выглядят бесплотными.
       Надо заметить, однако, что и Давид, и первый директор Лувра барон Виван-Денон, и хранитель коллекций музея Варрон, а также группа архитекторов и художников, среди которых были Персье, Фонтен, Жироде и видный критик Катрмер де Кенен, всячески возражали против этих реквизиций.
        В 1815-30 гг. музей пополняется в основном за счет перемещений из других музеев и пожертвований. Часть памятников из Лувра были в 1810-е гг. отправлены в провинцию, в музеи департаментов, но с 1818 г., когда выяснилось, что музей опустел, в Лувр переместили несколько памятников из Люксембургского дворца: циклы Ораса Верне "Гавани" и Рубенса "История Марии Медичи".
        Цикл Рубенса "История Марии Медичи" (1625) был написан по заказу Марии Медичи, французской королевы, жены Генриха IV. Он состоял из 21 полотна, посвященных истории замужества королевы, и предназначался для оформления Люксембургского дворца,  построенного для Марии Медичи в 1620-е гг. Эскизы для этих грандиозных картин исполнял сам Рубенс, но окончательный вариант делали его ученики и подмастерья. Тем не менее, даже в этих полотнах виден талант Рубенса как художника-монументалиста, поскольку все эти картины наполнены театральной пышностью и торжественностью. Для создания дополнительного эффекта кроме реальных персонажей: Марии Медичи, Генриха IV, Людовика XIII, художник вводит изображения Юпитера, Юноны, Аполлона, Меркурия, нимф и наяд, различные аллегорические фигуры.
        Люксембургский дворец становится своего рода филиалом Лувра, в нем проводятся выставки только что купленных произведений современных художников. Именно там были впервые показаны полотна Делакруа, Жерико, Энгра и Давида.
        Полотно Давида "Коронация Жозефины" (1805-07) было выставлено в Люксембургском дворце сразу после его окончания. Это монументальное произведение (его размер 54 м2), написанное по заказу Наполеона, посвящено коронации 2 декабря 1804 года. Художник писал его со своим учеником Руже, он изобразил на нем более 150 действующих лиц, придав большинству из них яркие портретные характеристики, зачастую с определенными критическими или ироническими мотивами (как изображения папы Пия VII, Фуше, Талейрана). Однако роскошь императорского двора, центральное положение Наполеона, подчеркивающее значимость его персоны, понравились заказчику. Он разглядывал это полотно больше часа, а потом сказал: "Давид, я приветствую вас!". В настоящее время это полотно находится в Лувре в зале Дарю.
В 1820-60-е гг. для музея закупается много академических композиций модных мастеров в ущерб художникам барбизонской школы или реалистического направления. Но зато пополняются также разделы проторенессанса и французского искусства XVIII века.
       Так, в это время была приобретена работа Франсуа Буше "Купание Дианы" (1742). Буше – один из лучших мастеров французского рококо. Его полотна имеют яркое декоративное значение, как правило, они предназначались для оформления интерьеров и входили в общее иконографическое решение того или иного помещения. Сюжеты, в основном, связаны с античной мифологией, причем эта тематика относится к любовным приключениям тех или иных персонажей. Художника отличает гладкая манера письма, в поздних работах переходящая в манерность. Однако, здесь Буше еще в полном расцвете своего творчества.
        Коллекция национальной школы пополнилась и работами Жана-Батиста-Симона Шардена, в частности одним из самых известных его натюрмортов: "Медный бак" (ок.1733). Этот натюрморт, составленный из самых обыденных вещей, был построен логически, на контрасте теплых и холодных тонов. Выдающееся дарование Шардена-колориста подчеркивается тем, что белый цвет у него приобретает дополнительные оттенки, соприкасаясь с другими цветами.
        Во второй половине XIX века в Лувр поступают вещи из частных коллекций маркиза Кампана (работы Кривелли, Тура, Синьорелли, Учелло) и врача Ля Каза (полотна Буше, Шардена, Фрагонара, Ленена, Ватто, Сурбарана, Риберы, Халса, Рембрандта, Рубенса, Тербоха и т.д.).
        От Ля Каза в Лувр пришла "Трапеза крестьян" Луи Ленена (1642-43). Этот своеобразный французский последователь караваджизма работал в Лотарингии и был членом одной из известных художественных династий. Художниками были также и двое братьев Луи, и предполагается, что это полотно он писал вместе со своим братом Матье. Работы Ленена отличат сдержанность колорита, построение композиции, в котором люди объединяются в единую группу, обращение к жизни простых крестьян. Художника интересует, прежде всего, человеческая личность, каждый его образ – это портрет конкретного человека, его характеристика. От Караваджо идет использование необычного освещения, сочетание естественного и искусственного света.
        Одним из шедевров французского искусства из коллекции Ля Каза можно назвать полотно Антуана Ватто "Жиль". Предположительно, эта картина была исполнена для театральной вывески по заказу руководителя труппы актеров итальянской комедии дель`арте Бьянконелли (или Беллони), известного актера на амплуа Жиля (или Пьеро). Эта труппа ставила представление под названием Парад Тома Гейет, где фигурировал осел, изображенный на картине. Это полотно вошло в историю искусств в начале XIX века, когда барон Виван-Денон приобрел ее у торговца-антиквара Менье, который использовал ее в качестве вывески своей лавки на площади Карузель. После она попала к Ля Каза, а с 1869 года находится в Лувре.
        Эта картина уникальна по своим художественным достоинствам. Ватто, более проницательный и глубокий художник, чем остальные мастера рококо, изображает актера за мгновение перед тем, как он войдет в роль. Жиль не театрален из-за печального лица, безвольно опущенных рук, и в то же время, он выглядит, бесспорно, монументальным, из-за необычной композиции полотна, где фигура главного героя, бесспорно, доминирует над остальными актерами труппы. Художник ставит здесь проблему лица и маски артиста, которая, очевидно, занимала его в течение всего творческого пути.
        Ватто, бесспорно, предстает здесь и как талантливый колорист, продолжатель традиций Рубенса.

       
            Франс Халс. Цыганка                        Рембрандт. Вирсавия                        Вермеер. Кружевница

         Вдохновенная "Цыганка" Халса (ок.1630) и знаменитое полотно Рембрандта "Вирсавия" (1654), для которого художнику позировала его жена Хендрикье Стоффельс, тоже попали в Лувр из коллекции Ля Каза.
        В 1870 г. на аукционе в Амстердаме для Наполеона III куплена "Кружевница" Яна Вермеера Дельфтского (1664). Это единственное полотно Вермеера в Лувре, на нем, предположительно, изображена жена художника.
      Произведения мастеров современного реалистического направления начинают поступать в музей только во второй половине XIX века.
        В 1887 году из коллекции Ля Поммери пожертвованы "Сборщицы колосьев" Франсуа Милле. Здесь для художника главным был рисунок и моделировка, в картине присутствует ритмическое начало, присущее трудовому процессу. Художник использует в картине приглушенный колорит.
        В настоящее время эта картина находится в музее Орсэ.

        Продолжение следует…
 
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Знаменитый физик Эрнест Резерфорд был награждён Нобелевской премией по химии за создание теории радиоактивного распада атомов.…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments