nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА

Часть 1.

         В некотором смысле эксцентричность англичанина можно считать проявлением его национальной самобытности. Но иногда чудачества и странности, которые демонстрирует тот или иной исторических персонаж, рожденный на брегах туманного Альбиона, наводят на мысль о том, что дело тут не только в особых английских свойствах характера. Вот и Джошуа Рейнолдс, один из самых знаменитых английских художников 18 века, теоретик искусства и педагог, также организатор и первый президент Королевской академии художеств в жизни был человеком, мягко говоря своеобразным, и это своеобразие подчас нуждается в более глубоком исследование нежели простое упоминание о национальной эксцентричности английского джентльмена.
         Впрочем, началось все достаточно традиционно. 16 июля 1723 года в маленьком городке Плимптоне графства Девоншир в семье местного пастора и директора школы родился мальчик, которого назвали Джошуа. Семья Рейнолдсов не была особо богатой, но в их доме была прекрасная библиотека, так что мальчик с самого раннего детства пристрастился к чтению. Надо полагать, что среди книг были и иллюстрированные издания с превосходными гравюрами.
        Впрочем, родители Джошуа надеялись, что, окончив школу, их сын выучится на врача и получит уважаемую и достаточно доходную профессию. Но юноша уже в детстве решил, что  станет художником, и наотрез отказался следовать родительской воле. Судя по всему, для того времени, отец и мать Рейнолдса были весьма прогрессивными людьми. Они не стали настаивать на своем выборе или в наказание за непокорность лишать строптивого отпрыска родительского благословения и поддержки.
        Вместо этого, его отец показал рисунки сына нескольким знакомым, которые разбирались в искусстве, и после того, как получил от них восторженные оценки творчества юного Джошуа, отправился в Лондон, к своему земляку Томасу Хадсону и договорился, чтобы тот взял молодого человека в ученики. Подготовив все наилучшим образом, Рейнолдс-старший отправил сына в столицу. Это было в 1740 году, и
Джошуа едва исполнилось семнадцать лет (какая-то совсем современная история вырисовывается).
        Джошуа оказался способным учеником, и всего через три года он покинул мастерскую Хадсона, поскольку счел, что все что мог получить от наставника, он уже получил, и должен двигаться дальше самостоятельно. Впрочем, учитель и ученик остались вполне по-дружески.
        Рейнолдс открыл собственную мастерскую и следующие шесть лет провел в постоянных перемещениях между Лондоном и Девонширом.Конечно, можно предположить, что его просто тянуло домой, что он скучал по близким, и нуждался в постоянной поддержке родителей. Судя по всему, с ними у Джошуа были действительно доверительные и даже дружеские отношения.
        Но была и еще одна довольно специфическая причина постоянных поездок Рейнолдса в Девоншир: это близость к Плимуту. В этом портовом городе у Джошуа неожиданно оказалось много знакомых среди морских офицеров, и все они стали его заказчиками. В те шесть лет он создал огромное количество портретов моряков из Плимута.
        Самым близким его другом стал тогда также моряк Огастес Кеппел, который предложил художнику совершить совместное путешествие в Италию. А теперь -мои личные сомнения, которые базируются на фактах биографии мистера Рейнолдса:
1.     В те времена женились рано, но Джошуа не предпринимал никаких попыток обзавестись супругой и собственной семьей (видимо, немало расстраивая обожаемых родителей);
2.     Круг его общения составляли в основном морские офицеры, многие из которых в силу специфики их образа жизни имели гомосексуальные пристрастия;
3.     Нежная дружба мужчины с мужчиной в наше время наводит на достаточно конкретные подозрения в том, что эти отношения могут скрывать за собой нечто большее.
     Итак, Джошуа Рейнолдс и Огастес Кеппел отплыли в Италию 11 мая 1749 года. Их путешествие, впрочем, несколько затянулось, поскольку они направились в Италию через Лиссабон, Алжир и остров Майорка, где Рейнолдс, как обычно, написал портреты всех без исключения офицеров местного гарнизона. И до Италии друзья добрались только в январе 1750 года.
        Кстати, в 1753-54 годах, уже по окончании из путешествия,Рейнолдс исполнил довольно известный (но не первый) портрет своего друга, коммодора Кеппела. На нем молодой морской офицер изображен в полный рост, в парадной форме в позе, аналогичной традиционным позам античных статуй, на фоне неких руин и романтического бушующего моря, подчеркивающего его статус отважного моряка и склонность к безрассудным и опасным приключениям. Картина имела огромный успех и добавила Рейнолдсу еще больше заказчиков. Многие исследователи утверждали, что художник здесь показал не только свое дарование портретиста, но и необычайное умение «прочитать» человека и рассказать в красках его историю. Любопытно, однако, что этот портрет Рейнолдс хранил у себя в мастерской целых семнадцать лет, прежде, чем передал его адресату, хотя предполагалось, что картина была написана в качестве подарка Кеппелу за оплату расходов на путешествие в Италию.

      В Риме Рейнолдс провел два года, изучая и копируя работы Рафаэля. Тициана, Корреджо и Микеланджело. Надо сказать, что современные итальянские художники Джошуа не интересовали, несмотря на то, что ему явно не хватало элементарной академической подготовки, он плохо разбирался в анатомии, не понимал законов перспективы, а свои ранние портреты писал «без рук», пряча эти «сложные» части тела под рукавами или драпировками. Рейнолдс, например, отказался заниматься в мастерской Помпео Батони, высокомерно заявив: «…Вряд ли он может научить меня чему-то новому».
        Похоже, что уже тогда начал проявляться его странный характер: внешне Джошуа казался открытым, общительным и доброжелательным, но те, кто узнавал его поближе считали, что он человек странный, скрытный и подлый.
После полутора лет пребывания в Риме, Рейнолдс отправился домой, но и в тот раз его поездка затянулась. Перед возвращением в Англию он посетил Неаполь, Флоренцию, Болонью и Париж. Затем, он навестил родных в Девоншире (хороший мальчик), и решил окончательно перебраться в Лондон, чтобы, так сказать, покорить столицу.

Продолжение следует…
Tags: истории, психология&психиатрия, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments