nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА

Часть 2.

         Надо сказать, что Рейнолдс раскрутился в столице довольно быстро. Уже к середине 1750-х годов, когда ему едва исполнилось 30 лет, Джошуа уже стал одним из самых модных и востребованных портретистов Англии. Во всяком случае, его слава очень скоро превзошла славу его первого учителя Томаса Хадсона.
         Причин такого головокружительного успеха было несколько. Конечно, Рейнолдс был весьма талантлив, он умел уловить и передать в портрете самые симпатичные черты своей модели, причем это касалось не только внешнего облика, лица, но и свойств характера.   Лучшие портретисты всегда бывают от природы превосходными  психологами.
        Но кроме того Рейнолдс был невероятно трудолюбив. Он поставил изготовление портретов практически на поток, и, заканчивая одну картину, он тотчас брался за следующую. В день он принимал не одного, а нескольких заказчиков, и их число иногда доходило до шести. Сохранились так называемые «книги посетителей» Джошуа Рейнолдса (более двадцати томов, первый из которых относится в 1755 году), нечто вроде ежедневников художника, в которых его день был расписан буквально по минутам, не хуже, чем у любого современного бизнесмена. Там же тщательно фиксировались и все доходы художника, так что для будущих исследователей сохранился полный список всех картин художника с информацией о заказчиках и о стоимости каждого полотна. Известно, что в 1758 году, например, у него было 150 заказчиков.
        Но дело было не только в фантастической работоспособности художника. Он выработал свой собственный метод работы, основанный на его необыкновенных способностях. Рейнолдсу было достаточно всего одного сеанса позирования. Он наблюдал модель всего в течении получаса, занося на полотно отдельные, наиболее характерные черты. Далее он продолжал работу уже в отсутствии оригинала. Силой своего воображения Рейнолдс вызывал образ модели  в виде галлюцинации. И этот яркий образ творческой фантазии, своего рода виртуальная модель или голография волей художника перемещалась по мастерской, садилась в кресло и принимала нужную позу.
        Особенно подходил этот способ для работы над детскими портретами, поскольку ребенка совершенно невозможно заставит несколько часов сидеть или стоять неподвижно. И, между прочим, количество портретов детей в творческом наследии Рейнолдса весьма велико. Одним из образцовых его работ такого родя является портрет трехлетней леди Пенелопы Бутби, иначе называемый «Чепчик», который вызвал  впоследствии массу подражаний.
         К 1760 году Рейнолдс уже не справлялся с потоком желающих получить портрет его работы и поднял расценки. В итоге очередь только увеличилась, а клиенты стали ценить его картины еще больше. Так что к началу 1760-х годов его доход составлял около 6000 фунтов стерлингов в год, Рейнолдс купил себе просторный особняк, пристроил к нему мастерскую, галерею для собственных работ и специальную гостиную, где его могли ожидать клиенты. А количество картин, которые он писал в течение года достигло 300 (феноменальная цифра!)
        Конечно, такая интенсивная творческая деятельность не могла не сказаться на его здоровье. В какой-то момент он понял, что больше не способен вызывать свои контролируемые галлюцинации, а затем у него вообще начались проблемы с психикой (депрессия, скорее всего), которые потребовали его лечения в клинике (похоже, что галлюцинации для него как раз были нормой). Маловероятно, что он попал в Бедлам, скорее всего это было какое-то вполне приличное частное заведение, достойное человека такого высокого социального статуса. К тому же его там подлечили. Его психическое состояние стабилизировалось, и галлюцинации вернулись, после чего он снова с головой окунулся в работу.
        С конца 1760-х годов Рейнолдс начал получать уже вполне официальные знаки общественного признания. В 1768 году он был избран президентом только что созданной Королевской Академии художеств. В следующем году король Георг III посвятил его в рыцарский сан, так что сын провинциального пастора смог теперь именоваться сэром. Впрочем, судя по всему, на самого художника эта церемония не произвела особого впечатления. Он забежал в Букингемский дворец в перерыве между сеансами в своей мастерской (очевидно, тщательно рассчитав время по своему ежедневнику). Еще через пять лет, в 1774 году Рейнолдс получил звание придворного художника, хотя члены королевской семьи отдавали предпочтение его вечному конкуренту Томасу Гейнсборо (может, их смущал специфический метод работы Рейнолдса, и они предпочитали нормальное вдумчивое многочасовое позирование). Зато у Рейнолдса писали портреты все придворные, которые также как и он дорожили своим временем.
        Галерею в его доме постоянно пополняли бесчисленные портреты министров и адмиралов, леди и лордов, слегка разбавленные изображениями актеров и актрис, литераторов и музыкантов, с некоторыми из которых Рейнолдс даже дружил, как например с небезызвестным Сэмюэлем Джонсоном, автором знаменитого «Словаря английского языка».
        Рейнолдса вообще считают истинным родоначальником английской школы живописи, а именно того ее направления, для которой характерно внимание к глубине тона и сочности письма. Правда здесь тоже была одна проблема. Рейнолс обожал сочные темно-красные тона, но пигмент, который он использовал, утверждая, что перенял его у старых мастеров, очень быстро выцветал. Также портились и телесные тона в его картинах, которые сначала передавали ощущение живой теплой кожи, а позднее становились мертвенно бледными. Кроме того Рейнолдс использовал для красок битум, а этот коричневый пигмент, придававший картинам глубокий блеск, вскоре чернел и давал трещины. Вероятно причиной этих проблем был как раз недостаток чисто технических профессиональных знаний о материалах, получать которые Рейнолдс в свое время высокомерно отказался.
      Так что многие картины Рейнолдса требовали реставрации уже через несколько лет после того, как художник их завершил. Впрочем, на его популярности у заказчиков и коллекционеров, эти проблемы никак не отражались. Например, известный в то время коллекционер и знаток живописи Джордж Бомонт страстно рекомендовал картины Рейнолдса всем своим друзьям: «Картина Рейнолдса – даже выцветшая и потрескавшаяся – все равно будет вашим лучшим приобретением».

Продолжение следует…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments