Разумеется, не только русские, но и западные художники тоже зачастую становились жертвами трагических, а, подчас и загадочных происшествий.


Например, двое великих флорентинцев, представляющих итальянский Ренессанс, фра Филиппо Липпи (ок.1406 – 1469) и Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди) (1401 – 1428) считаются жертвами отравления. Липпи, который был известным ловеласом, согласно легенде пал жертвой родственников одной из своих любовниц, а Мазаччо, которому в момент смерти было всего 26 лет, якобы был убит некими завистниками или недоброжелателями, которые возненавидели его из-за его художественных достижений и завидовали благосклонности, которую проявляли по отношению к художнику тогдашние властители Флоренции. Впрочем, поскольку в те времена судебная медицина отсутствовала в принципе, никаких следственных мероприятий по поводу загадочных смертей не проводилось. Зато это давало пищу сплетням, и любая смерть известного человека при невыясненных обстоятельствах приписывалась отравлению.






Двое знаменитых французских художников, которых разделяет более чем полвека, тем не менее, закончили жизнь при сходных и довольно нелепых обстоятельствах. Теодор Жерико (1791 – 1824) и Анри Руссо (Таможенник Руссо) (1844 – 1910) оба умерли от заражения крови, получив не слишком серьезные травмы. Жерико поранился, упав с лошади во время прогулки. Почему-то он отказался обработать рану, возможно, сочтя ее не слишком серьезной, и эта небрежность оказалась для него роковой.


Руссо случайно порезал ногу и тоже поленился обработать ранку, что стало для него фатальным. Через некоторое время у него начался сепсис, а врач, приехавший к нему по вызову, почему-то диагностировал у художника белую горячку и отправил в больницу для алкоголиков. Когда там разобрались, в чем дело, было уже поздно. Художник умер, не приходя в сознание.

Его машина сломалась неподалеку от дома художника (Дерен жил в небольшом городке Шамбурси, к западу от Парижа). Дерен вышел на дорогу, открыл капот, и тут же был сбит встречным автомобилем. Его отвезли в госпиталь в городке Гарше, но раны оказались слишком серьезными, и художник, которому было 74 года, умер.




В тот роковой вечер Поллок и его спутницы собирались ехать на вечеринку. Художник уже был пьян, но, тем не менее, сел за руль и помчался на максимальной скорости по шоссе. На первом же повороте он не справился с управлением, и машине врезалась в дерево, перевернулась и рухнула на землю. Рут Клингман выбросило из машины, она практически не пострадала. Эдит Метцгер оказалась под машиной, ее раздавило насмерть. Поллока тоже выбросило из машины, он пролетел двадцать метров и ударился о дерево. Он умер мгновенно. Возможно Ли Краснер, его жена, находившаяся в Париже, все время подсознательно ожидала дурных вестей, поскольку, когда ей позвонили, она только взглянула на телефон и сказала: «Джексон умер», даже не сняв трубку.


Но, вероятно, самым трагическим можно считать финал жизни немецкого экспрессиониста Франца Марка (1880 – 1916), наверное, самого миролюбивого из всех художников, который более всего на свете любил животных и совершенно гениально писал их. Марк по всем своим убеждениям был пацифистом и гуманистом, но погиб в 1916 году под артобстрелом во время разведывательной операции под Верденом. В 1914 году он ушел на фронт добровольцем, разделяя заблуждение многих своих современников о том, что война может послужить «выздоровлению Европы».

Но после того как уже 1914 году на фронте погиб его товарищ и коллега Август Маке, художник писал его вдове, что война – «это жесточайшая ловушка, в которую мы попали по собственной воле». Марк мечтал только о том, чтобы вернуться в свой дом, который он построил, но не успел обжить, к любимой жене и обожаемым животным. Но не получилось. Впрочем, так же, как и у очень многих его современников.
Когда из-за нелепого или трагического случая до срока заканчивается жизнь художника, это воспринимается еще более печально, поскольку сразу возникают мысли о том, сколько еще он мог бы написать замечательных картин, сколько идей и замыслов ушли вместе с ним в небытие. Но с другой стороны, художник тоже человек, и он тоже может стать жертвой трагического происшествия, как кто-нибудь другой в этом мире.