nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ФРАНЦУЗСКИЕ САЛОНЫ ДО РОКОКО
        Несмотря на то, что основным гражданским сооружением для Франции 16 века еще является замок, с 1550-х годов  начинает формироваться особый тип городского жилого комплекса – отель, который обязательно включает в себя парк. В основной массе зданий XVI века салонов практически нет. Однако план дома Филибера Делорма на улице Серизе предусматривал и салон в системе парадных комнат между библиотекой и кабинетом, причем сам дом, строительство которого началось в 1557 году, имел уже вполне традиционную форму отеля между двором и садом. Из-за смерти Генриха II архитектор не смог реализовать свой план полностью, поэтому трудно судить о том, как выглядел этот салон в окончательном варианте и каким должно было быть его предназначение. Однако, поскольку ФилиберДелорм учился в Италии и имел представление о направлении работ итальянских архитекторов, можно предположить, что салон в его доме должен был также выполнять функцию парадного зала и соответственно быть пышно и торжественно декорированным.
         Таким образом, салоны, которые могли предусматриваться в проектах отелей, также как и в Италии, играли роль парадных помещений, но, в отличие от салонов на виллах, они еще не являются элементом, организующим пространство отеля.
      Салоны включаются также и во внутреннюю планировку замков, выполняя в них ту же функцию, что и традиционные галереи, и парадные залы. Принципы оформления салонов и галерей, например, в Фонтенбло не отличаются друг от друга. В них заметно влияние итальянских традиций – это росписи стен, выполненные на мифологические сюжеты в маньеристической манере. Своеобразие интерьерам придает использование резных деревянных панелей и кессонированных потолков.
Общая планировка зданий в эту эпоху еще достаточно хаотична, и салонам не придается никакого особенного значения в ее организации.
      В XVII веке салоны, которые проектируются и в частных отелях и замках, и в королевских дворцах продолжают выполнять функцию парадного зала. Иногда парадную анфиладу составляет цепь салонов (как в Большом дворце Версаля). Их расположение на планах по большей части остается случайным, но в редких случаях (Во-ле-Виконт, отель де Ноай, Сен-Жермен-ан-Ле, арх.Ж.-А.Мансар, 1680) салон начинает играть организующую роль для остальных помещений здания. Но в это время салон не является еще обязательным помещением в доме; его может и не быть, как в некоторых отелях Франсуа Мансара (отели де Жар, 1648; Омон, ул.Жуи, 1655).
      Наиболее типичным было расположение салона среди других комнат в анфиладе, где его положение не было строго зафиксировано правилами. В качестве примера можно назвать салон отеля Лозен, построенного Лево (1612-1670) в 1656-57 гг. на острове Сен-Луи (наб.Анжу, 17).
      В оформлении интерьера этой комнаты (как и всех остальных в парадной анфиладе) использована обильная позолота, что было во вкусе заказчика-парвеню.
      Совершенно особую роль во французской архитектуре XVII века играет замок Во-ле-Виконт (1655-1661), также построенный Лево. Здесь архитектор обращается к традициям палладианских вилл. Сходство с ними проявляется, в частности, и в том, что замок был предназначен для отдыха и увеселения. К палладианству восходит и положение салона в замке.
     Большой салон находится в центре композиции здания. Он имеет в плане овальную форму, занимает два этажа и перекрыт куполом с росписью.
      Салон оформлен торжественно и в то же время просто: двенадцать арочных проемов с полуциркульными завершениями и пилястры ионического ордера, находящиеся между ними составляют ритмический рисунок стен. Верхний ярус сохраняет ритм нижнего, но декорирован более пышно: линию пилястров продолжают "гермовидные" кариатиды, поддерживающие круглые медальоны со знаками зодиака и корзины с фруктами и цветами, соединенные между собой гирляндами (резьба по стуку).
Обстановка салона не сохранилась (кроме двух столов овальной формы из красного и черного мрамора), нет также достаточно достоверных и подробных описаний салона, но очевидно, что он исполнял функции парадного зал.
    Одним из самых грандиозных архитектурных ансамблей XVII века, без сомнения, является королевская резиденция в Версале (1661-1688).
      Большой дворец версальского комплекса построен по анфиладному принципу, и каждая из комнат парадной анфилады - салон (ее открывает салон Изобилия, исполнявший во время приемов роль буфетной, далее идут салоны Венеры, Дианы, Марса (или зал Гвардии), Меркурия; завершает анфиладу салон Аполлона, являющийся тронным залом). В некоторых из них появляются элементы декора, которые станут особенно популярны в XVIII веке, например, использование зеркал (салон Войны), небольшого камина с зеркалом над ним (салон "Бычьего глаза").

      Отели второй половины XVII века в основном связываются с именем Жюля-Ардуэна Мансара (1646-1708). В его работах часто появляются салоны, причем у него они тоже могут играть организующую роль в композиции (отель де Ноай в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на улице Турнель). Но в его образцовом плане частного жилого дома, по которому были возведены отели на улице де ла Помп, отель Кавуа на улице Сен-Пьер, салона нет.
      Таким образом, салон XVII века (если он есть) обычно очень велик по размерам, может занимать иногда даже два этажа в высоту (салон в Во-ле-Виконт), поэтому он холодный, и его тщетно пытаются согреть, используя для оформления стен гобелены или резные деревянные панели. Его стены и потолок богато декорированы с использованием живописи на мифологические героические темы, барельефов, скульптуры и элементов ордерной системы (салон Войны в Версале). В этих комнатах мебель (кресла, стулья) располагалась чаще всего вдоль стен, а центр оставался пустым или в виде исключения там мог быть поставлен стол, например, большой мраморный или золоченого дерева (Зеркальный салон в Трианоне), а в Малахитовом салоне Трианона - стол со столешницей из малахита. Такой салон предназначался для торжественных приемов, тогда как друзей принимали в личных апартаментах.
      Большой Трианон (1678-1688), по сути, предвосхитил появление рокайльных отелей. Он представлял собой одноэтажный дворец, который можно назвать павильоном. Король строил его как частное лицо, предназначая для отдыха, встреч с близкими друзьями, а не для представительских нужд. Интересно, что к Большому Трианону примыкает колоннада – перистиль, возможно, послуживший прообразом знаменитого Перистиля в Нанси.
       В работах Мансара появляются некоторые черты, свойственные в дальнейшем декоративному
оформлению архитектурных сооружений эпохи рококо: окна с полуциркульными завершениями, украшенные только замковыми камнями или маскаронами и решетками (замок де Буффлер); а в Большом Трианоне он использует пилястры и колонны ионического ордера и балюстраду а laitalienne. Кроме того, в Салоне Изобилия в замке Версаль он помещает росписи, изображающие пейзаж с охотниками (мотив, популярный и в XVIII веке), в салоне в Трианоне размещены три больших зеркала, визуально расширяющие пространство, а в салоне отеля де Бланжи в Каэне используются скругленные углы и китайские мотивы в декоре. В конце XVII века в эскизах Лепотра впервые появляются маленькие камины под зеркалами – один из основных элементов оформления интерьеров эпохи рококо.
Tags: архитектура, стили и направления в искусстве
Subscribe

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    КАНУН РОЖДЕСТВА/ СОЧЕЛЬНИК/ КУТЕЙНИК Михайло Мороз. Колядки. 1930 Наши предки в основной массе, вероятно, были добрыми христианами. Они…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    ВСЕМ, КТО ЧИТАЕТ МОЙ БЛОГ Кажется, всех нас можно поздравить не с наступающим, а с тем, что мы почти дотянули до конца предыдущего года, такого…

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ, или КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ СТАРЫЙ ГОД И ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ Константин Юон. Волшебница Зима. 1912 Наши предки знали толк в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments