nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВЯЧЕСЛАВ ШВАРЦ. ВЕШНИЙ ЦАРСКИЙ ПОЕЗД НА БОГОМОЛЬЕ ВО ВРЕМЕНА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА. 1868
      До середины 19 века исторический жанр, который считался вершиной иерархии жанров изобразительного искусства, предлагал зрителю по большей части всего лишь более или менее качественные и правдоподобные иллюстрации к известным или малоизвестным мифологическим, религиозным или, собственно, историческим событиям. О каком-то более глубоком проникновении в тему, о психологии, о попытке понять и почувствовать, как в действительности жили реальные люди в прошлые века, речь тогда и не шла. Только с 1860-х годов в русском искусстве начали появляться первые ласточки нового подхода к историческому жанру, и одним из создателей этого порыва в «исторический реализм» был Вячеслав Шварц.
      Шварц бы одним из немногих дворян в русском искусстве той эпохи, он посещал занятия в Академии художеств параллельно со службой в канцелярии Кавказского и Сибирского комитета. Затем, взяв отпуск Шварц отправился путешествовать по художественным центрам Европы. В общественных стипендиях и участии благотворителей он не нуждался, поскольку вполне мог позволить себе путешествовать на собственные средства.
      Вообще-то занимался Шварц в классе батального жанра, но потом предпочел переключиться на жанр исторический. Для экзамена в Академии еще в 1861 году он исполнил набросок к задуманной им картине «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе» (тема всплыла за четверть века до знаменитой картины Репина), а само полотно было закончено в  1864. С этого времени Шварц и нашел свою нишу, работая в основном над полотнами из русской истории 16-17 века.
      Конечно, по большей части его картины не отошли еще от стандартной системы иллюстрирования истории, хотя у Шварца во всех работах и чувствуется превосходное знание исторических деталей и умение погрузить зрителя в эти древние реалии. Но в 1868 году он совершает настоящий прорыв, исполнив картину «Вешний царский поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича»
      Это полотно довольно своеобразно сочетает в себе два в одном: исторический жанр и пейзаж. Ее всегда очень высоко ценили, и зрители, и критики, и исследователи. Кроме того, этакартина считалась первой ласточкой русской  реалистической исторической живописи.
      Судя по всему, Шварц задумался над этой темой еще в 1865 году, когда создал рисунок на подобный сюжет. Похоже, у него вообще всегда работу над основным полотном предваряло создание рисунка или наброска. Затем, в том же году он выполнил картину «Вербное воскресение в Москве Алексея Михайловича», обозначив, таким образом некоторое смещение своих творческих интересов с эпохи Ивана Грозного к более позднему времени.
      К середине 1860-х годов относится еще несколько превосходных рисунков, где Шварц изображает различные типы воинов 17 века, как будто, уже заранее разрабатывая образу будущих героев «Вешнего поезда».
      Свидетелем натурных штудий художника был его брат, который позднее рассказал об этом Владимиру Стасову:
      «…он писал ее на моих глазах. Для нее он сделал много подготовительных «археологических» рисунков в Москве. Пейзаж картины он снял в курской нашей деревни, Верховый Белый Колодезь. Все лошади и почти все люди сняты с натуры с жителей Щигровского уезда. Самая ростепель снята с натуры, потому-то она так верно и передает природу. Избы он ездил рисовать в подмосковные деревни, потому что тип изб в Курской губернии совершенно иной».
      Даже этот короткий отрывок дает представление о том, насколько ответственно Шварц подходил к работе, как точно и тонко подбирал натуру, и как скрупулёзно работал над каждой мелочью. Так что нет ничего удивительного в том, что искусствоведы всегда восхищались тщательностью проработки исторических деталей, всеми этими мехами и бархатом, драгоценной сбруей на лошадях, царскими возками с двуглавыми орлами, оружием стрельцов и т.д. и т.п.
      Хорошая академическая школа чувствуется в том, насколько четко Шварц делит свою картину на планы и распределяет на них персонажей и объекты. В самом центре холста размещен золотой царский возок с двуглавым орлом, это самое яркое и выделяющееся пятно картины. Передний план занимают двое всадников-придворных и три лошади под седлами, но без всадников. Эта группа, очень динамичная, создает ощущение ритмичного, но не быстрого движения царского кортежа. Средний план скомпонован более плотно, его занимает группа придворных и стрельцов, окружающих царский возок. Задний план занимают крестьянские избы, оставшаяся свита и крестьяне. Это уже более хаотичная и рассеянная группа персонажей и объектов.
      Советские искусствоведы вслед за Стасовым видели в сюжете картины по большей части обличительные моменты: богатый царский поезд, возки, декорированные золотом и двуглавыми орлами, свита из бояр и стрельцов в роскошных шубах, в бархате и атласе, угадывающийся богатейший монастырь на заднем плане, и, по контрасту, бедная деревня с жалкой деревянной церквушкой, убогие избы, крестьяне в одних рубахах, вышедшие посмотреть на невиданное зрелище и подобострастно кланяющиеся проезжающим.
      Впрочем, Шварцу все-таки удалось избежать слишком примитивного  прямолинейного столкновения двух миров – бедного и богатого, он смог показать контраст между роскошью царской свиты и убогим бытом маленькой деревушки довольно тонко, во всяком случает оба мира объединены колористически, сдержанной коричневатой цветовой гаммой, несмотря на вкрапления отдельных ярких пятен. Кроме того, есть еще один момент, который связывает персонажей картины, и бедных, и богатых – это русская природа и русская дорога («…семь загибов на версту…»).
      Все, кто видел «Вешний поезд», и современники Шварца, и зрители последующих поколений, сходились на том, что самое замечательное в полотне – это пейзаж. На картине – самая ранняя весна, очевидно, март, или самое начало апреля, мокрый, тающий снег, смешивающийся с дорожной грязью (о, эти вечные российские дороги!), лужи, рыжие от глины и песка, голые деревья, которые еще даже не пробуждаются к весне, низкие облака, возможно моросит дождь, но чуть-чуть пробивается солнечный свет. Как это всем нам знакомо. Достаточно выглянуть в окно в соответствующее время года – и вот оно, то самое состояние природы, когда еще чуть-чуть, и зимние оттепели превратится в весеннюю капель.
          Между прочим, сам Шварц полагал, что пейзажи ему никогда не удаются, и изо всех сил старался избегать их в своих работах. Но в «Вешнем поезде» он действительно превзошел себя. Большим поклонником этой картины стал даже сам Стасов, который вообще-то был очень жестоким критиком по отношению к тому, что ему не нравилось. Но от «Вешнего поезда» и он был в восторге:
      «Картина была не только поразительно верная по сюжету, типам и всем подробностям. Она была блестяща по исполнению, тонкому и изящному; она передавала с великим мастерством старые, по-своему поэтические и своеобразные краски русского пейзажа»
      К сожалению «Вешний поезд» оказался последней значительной работой в творчестве Шварца. В том же 1868 году у него обострилось заболевание почек, которое в то время называли «бронзовая болезнь», поскольку цвет лица больного становился темно-коричневым (сейчас она называется бользнью Аддисона; это хроническая недостаточность коры надпочечников которые вырабатывают недостаточное количестов гормонов, прежде всего кортизола; впервые описана английским врачом Томасом Аддисоном в 1855 году; чаще всего ее причиной являются генетические отклонения), и в следующем, 1869 году Шварц умер. Это было в начале весны, 29 марта. Ему был 31 год, и он был на пороге настоящего художественного прорыва…
      P.S. Завершив «Вешний поезд», Вячеслав Шварц сочинил стихи:
      Кончена моя картина:
      “Едет царь с своей женой.
      Скачет конная дружина
      За четою молодой”.
        Все очень конкретно, и никакого обличительного пафоса
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments