nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

УИЛЬЯМ ХОГАРТ. КАРЬЕРА ПРОСТИТУТКИ

         В марте 1729 года Уильям Хогарт, молодой подмастерье королевского художника сэра Джеймса Торнхилла, признанного мастера монументальной и исторической живописи и члена парламента, тайком сочетался с младшей дочерью своего наставника мисс Джейн Торнхилл. Все было организовано исключительно скромно, потому что жених очень боялся, что отец невесты заподозрит его в корысти, ведь он еще не успел достичь признания и материального благополучия, достаточного для того, чтобы содержать молодую супругу, выросшую в достатке и даже в роскоши.
         Хогарту очень хотелось найти свой путь в искусстве. Поначалу он отдавал все свои силы гравюре, но как раз после женитьбы решился наконец заняться живописью. Художнику нравились так называемые жанровые портреты, нечто среднее между неофициальным портретом и жанровой сценкой, когда конкретная модель изображалось в привычной и типичной для нее среде.
         Хогарт делал довольно много зарисовок и набросков, фиксируя все, что касалось ему интересным и перспективным с точки зрения дальнейшего использования в своих работах. Так в один прекрасный день он забрел в дом к проститутке (молодожен, ведомый исключительно художественным интересом) и сделал набросок с изображением дамы «с пониженной социальной ответственностью» и ее служанки.
           Приятели Хогарта оценили рисунок (похоже, Уильям не единственный туда захаживал) и посоветовали развить тему. Уильям охотно последовал их совету, и довольно быстро создал цикл из шести картин под названием «Карьера проститутки». Кстати, первоначальный набросок лег в основу третьей картины.
           Вдохновение художника подстегнула и литературная новинка, настоящий бестселлер образца
1722 года, роман «Молль Флендерс» Даниэля Дефо. Сейчас мы помним его по большей части как создателя бессмертного «Робинзона Крузо», но на английских читателей первой половины 18 века именно «Молль Флендерс» произвела впечатление культурного шока. Впрочем, понять почему это книга оказалась столь популярной легко, если прочесть краткое содержание романа, которое укладывается всего в несколько строк. Писатель предварил им основной текст книги:
           «Печали и радости Молль Флендерс, рожденной в Ньюгейтской тюрьме, разнообразная жизнь которой составила шестьдесят лет, не считая детства, которая двенадцать лет была шлюхой, пять раз женой (из них один раз — собственному брату), двенадцать лет – воровкой, восемь лет провела в ссылке в Виргинии, наконец разбогатела, жила честно и умерла в раскаянии».
           Судя по всему Хогарта, как и большинство его современников, вдохновили именно те 12 лет Молль Флендерс, которые она провела в качестве проститутки. Он даже назвал свою героиню Молль в честь героини романа. Но вот фамилию Молль из серии Хогарта получила другую – Хэкебаут, в честь реальной проститутки Кейт Хэкебаут, сестры известного бандита Френсиса Хэкебаута, повешенного все в том же 1730 году. Сама Кейт в тогда же была арестована по обвинению в содержании борделя, и эта часть истории тоже нашла отражение в серии Хогарта. Кстати, имя, которое дал своей героине Дефо означает «фламандская потаскушка», якобы это был псевдоним, под которым скрывалась реальная женщина, записки которой Дефо лишь обработал и опубликовал в формате романа. Но Хогарт вспомнил, что имя Молль может в английском языке быть и сокращением от Мэри. Так что героиню его серии официально можно именовать Мэри Хэкебаут.
           К сожалению, картины Хогарта, которые вызвали настоящий ажиотаж в лондонском обществе, до нас не дошли. Но гравюры, которые художник выпустил, когда понял, что сюжет пользуется спросом, сохранились в изрядном количестве. Так что именно несчастной Молль Хэкебаут художник обязан своим успехом, признанием и материальным благополучием, а еще и тем, что сэр Джеймс Торнхилл в конечном итоге примирился с выбором дочери, принял зятя и даже впоследствии упомянул его в своем завещании.
           Итак, серия Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» состоит из шести отдельных композиций:

  1. «В ловушке сводницы»;

  2. «Ссора с евреем-покровителем»;

  3. «Арест»;

  4. «Сцена в Брайдвелле»;

  5. «Умирает, пока доктора спорят»;

  6. «Похороны».

      Каждую из сцен Хогарт снабжает огромным количеством деталей, в которых содержатся дополнительные подробности и намеки, позволяющие читать каждую из гравюр как настоящую главу из книги жизни несчастной Молль Хэкебаут. Именно эта многозначительность и принесла гравюрам Хогарта такую популярность. Кроме того публике нравились узнаваемые реальные детали быта, известные люди, которыми Хогарт щедро населял свои назидательные композиции.
      Итак, в первой гравюре (главе) юная Молль приезжает из провинции в столицу. Она – швея, о чем свидетельствуют ножницы и игольник, висящие на ее руке. В правом углу гравюры на земле лежит ее багаж: сундук, коробка, перевязанная бечевкой, и дохлый гусь в плоской хозяйственной сумке с ручками. Все это только что выгрузили из дилижанса, пассажиры которого отправляются дальше. На сундуке – ее инициалы “M” и “H”, а к гусю привязана записка «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне». Судя по всему, этой так называемой кузиной является содержательница борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм), которая осматривает Молль словно скаковую лошадь. Очевидно, что девушку отправил в Лондон (и, вероятно, оплатил проезд) некий вербовщик, связанный с Матушкой Нидэм. Мертвый гусь символизирует  наивность и доверчивость Молль, а падающая груда кастрюль в левом углу гравюры, которые задела лошадь священника, обозначает грядущее «падение» девушки.
      Действие происходит в конкретном месте – перед входом в гостиницу Белл Инн на Чипсайд в Лондоне. Из дверей гостиницы выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и обслуживающий его сутенёр Джон Гурлей. Судя по всему, Чартерис будет первым клиентом Молль, который и лишит ее невинности.
      Следующая глава истории во второй гравюре повествует о карьерном взлете Молль. Она – содержанка богатого торговца-еврея, который оплачивает ее дорогую квартиру с полным комплектом всевозможных благ: штофные обои, картины на стенах, ценная мебель, модные наряды, косметика, расторопная молодая служанка и мальчик-слуга из Вест-Индии, а также обезьянка как гламурный аксессуар и маска с маскарада, которая обозначает, что хозяин не отказывает своей любовнице в развлечениях. При этом Молль изменяет своему постоянному любовнику с более молодым и шустрым кавалером, которого выпроваживает служанка, пока Молль отвлекает торговца, перевернув стол и разбив посуду, осколки которой разбросаны по полу.
      В третьей гравюре серии мы видим, что карьера Молль стремительно покатилась под откос (возможно, ее любовник выгнал ее, уличив в постоянных изменах). Она живет в убогой комнате, главным предметом обстановки которой является кровать с балдахином. Ее служанка теперь – грубая немолодая особа из бывших проституток, больная сифилисом. Вместо модной обезьянки компанию Молль теперь составляет обычная дворовая кошка, причем ее поза дополнительно подчеркивает сущность ремесла девицы. Над изголовьем кровати висят розга и шляпа ведьмы, которые показывают, что Молль со своими клиентами практикует ролевые игры и садомазохизм.
      На стене под окном прикреплены два портрета: преступника Мэкки Мэкхита (Мэкки Ножа) из «Оперы нищих» и государственного деятеля Уильяма Сачеверелла, видимо это кумиры Молль, а выше на подоконнике стоят две склянки с лекарствами от сифилиса, показывая, что и ее не миновала профессиональная болезнь проститутки. Наверху, на раме кровати лежит коробка из-под парика, надпись на которой свидетельствует о том, что она принадлежит известному бандиту Джеймсу Далтону, который был повешен в 1730 году. Судя по всему, у Молль была с ним любовная связь, либо он был ее постоянным клиентом.
      В комнату входят представители власти – судья сэр Джон Гонсон и трое вооружённых помощников шерифа. Они собираются арестовать Молль либо за содержание притона, а возможно и за воровство. На это намекают дорогие часы в руках у проститутки, которыми она хвастается перед служанкой. Вероятно она украла их у клиента, либо же это подарок Далтона, который отобрал дорогую вещь у кого-то из своих жертв.
      Четвертая часть истории представляет Молль Хэкебаут в тюрьме Брайдвелл. Она лишилась остатков своих модных туалетов (жена тюремщика отбирает у нее платье, а служанка надевает чулки и туфли), а тюремщик заставляет Молль работать – отбивать пеньку, которая позднее пойдет на веревку для виселицы. Художник представляет различные типы обитателей тюрьмы: шулера с собакой, одетого как джентльмен, у ног которого лежит разорванная дополнительная карта, выпавшая из его рукава, ребёнка, возможно, страдающего синдромом Дауна, которого видимо задержали за воровство, беременную негритянку, и нескольких женщин. К позорному столбу поставлен еще один мужчина, а над его головой назидательная надпись: «Лучше работать, чем так стоять». Вероятно, этот заключенный работать отказался. Любопытно, что в тюремном помещении мужчины, женщины и дети находятся вместе, а тюремщик и его семья составляют им постоянную компанию. В этом можно усмотреть даже намек на то, что все люди в той или иной мере несвободны в своей жизни, кем бы они ни были.
      Вероятно, Молль провела в заключении всего несколько месяцев, поскольку следующая, пятая, гравюра уже показывает ее смертельно больной в своей комнатушке. Прежде всего мы узнаем, что у нее есть сын, мальчик лет двух-трех. Ребенок, еще не очень осознающий, что происходит вокруг, сидит на полу у огня и выбирает вшей из своих волос. В камине варится какая-то еда в маленькой кастрюльке, а по полу разбросаны обрывки рецептов и разбитые склянки из-под лекарств, показывающие бессмысленность усилий докторов по лечению сифилиса. В правом нижнем углу – гора угля, а рядом с угольной лопаткой – грелка, которую отбросили за ненадобностью. В центре композиции двое докторов Ричард Рок (слева) и Джин Мизобин (справа), которые ведут дискуссию о методах лечения, пока Молль находится при смерти. Цветущая прежде девушка превратилась в призрака в саване. Ее служанка пытается ее ободрить и одновременно увещевает квартирную хозяйку, роющуюся в сундуке Молль, чтобы выбрать что-то пригодное из ее убогих пожитков. Надо полагать, что Молль изрядно задолжала за квартиру. Трещины на стенах, обвалившаяся штукатурка и общий беспорядок подчеркивают атмосферу убогости и безнадежности.
      И, наконец, последняя, шестая часть истории – похороны Молль Хэкебаут. Героиня присутствует на гравюре в качестве мертвого тела в гробу, надпись на крышке которого свидетельствует о том, что она умерла 2 сентября 1731 года в возрасте 23 лет. Женщина в правом нижнем углу гравюры, возможно, сводница Молль, заламывает руки, изображая горе, однако, она сильно пьяна, и это пьяные слезы, которые ничего не стоят. Степень ее опьянения подчеркивает ухмыляющаяся бутылка с бренди. Товарки Молль, пришедшие на похороны, используют ее гроб вместо барной стойки. Одна из проституток крадет носовой платок у кавалера, который ее утешает, другая прихорашивается у зеркала, несмотря на то, что ее лицо тоже уже отмечено сифилитической язвой. Над открытым гробом Молль одна из девиц демонстрирует подругам свой больной палец.
В левом углу композиции картинно благочестивый пастор проливает свой бокал с бренди, поскольку держит руку под юбкой у девицы, сидящей рядом с ним. Девушка при этот выглядит вполне удовлетворенной.
В самом центре гравюры маленький сын Молль беспечно играет под столом, на котором стоит гроб с телом его матери. Он еще не способен осознать происшедшее, и, похоже, также в конечном итоге обречен на гибель.
На заднем плане, на стене с потрескавшейся штукатуркой висит герб, на котором изображен шеврон с тремя затычками, что символизирует льющийся в бокалы присутствующих бренди, пролитый напиток пастора и последний вздох Молль.
      Хогарт лично выполнил 1240 наборов из шести гравюр серии, которые продавались подписчикам за 1 гинею за комплект. Когда популярность серии привела к появлению пиратских копий, то художник в 1734 году добился судебного запрета на бесконтрольное тиражирование своей работы (и не было необходимости  принимать для этого специальный закон о пиратстве в сфере авторского права).         Спустя несколько лет Хогарт выпусти еще две подобных назидательно-развлекательных серии гравюр по своим картинам: «Карьера мота» и «Модный брак».
      К сожалению, первоначальные живописные картины серии «Карьера проститутки» погибли при пожаре в аббатстве Фонтхилл, доме Уильяма Бекфорда в Уилтшире, в 1755 году. Оригинальные гравировальные пластины серии тем не менее уцелели и были проданы вдовой Хогарта Джону Бойделлу в 1789, а затем еще несколько раз меняли владельцев (сохранились ли они до нашего времени, мне выяснить не удалось).
      История «Карьеры проститутки» Уильяма Хогарта оказалась странным образом закольцованной. Источником вдохновения художника был роман Даниэля Дефо, а сам графический цикл в свою очередь послужил основой для скандального романа Джона Клеланда «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех». Автор написал книгу в 1747-48 годах, вероятно, для того, чтобы избежать долговой тюрьмы. Некоторые эпизоды «Фанни Хилл» напрямую пересекаются с первыми тремя гравюрами цикла (приезд Фанни в Лондон, знакомство с сутенершей, жизнь в качестве содержанки в богатом доме, сцена с флагелляцией). Правда, финал романа Клеланда оказался гораздо более оптимистичным, поскольку в отличие от Молль Хэкебаут, Фанни Хилл нашла свою любовь и вышла замуж, счастливо избежав профессиональных опасностей и болезней.
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments