
В марте 1729 года Уильям Хогарт, молодой подмастерье королевского художника сэра Джеймса Торнхилла, признанного мастера монументальной и исторической живописи и члена парламента, тайком сочетался с младшей дочерью своего наставника мисс Джейн Торнхилл. Все было организовано исключительно скромно, потому что жених очень боялся, что отец невесты заподозрит его в корысти, ведь он еще не успел достичь признания и материального благополучия, достаточного для того, чтобы содержать молодую супругу, выросшую в достатке и даже в роскоши.
Хогарту очень хотелось найти свой путь в искусстве. Поначалу он отдавал все свои силы гравюре, но как раз после женитьбы решился наконец заняться живописью. Художнику нравились так называемые жанровые портреты, нечто среднее между неофициальным портретом и жанровой сценкой, когда конкретная модель изображалось в привычной и типичной для нее среде.
Хогарт делал довольно много зарисовок и набросков, фиксируя все, что касалось ему интересным и перспективным с точки зрения дальнейшего использования в своих работах. Так в один прекрасный день он забрел в дом к проститутке (
Приятели Хогарта оценили рисунок (
Вдохновение художника подстегнула и литературная новинка, настоящий бестселлер образца



Судя по всему Хогарта, как и большинство его современников, вдохновили именно те 12 лет Молль Флендерс, которые она провела в качестве проститутки. Он даже назвал свою героиню Молль в честь героини романа. Но вот фамилию Молль из серии Хогарта получила другую – Хэкебаут, в честь реальной проститутки Кейт Хэкебаут, сестры известного бандита Френсиса Хэкебаута, повешенного все в том же 1730 году. Сама Кейт в тогда же была арестована по обвинению в содержании борделя, и эта часть истории тоже нашла отражение в серии Хогарта. Кстати, имя, которое дал своей героине Дефо означает «фламандская потаскушка», якобы это был псевдоним, под которым скрывалась реальная женщина, записки которой Дефо лишь обработал и опубликовал в формате романа. Но Хогарт вспомнил, что имя Молль может в английском языке быть и сокращением от Мэри. Так что героиню его серии официально можно именовать Мэри Хэкебаут.
К сожалению, картины Хогарта, которые вызвали настоящий ажиотаж в лондонском обществе, до нас не дошли. Но гравюры, которые художник выпустил, когда понял, что сюжет пользуется спросом, сохранились в изрядном количестве. Так что именно несчастной Молль Хэкебаут художник обязан своим успехом, признанием и материальным благополучием, а еще и тем, что сэр Джеймс Торнхилл в конечном итоге примирился с выбором дочери, принял зятя и даже впоследствии упомянул его в своем завещании.
Итак, серия Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» состоит из шести отдельных композиций:
- «В ловушке сводницы»;
- «Ссора с евреем-покровителем»;
- «Арест»;
- «Сцена в Брайдвелле»;
- «Умирает, пока доктора спорят»;
- «Похороны».

Итак, в первой гравюре (главе) юная Молль приезжает из провинции в столицу. Она – швея, о чем свидетельствуют ножницы и игольник, висящие на ее руке. В правом углу гравюры на земле лежит ее багаж: сундук, коробка, перевязанная бечевкой, и дохлый гусь в плоской хозяйственной сумке с ручками. Все это только что выгрузили из дилижанса, пассажиры которого отправляются дальше. На сундуке – ее инициалы “M” и “H”, а к гусю привязана записка «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне». Судя по всему, этой так называемой кузиной является содержательница борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм), которая осматривает Молль словно скаковую лошадь. Очевидно, что девушку отправил в Лондон (и, вероятно, оплатил проезд) некий вербовщик, связанный с Матушкой Нидэм. Мертвый гусь символизирует наивность и доверчивость Молль, а падающая груда кастрюль в левом углу гравюры, которые задела лошадь священника, обозначает грядущее «падение» девушки.
Действие происходит в конкретном месте – перед входом в гостиницу Белл Инн на Чипсайд в Лондоне. Из дверей гостиницы выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и обслуживающий его сутенёр Джон Гурлей. Судя по всему, Чартерис будет первым клиентом Молль, который и лишит ее невинности.

В третьей гравюре серии мы видим, что карьера Молль стремительно покатилась под откос (возможно, ее любовник выгнал ее, уличив в постоянных изменах). Она живет в убогой комнате, главным предметом обстановки которой является кровать с балдахином. Ее служанка теперь – грубая немолодая особа из бывших проституток, больная сифилисом. Вместо модной обезьянки компанию

На стене под окном прикреплены два портрета: преступника Мэкки Мэкхита (Мэкки Ножа) из «Оперы нищих» и государственного деятеля Уильяма Сачеверелла, видимо это кумиры Молль, а выше на подоконнике стоят две склянки с лекарствами от сифилиса, показывая, что и ее не миновала профессиональная болезнь проститутки. Наверху, на раме кровати лежит коробка из-под парика, надпись на которой свидетельствует о том, что она принадлежит известному бандиту Джеймсу Далтону, который был повешен в 1730 году. Судя по всему, у Молль была с ним любовная связь, либо он был ее постоянным клиентом.
В комнату входят представители власти – судья сэр Джон Гонсон и трое вооружённых помощников шерифа. Они собираются арестовать Молль либо за содержание притона, а возможно и за воровство. На это намекают дорогие часы в руках у проститутки, которыми она хвастается перед служанкой. Вероятно она украла их у клиента, либо же это подарок Далтона, который отобрал дорогую вещь у кого-то из своих жертв.

Вероятно, Молль провела в заключении всего несколько месяцев, поскольку следующая,


В левом углу композиции картинно благочестивый пастор проливает свой бокал с бренди, поскольку держит руку под юбкой у девицы, сидящей рядом с ним. Девушка при этот выглядит вполне удовлетворенной.
В самом центре гравюры маленький сын Молль беспечно играет под столом, на котором стоит гроб с телом его матери. Он еще не способен осознать происшедшее, и, похоже, также в конечном итоге обречен на гибель.
На заднем плане, на стене с потрескавшейся штукатуркой висит герб, на котором изображен шеврон с тремя затычками, что символизирует льющийся в бокалы присутствующих бренди, пролитый напиток пастора и последний вздох Молль.
Хогарт лично выполнил 1240 наборов из шести гравюр серии, которые продавались подписчикам за 1 гинею за комплект. Когда популярность серии привела к появлению пиратских копий, то художник в 1734 году добился судебного запрета на бесконтрольное тиражирование своей работы (и не было необходимости принимать для этого специальный закон о пиратстве в сфере авторского права). Спустя несколько лет Хогарт выпусти еще две подобных назидательно-развлекательных серии гравюр по своим картинам: «Карьера мота» и «Модный брак».
К сожалению, первоначальные живописные картины серии «Карьера проститутки» погибли при пожаре в аббатстве Фонтхилл, доме Уильяма Бекфорда в Уилтшире, в 1755 году. Оригинальные гравировальные пластины серии тем не менее уцелели и были проданы вдовой Хогарта Джону Бойделлу в 1789, а затем еще несколько раз меняли владельцев (сохранились ли они до нашего времени, мне выяснить не удалось).
История «Карьеры проститутки» Уильяма Хогарта оказалась странным образом закольцованной.
