nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ФОРТУНА КОНСТАНТИНА СОМОВА
      Константин Сомов в отличие от очень многих своих коллег-художников имел счастливое детство. Его отец Андрей Иванович Сомов служил хранителем коллекций в Эрмитаже, он собирал произведения Брюллова и Федотова, изучал их творчество и мог часами рассказывать о художниках благодарным слушателям, среди которых был и его сын. Мать будущего художника была талантливым музыкантом. Семья жила в достатке, Сомовы довольно часто выезжали за границу. В Париже Константин побывал в первый раз с родителями, когда ему еще не исполнилось и девяти лет.
      Сомов учился в знаменитой петербургской гимназии Карла Мая, там его близким другом стал Александр Бенуа, будущий основатель «Мира искусства». Рисовал Константин с детства и, окончив в 1888 году гимназию, решил поступать в Академию художеств, что вызвало только одобрение у его родителей. Особенно бурно радовался отец. Он вообще называл своего сына гением, чем немало того смущал. Андрей Иванович даже надстроил над квартирой мастерскую с большим окном, дававшим полуверхний свет, для Константина. К сожалению, мастерская не отапливалась, и работать там можно было только летом, когда Сомовы обычно уезжали за город.
      В 1897 году Константин окончил Академию художеств и отправился в Париж, где присоединился к своим друзьям Александру Бенуа, Льву Баксту, Евгению Лансере. Помимо собственно работы над картинами и посещением выставок, молодые художники устраивали пикники на лоне природы, ездили на прогулки в Версаль.
      Вернувшись в Петербург, Сомов продолжал жить с родителями вплоть до 1909 года, когда его отец погиб, попав под экипаж на Дворцовой площади. Только после этого он обзавелся собственным жильем, уступив большую родительскую квартиру семье своей сестры Анны Андреевны Михайловой. В своем новом жилище Сомов создал совершенно необычную атмосферу, окружив себя предметами старинной мебели и фарфоровыми статуэтками, которые он очень любил. Хозяйство у него вела некая дама, которая, как отмечали все бывавшие у Сомова дома, была похожа на ведьму и внешне и по характеру.
      Сомов никогда не был женат, у него не было детей. Самыми близкими ему людьми была семья его сестры, а потом племянника, Евгения Михайлова. Сейчас уже не принято замалчивать то, что Константин Сомов был гомосексуалистом, как и многие из его друзей, как и вообще многие из талантливейших людей эпохи Серебряного века. Нетрадиционной сексуальной ориентацией отличался, например, Сергей Дягилев, основатель «Русских сезонов» в Париже, и его роман со знаменитым танцором Вацлавом Нижинским в то время не для кого не был тайной.
      Сомов был человеком застенчивым и замкнутым, с посторонними он общался очень неуверенно, мил и любезен был только в обществе близких друзей. Он дружил, кроме Александра Бенуа, дишь с Нувелем, Яремичем, Нуроком, Добужинским, то есть людьми из круга «Мира искусства».
      Сомов активно участвовал в выставках новых художественных объединений. Еще в 1899 году представил несколько своих работ на первой выставке «Мира искусств», а в 1903 – в первой выставке «Союза русских художников». В январе 1914 года Сомов получил звание академика, и его творчество, таким образом, было признано официально.
      Политические события начала 20 века практически не затронули мирный уклад жизни Константина Сомова. В своих дневниках он почти не упоминает о Первой мировой войне, но Февральскую революцию 1917 года художник встретил с энтузиазмом, хотя об Октябрьской революции и приходе к власти большевиков только вскользь упомянул.
      В первые годы Советской власти жизнь Константина Сомова практически не изменилась. Он, в отличие от многих своих коллег по цеху, не бедствовал. С новой властью художник открыто не ссорился, но и служить ей не захотел. Он отказался преподавать в преобразованной Академии художеств, не принимал участие ни в каких комиссиях и организациях, но и за границу уезжать не собирался. В 1919 году в Третьяковской галерее прошла выставка, посвященная пятидесятилетию Сомова.
      Сомов отправился за границу в 1923 году практически против собственной воли. Его попросили сопровождать в Америке Выставку русского искусства. Художник выехал через Москву и Ригу в Лондон, затем на пароходе отправился в Нью-Йорк.
      В Нью-Йорке Сомов познакомился с композитором Рахманиновым и его семьей. В июне 1924 года он отправился в Париж, в сентябре снова вернулся в Нью-Йорк. В 1925 году Сомов окончательно решил перебраться во Францию. Первое время он жил на ферме в Нормандии, а затем, в 1928 году купил себе квартиру в Париже.
      В 1932 году умер близкий друг (любовник) Сомова, М.Г.Лукьянов, и художник остался практически в полной изоляции. Он не бедствовал, но былой славы уже не имел. В Париже 1930-х годов никто не помнил имени некогда знаменитого русского художника. Сомов скоропостижно скончался в Париже 6 июня 1939 года в полной безвестности.
Tags: биографии, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments