nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИСААК ЛЕВИТАН. МАРТ

         У художника Исаака Левитана была невероятно бурная личная жизнь Летом 1894 года со своей подругой (любовницей) Софьей Кувшинниковой он гостил в имении своих друзей Ушаковых в Островно, где познакомился с Анной Турчаниновой и тремя ее дочерями Варварой, Софьей и Анной. У художника завязался бурный роман с новой знакомой, который усугубился еще и тем, что в Левитана влюбилась старшая дочь Турчаниновой, Варвара.
         Свидетельницей начального этапа этих отношений была Татьяна Щепкина-Куперник (в 1894 году ей было 20 лет), которая оставила краткое описание этой истории:
         «…Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника /Ивана Николаевича Турчанинова/, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живёт знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (С. П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки… И вот завязалась борьба.
        Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма… Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной…
        Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни...»
         Для художника все кончилось разрывом с Кувшинниковой и переездом в имение Турчаниновых Горка, в полутора километрах от Островно. Левитан прожил там два месяца – август и сентябрь, а ранней весной 1895 года снова вернулся в Горку. За это время влюбленная Турчанинова распорядилась построить для художника двухэтажный дом-мастерскую на берегу ручья, разделявшего территорию имения (интересно, как она объяснила эту стройку мужу), поскольку в самой усадьбе не было достаточно больших комнат, чтобы там можно было работать над картинами. Эту мастерскую в шутку называли «синагогой»
         Именно в Горке в марте 1895 года Исаак Левитан и создал одну из самых известных и замечательных своих картин – «Март». Художник написал ее полностью с натуры за несколько сеансов без предварительных этюдов. В работе ему помогала младшая дочь Турчаниновых Анна, которая помогала Левитану носить ящик с красками, слушала его восторженные излияния о красотах природы и с любопытством наблюдала, как создается картина.
         Левитан работал на заднем дворе усадьбы, часть стены главного дома с навесом над задним крыльцом занимает узкую полосу в правой части полотна. Это был двухэтажный деревянный дом, уже довольно ветхий, с мезонином, стены которого были частично окрашены в бледно-желтый цвет.
         Еще сентябре 1894 года Левитан написал картину «Осень. Усадьба», где также изображен задний фасад главного усадебного дома, который отчасти скрыт за деревьями рощи. Вероятно, этот дом в окруженииосин, берез и сосен чем-то завораживал Левитана, причем он предпочел изображать именно его непарадную сторону.
       Конечно, говорить о сюжетном содержании пейзажа довольно бессмысленное занятие, но композиция построена так, что некая повествовательность и даже конфликт в ней все же присутствует. В центре полотна помещена гнедая лошадь, впряженная в дровни. Она стоит смирно, греясь на солнце (известно, что лошадку звали Дианка), и можно сказать, что она находится на границе между наступающей весной и уходящей, но отчаянно цепляющейся за последние сугробы, зимой. Справа – задняя стена усадебного дома, освещенная уже теплым солнцем, перед которой лежат тающие сугробы, слева – темные сосны, от которых на подчеркнуто холодный снег ложатся синие тени. Ветки осин с их светлыми, почти прозрачными стволами активно тянутся вверх, к солнцу. И это движение ввысь подчеркивает расположенный в самой верхней точке одного из деревьев белый скворечник, своего рода конечная точка композиции.
         Проселочная дорога, песчаная или глиняная, придает картине определенную динамику, и также разделяет «холодную» и «теплую» части полотна.
         «Март» кажется настолько музыкальным полотном, что восприимчивый зритель способен, будто воочию услышать звуки природы – звон капели, крики птиц, шумное дыхание лошади. А еще при наличии богатого воображения можно почувствовать запах тающего снега и уже нагревающейся под ярким весенним солнцем почти теплой земли.
         Сам Левитан писал, что «…картина… - это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». И он, в отличие от многих своих коллег по цеху, умел «наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать».
        Исследователи полагают, что именно написанные в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень» являются наиболее яркими образцами импрессионизма в творчестве Левитана. В «Марте» можно увидеть присущую импрессионизму «нервность и пастозность мазка», однако в нем отсутствует «импрессионистическая случайность», но это вообще характерно для русского импрессионизма в целом. Красочный слой художник намеренно положил неравномерно: для изображения снега он использовал рельефные мазки, небо было написано более гладким слоем, а в некоторых других местах пол тонким слоем краски даже проступает фактура холста.
         У Левитана не так много по-настоящему радостных, мажорных картин, и «Март», без сомнения – это один из лучших подобных образцов его творчества (еще одна его мажорная композиция – «Золотая осень» - также была написана в Горке – видимо, там Левитан был по-настоящему счастлив, хоть и недолго).
         Одновременно с «Мартом» также в Горке Левитан создал ещё одну картину «Весна. Последний снег». Известно, что некоторое время она находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина, но в настоящее время её местонахождение неизвестно, сохранился только одноимённый этюд.
         «Март» уже в 1896 году был куплен Павлом Третьяковым, и с того времени находится в собрании Третьяковской галереи.
         P.S. Усадьба  Горка до настоящего времени не сохранилась. В 1904 году сгорел дом-мастерская, «синагога» Исаака Левитана. В 1914 году Турчаниновы продали имение купцу Аггею Маркову. А еще через несколько лет уже после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром, по-видимому, в результате поджога. А какой бы мог быть чудесный музей…

       
       
         
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments