nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И В ИСКУССТВЕ

СВЯТАЯ НАТАЛИЯ, или ИДЕАЛЬНЫЙ БРАК

         Были такие времена, когда имя Наташа было, чуть ли не самым популярным в русскоязычной среде. В любом коллективе, начиная от группы в яслях или детском саду, можно было встретить даже не одну, а нескольких Наташ (в моем школьном классе, например, их было целых четыре). Но если помнить о том, что подобные имена берут свое начало в святцах, то ясно, что любому из них должна соответствовать святая, а иногда даже несколько. И вот святая Наталия для меня всегда была большой загадкой, ведь ее история несколько выходит за рамки стандартной биографии христианской мученицы. Для церкви она имеет особый статус «бескровной мученицы», то есть такой, которая умерла не от физических страданий, а от внутренних душевных переживаний. Но обо всем по порядку.
         Итак, Наталия жила на рубеже III и IVвека (точная дата не установлена) в городе Никомедии в Малой Азии (сейчас турецкий Измит). Это место, расположенное на берегу Мраморного моря, в те времена считалось весьма престижным курортом.Там построили свои виллы и загородные дворцы и поместья многие высокопоставленныелица Древнего Рима. Сама будущая святая родилась в богатой и знатной семье, возможно христианской семье, поскольку ее имя означает «рожденная в день Рождества Христова».Примерно в 305 году ее выдали замуж за достаточно влиятельного местного чиновника по имени Адриан, который был начальником судебной палаты.
         Адриан был убежденным язычником, а Наталия – тайной христианкой. И, похоже, что обет целомудрия она не давала, поскольку семейная жизнь у нее складывалась довольно благополучно, хотя ее и огорчало то, что муж не собирался отказываться от язычества. Но пользуясь его служебным положением, Наталия имела возможность посещать тюрьмы столько, сколько хотела, и это позволяло ей помогать своим собратьям-христианам.
         Однажды в Никомедию. решил заехать даже сам император Галерий Максимиан. Ему требовалось отдохнуть и расслабиться после очередной победы в очередной войне, а также он собирался устроить в этом курортном раю новый тур гонений на христиан. Подобные шоу всегда повышали рейтинг действующей власти в Древнем Риме, а здесь еще и появилась возможность совместить приятное в виде отдыха на теплом море с полезным делом укрепления государственной языческой веры.
         Для начала император организовал в Никомедии пышный языческий праздник. Он расставил по всему городу золотые статуи языческих богов и жертвенники и собрал толпу горожан. Кульминацией праздника было орошение публики жертвенной кровью. Но тут случилось нечто неожиданное: разалелась грандиозная гроза с громом, молниями и ливнем. Началась всеобщая паника, в толпе было затоптано много людей, а сам император в панике бежал. Но, судя по всему, он воспринял это происшествии как своеобразный «знак борьбы», которую он должен вести с непокорными христианами.
         Пик гонений пришелся на Рождество. В рождественскую ночь в местных христианских храмах были сожжены около двадцати тысяч христиан (не представляю, как можно было организовать это грандиозное аутодафе, не рискуя поджечь весь остальной город, хотя императору, возможно было без разницы, кого сжигать).
         Затем Галерий Максимиан повелел схватить еще 23 христиан (очевидно, это все, кто уцелел после рождественских пожаров), подвергнуть их пыткам, а затем как-нибудь пооригинальнее казнить. В силу своих должностных обязанностей допросы христиан вел именно Адриан, он же руководил пытками.
       И тут с ним произошел психологический перелом. Его потрясло насколько стойко христиане переносят пытки, и насколько крепка их вера, которую не могут поколебать даже физические страдания. Он начал расспрашивать у них о Христе и в конечном счете уверовал. Любопытно, что вера его родной жены Наталии, которая также была христианкой, не произвела на него никакого впечатления (если он, конечно, об этом вообще с ней разговаривал). Адриан внезапно почувствовал, что его души коснулась Божия благодать и что он осознал божественную истину. Ни с кем не посовветовавшись, Адриан заявил, что он теперь христианин, что он уверовал во Христа и готов умереть за Него. После такого заявления, его бывшие подчиненные заковали Адриана в цепи и бросили в темницу, которой прежде он сам заведовал.
         Реакция Наталии на это событие была, мягко говоря, нестандартной. Она жутко обрадовалась, во-первых, тому, что ее муж уверовал во Христа, а во-вторых, что его ожидает скорая и мученическая кончина(похоже, что их семейная жизнь отнюдь не была идиллией). Воспользовавшись старыми связями, Наталия проникла к мужу в темницу, начала целовать его оковы, а заодно рассказала ему об ожидающем его вечном блаженстве в обществе Иисуса. По преданию, она сказала Адриану: «Господин мой, когда ты предстанешь перед Богом, умоли Его, чтобы и мне скоро последовать за тобой и не разлучаться с тобой в блаженной вечности».
         Перед казнью Адриана отпустили на выходные домой (ничего себе, гуманные римские законы),чтобы он увиделся с близкими и, возможно, его бы отговорили от христианства. Увидев мужа, Наталья испугалась и жутко расстроилась, поскольку решила, что он передумал быть христианином и мученически умирать.
         Но Адриан успокоил супругу, сообщив, что он всего лишь пришел попрощаться и немного  укрепить дух перед грядущим испытанием. Эти разговоры несколько насторожили Наталию, которая начала сомневаться, что ее муж сможет выдержать пытки и казнь и не откажется от Христа.
         Чтобы получить некоторые гарантии крепости веры Адриана, Наталия отправилась к новому начальнику тюрем и уговорила его разрешить ей присутствовать при пытках и казни ее мужа (такое впечатление, что она собиралась лично контролировать процесс, который явно доставлял ей удовольствие). Судя по всему, она-то как раз себя христианкой не объявляла, и ей поучаствовать в пытках в качестве жертвы никто не предлагал, а сама она не стала присоединяться к мужу (неужели ей бы не пошли на встречу, если бы она решила умереть за Христа вместе с Адрианом).
        Семь дней Наталия наблюдала за истязаниями своего мужа, а когда ему должны были раздробить ноги молотом, вызвалась лично их придержать (чтобы не сбежал). При этом она истово молилась об укреплении Адриана и прочих христиан в вере перед лицом испытаний. Когда палачи раздробили колени Адриана, она подложила им под молот еще и его правую руку, чтобы раздробили и ее. А когда, наконец, Адриан был казнен, она уговорила палачей отрезать эту руку, пальцы на которой оказались сложёнными в крестном знамении, и отдать ее ей на память.
         Руку мужа дома Наталия положила в ларец и молилась перед ней, а вот все остальное согласно римским законам было положено сжечь, так как христиане как вероотступники считались государственными преступниками.
         Вскоре по всей Римской империи распространилась информация о том, что Наталия стала вдовой, причем вдовой богатой, поскольку имущество Адриана конфисковано не было (судя по всему о том, что и она христианка тоже, так никто и не узнал), после чего начались к ней начали свататься вполне достойные кавалеры.
        Тут Наталия начала молитьГоспода и своего мужа Адриана помочь ей остаться вдовой и не выходить второй раз замуж (без Божией помощи она, вероятно не находила в себе достаточно сил, чтобы отказывать женихам). Два года она как-то держалась, но потом сам император приказал ей выйти замуж хоть за кого.Этим кем-то оказался богатый римский военачальник.
Тогда Наталия решила бежать из Никомедии. С собой она взяла самое ценное – ковчег с рукой Адриана, затем тайно села на корабль (вероятно, ей было все равно куда плыть, главное чтобы побыстрее). Но ее потенциальный жених на своем корабле бросился в погоню.  
        Наталия истово молилась Богу о защите, и тогда разразился морской шторм с жутким ливнем, после его корабль ее преследователя отстал и скрылся из виду. Но шторм не смолкал, и Наталия продолжиламолить Господа и своего мужа о помощи. И тут грозовое небо пронзил луч, в котором Наталия узрела Адриана. Она почувствовала радость, поскольку убедилась, что ее муж (не без ее деятельной помощи) достиг Царствия Небесного, слышит ее молитвы и помогает ей.
      В конечном итоге корабль Наталии пристал к берегу где-то в Вифинии (административным центром которой и была Никомедия). Она довольно долго скиталась и скрывалась по окраинам (мотелям) в окрестностях города. Как-то ей удалось связаться с местными христианам и от них она узнала, что останки ее супруга и тех христиан, что были казнены вместе с ним, все-таки не были сожжены.
        Ее рассказали, где находятся тела, и Наталия отправилась, туда открыла ковчег и соединила руку Адриана с остальными частями его тела. После этой эксгумации, Наталия почувствовала, что ее силы уже на исходе, а душевные переживания полностью ее истощили. Наталия начала молиться о том, чтобы Адриан помог ей поскорее умереть, и последовать за ним в Царствие Небесное. Похоже, она довольно быстро получила желаемое, и умерла прямо возле места, где были похоронены останки ее мужа и его товарищей по несчастью.
        Несмотря на то, что память мученицы Наталии отмечают не только в православии, но и в католицизме, а ее мощи хранятся в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане, мне не удалось найти примеров ее изображения в западно-европейском искусстве. На русских иконах ее принято изображать в богатом платье с крестом или свитком в руке, часто в обществе супруга Адриана. Иногда изображение может быть дополнено сценами из ее жизни.
       P.S. В православии Адриан и Наталия считаются покровителями брака, поскольку их супружеские отношения, в которых на первом месте была любовь к Богу, считаются идеальными для христиан.
     P.P.S. Существует поверье, что женщинам, носящим имя Наталия, нельзя выходить замуж во второй раз, поскольку во втором браке они никогда не будут счастливы.
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments