
Были такие времена, когда имя Наташа было, чуть ли не самым популярным в русскоязычной среде. В любом коллективе, начиная от группы в яслях или детском саду, можно было встретить даже не одну, а нескольких Наташ (в моем школьном классе, например, их было целых четыре). Но если помнить о том, что подобные имена берут свое начало в святцах, то ясно, что любому из них должна соответствовать святая, а иногда даже несколько. И вот святая Наталия для меня всегда была большой загадкой, ведь ее история несколько выходит за рамки стандартной биографии христианской мученицы. Для церкви она имеет особый статус «бескровной мученицы», то есть такой, которая умерла не от физических страданий, а от внутренних душевных переживаний. Но обо всем по порядку.
Итак, Наталия жила на рубеже III и IVвека (точная дата не установлена) в городе Никомедии в Малой Азии (сейчас турецкий Измит). Это место, расположенное на берегу Мраморного моря, в те времена считалось весьма престижным курортом.Там построили свои виллы и загородные дворцы и поместья

Адриан был убежденным язычником, а Наталия – тайной христианкой. И, похоже, что обет целомудрия она не давала, поскольку семейная жизнь у нее складывалась довольно благополучно, хотя ее и огорчало то, что муж не

Однажды в Никомедию. решил заехать даже сам император Галерий Максимиан. Ему требовалось отдохнуть и расслабиться после очередной победы в очередной войне, а также он собирался устроить в этом курортном раю новый тур гонений на христиан. Подобные шоу всегда повышали рейтинг действующей власти в Древнем Риме, а здесь еще и появилась возможность совместить приятное в виде отдыха на теплом море с полезным делом укрепления государственной языческой веры.
Для начала император организовал в Никомедии пышный языческий праздник. Он расставил по

Пик гонений пришелся на Рождество. В рождественскую ночь в местных христианских храмах были сожжены около двадцати тысяч христиан (не представляю, как можно было организовать это грандиозное аутодафе, не рискуя поджечь весь остальной город, хотя императору, возможно было без разницы, кого сжигать).
Затем Галерий Максимиан повелел схватить еще 23 христиан (очевидно, это все, кто уцелел после рождественских пожаров), подвергнуть их пыткам, а затем как-нибудь пооригинальнее казнить. В силу своих должностных обязанностей допросы христиан вел именно Адриан, он же руководил пытками.

Реакция Наталии на это событие была, мягко говоря, нестандартной. Она жутко обрадовалась,

Перед казнью Адриана отпустили на выходные домой (ничего себе, гуманные римские законы),чтобы он увиделся с близкими и, возможно, его бы отговорили от христианства. Увидев мужа, Наталья испугалась и жутко расстроилась, поскольку решила, что он передумал быть христианином и мученически умирать.
Но Адриан успокоил супругу, сообщив, что он всего лишь пришел попрощаться и немного укрепить дух перед грядущим испытанием. Эти разговоры несколько насторожили Наталию, которая начала сомневаться, что ее муж сможет выдержать пытки и казнь и не откажется от Христа.
Чтобы получить некоторые гарантии крепости веры Адриана, Наталия отправилась к новому начальнику тюрем и уговорила его разрешить ей присутствовать при пытках и казни ее мужа (такое впечатление, что она собиралась лично контролировать процесс, который явно доставлял ей удовольствие). Судя по всему, она-то как раз себя христианкой не объявляла, и ей поучаствовать в пытках в качестве жертвы никто не предлагал, а сама она не стала присоединяться к мужу (неужели ей бы не пошли на встречу, если бы она решила умереть за Христа вместе с Адрианом).

Руку мужа дома Наталия положила в ларец и молилась перед ней, а вот все остальное согласно римским законам было положено сжечь, так как христиане как вероотступники считались государственными преступниками.
Вскоре по всей Римской империи распространилась информация о том, что Наталия стала вдовой, причем вдовой богатой, поскольку имущество Адриана конфисковано не было (судя по всему о том, что и она христианка тоже, так никто и не узнал), после чего начались к ней начали свататься

Тут Наталия начала молитьГоспода и своего мужа Адриана помочь ей остаться вдовой и не выходить второй раз замуж (без Божией помощи она, вероятно не находила в себе достаточно сил, чтобы отказывать женихам). Два года она как-то держалась, но потом сам император приказал ей выйти замуж хоть за кого.Этим кем-то оказался богатый римский военачальник.
Тогда Наталия решила бежать из Никомедии. С собой она взяла самое ценное – ковчег с рукой Адриана, затем тайно села на корабль (вероятно, ей было все равно куда плыть, главное чтобы побыстрее). Но ее потенциальный жених на своем корабле бросился в погоню.
Наталия истово молилась Богу о защите, и тогда разразился морской шторм с жутким ливнем, после его корабль ее преследователя отстал и скрылся из виду. Но шторм не смолкал, и Наталия продолжиламолить Господа и своего мужа о помощи. И тут грозовое небо пронзил луч, в котором Наталия узрела Адриана. Она почувствовала радость, поскольку убедилась, что ее муж (не без ее деятельной помощи) достиг Царствия Небесного, слышит ее молитвы и помогает ей.

Ее рассказали, где находятся тела, и Наталия отправилась, туда открыла ковчег и соединила руку Адриана с остальными частями его тела. После этой эксгумации, Наталия почувствовала, что ее силы уже на исходе, а душевные переживания полностью ее истощили. Наталия начала молиться о том, чтобы Адриан помог ей поскорее умереть, и последовать за ним в Царствие Небесное. Похоже, она довольно быстро получила желаемое, и умерла прямо возле места, где были похоронены останки ее мужа и

Несмотря на то, что память мученицы Наталии отмечают не только в православии, но и в католицизме, а ее мощи хранятся в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане, мне не удалось найти примеров ее изображения в западно-европейском искусстве. На русских иконах ее принято изображать в богатом платье с крестом или свитком в руке, часто в обществе супруга Адриана. Иногда изображение может быть дополнено сценами из ее жизни.

P.P.S. Существует поверье, что женщинам, носящим имя Наталия, нельзя выходить замуж во второй раз, поскольку во втором браке они никогда не будут счастливы.