Часть 1.
Наверное, у каждого, кто любит искусство, есть свой топ-10 или топ-100 самых любимых художников. На вершине моего личного списка трое, и один из них – Константин Коровин. На вопрос, почему не только мне, но и очень многим нравятся картины Коровина, ответить не так уж и сложно. Его работы – яркие и позитивные, в них есть жизнерадостное настроение и праздник. Даже в его ранних картинах, более сдержанных по колориту нет депрессивности, а, скорее, покой и умиротворение.
Но когда начинаешь изучать подробности биографии Константина Коровина, но сразу же поражаешься, насколько различаются творчество и внутренняя жизнь художника.
Начало жизни Константина было на редкость счастливым и благополучным. Он родился в Москве 23 ноября 1861 года в доме своего деда Михаила Емельяновича на Рогожской улице. Михаил Емельянович Коровин, простой владимирский крестьянин из раскольников, смог разбогатеть и к моменту рождения внука числился купцом первой гильдии. Для середины 19 века это был не такой уж редкий случай, очень многие богатейшие люди России, купцы и промышленники происходили из старообрядческой среды.
Михаил Коровин разбогател на извозе, он держал почтовый тракт с целой армией ямщиков, и Константин еще помнил времена, когда деду принадлежала почти вся Рогожская улица. Алексей Михайлович Коровин, отец художника, уже имел университетский диплом и женился на девушке дворянского происхождения, Аполлинарии Ивановне Волковой.
Но некоторые тревожные моменты, связанные с психическим состоянием Константина, проявлялись и в то благополучное для семьи время. Сам художник так писал об этом в своих воспоминаниях: «Я боялся всего, до позднего детства я не мог отойти от своихродителей, слишком нервным и впечатлительным я провел свое детство…»Специалисты предполагают, что эти детские страхи художника имели явное невротическое происхождение.
В 1870-е годы, когда управление семейным бизнесом перешло к Алексею Михайловичу, финансовое положение семьи ухудшилось, и Коровины практически разорились. Впрочем, это было связано не столько с неудачами Алексея Михайловича, сколько с тем, что ямщиков стали вытеснять железные дороги, которые особенно активно строились в это время по всей России. Возможно, Коровин-дед, с его отменной деловой хваткой смог бы как-то перестроить свой бизнес, но отцу Константина это оказалось не по силам.
Чтобы как-то содержать семью, Алексей Коровин устроился учетчиком на фабрику в подмосковных Мытищах, и семья из огромного купеческого особняка перебралась в деревенскую избу в Подмосковье. Вообще-то юному Константину там очень нравилось, и он с большим удовольствием вспоминал жизнь в Мытищах. А вот его отец, не выдержав бесплодной борьбы с нищетой, в 1881 году покончил с собой. Это была первая трагедия в жизни будущего художника, которая без сомнения отразилась и на его психике, и на всей его будущей жизни.
С детства Константин хорошо рисовал, в чем не было ничего удивительного, поскольку живописные опыты его родителей хвалили передвижники Л.Каменев и И.Прянишников, бывавшие еще в доме деда Коровина. Первым в 1872 году в московское Училище поступил старший брат Константина, Сергей, чей талант уже в юности отмечали его наставники. А в 1875 году туда пришел и Константин, которому в то время было всего четырнадцать лет.
Константин учился в мастерской А.Саврасова, его однокашниками были И.Левитан, М.Нестеров, А.Рябушкин, А.Головин. С конца 1870-х годов Коровин начал выставляться на ученических выставках в Училище, и его первые опыты отмечались медалями и премиями.
В 1882 году Саврасова, который регулярно страдал запоями, уволили из Училища, а Коровин, оставшись без любимого наставника, решил сменить место учебы и отправился в Петербург, в Академию художеств. Но академизм, царивший в стенах Академии (а чего еще там можно было ожидать), отпугнул молодого художника, и в том же году он вернулся в Москву. Пейзажный класс в Училище вел теперь В.Поленов, и новое отношение к живописи, которое он предлагал, пришлось Коровину по душе. Именно после занятий у Поленова он обрел свою неповторимую индивидуальность.
В 1885 году Поленов познакомил Коровина с Саввой Мамонтовым и ввел в абрамцевский кружок. Год спустя Мамонтов предложил Константину, уже окончившему Училище со званием «неклассного художника», оформлять спектакли Частной оперы. С этого времени Коровин довольно много работал в театре. В 1888 году вместе с Мамонтовым, оплатившим поездку, Коровин попал за границу.
В Абрамцеве Коровин подружился сначала с Врубелем, а позже, зимой 1890 года с Валентином Серовым. Тогда они вместе обитали в мастерской Мамонтова. Эта дружба продлилась до конца жизни Серова в 1911 году. Тогда Коровин настолько тяжело переживал эту потерю, что в знак траура не стал праздновать свой полувековой юбилей.
К тому времени Коровин уже фактически был семейным человеком, живя в гражданском браке с Анной Фидлер. В 1888 году умер их старший сын, которому не было и года. Официально они с Анной поженились в 1897 году после рождения их второго сына, Алексея, судьба которого тоже сложилась не слишком счастливо. В возрасте 16 лет Алексей попал под трамвай и лишился обеих ног. С тех пор он регулярно впадал в депрессии, которые заканчивались попытками самоубийства. В конце концов, он все же покончил с собой, но это случилось уже после смерти самого Константина Коровина.
В 1908 году умер любимый брат Константина. Сергей, и эта потеря настолько потрясла художника, что он попал в клинику нервных болезней с острейшим неврозом, который, в конце концов, привел к развитию болезни сердца. О его нервном срыве даже писали в московских газетах.
Время от времени художника преследовали неудачи иного рода, но не менее болезненные для него. В 1914 году во время пожара погибли все декорации, выполненные Коровиным в качестве главного декоратора и художника-консультанта Императорских театров. Позже, когда он уезжал за границу из Советской России, у него похитили часть работ, предназначенных для персональной выставки. Но внешне кахалось, что Константин обладал легким жизнерадостным характером, и все знакомые считали его счастливчиком.
Продолжение следует…