nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ МИРА

ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА

И МУЗЕЯ: ЖИВОПИСНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Часть 8.

КОЛЛЕКЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ ЛУВРА

  По традиции, сложившейся еще в XIX веке, в Лувре существует шесть отделов: живописи и рисунка, Древней Греции и Рима, Древнего Египта, Древнего Востока, западно-европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

  Отдел Древней Греции и Рима был открыт в 1800 году. Основу его составили коллекции Франциска I, Людовика XIII и  Людовика XIV.
    Одна из этих работ - "Артемида-охотница" (IV - нач.II в.до н.э.), принадлежащая резцу мастера круга Леохара. Это римская копия с греческого оригинала, поступившая в королевскую коллекцию еще в XVI веке. Произведение представляет собой один из ранних примеров декоративной парковой скульптуры, предназначенной для кругового обзора, с чем и связана большая пластичность и свобода позы богини охоты.
      В 1807 году Наполеон вывозит из Рима более 200 античных статуй из собрания Боргезе, и хотя большая их часть была впоследствии возвращена, несколько работ остались в Лувре.
   
Далее основные пополнения коллекции шли за счет приобретений различных античных произведений. Наиболее значимое из них - покупка в 1820 "Венеры Мелосской" французским послом в Греции.
      Эту статую нашел крестьянин на острове Мелос, французский посол в Греции маркиз де Ривьер подарил ее Луи Филиппу, позднее она поступила в Лувр, и после реставрации ее начали экспонировать.
      Она была исполнена в конце II в.до н.э., ее автором является мастер Александр или Агесандр из Антиохии. Авторство было установлено по подписи на цоколе статуи, в которой утрачено несколько букв.
    Хотя статуя относится к эпохе расцвета эллинизма, но идея, заложенная в этом произведении, гораздо глубже, чем у большинства эллинистических произведений, где прославляется только красота и чувственность. Художник воспевает здесь и нравственный идеал, недаром именно эта "Венера" становится идеалом женской красоты.
   В середине XIX века секретарь французского посольства в Греции Рампин приобрел голову от конной статуи, а позднее подарил ее Лувру.

       Статуя, называемая по имени первого владельца "Всадник Рампина", относится к эпохе архаики (сер.VI в.до н.э.). Это одна из первых конных статуй. В 1935 английский археолог Пэн нашел на Акрополе фрагменты фигуры всадника и коня (находятся в музее Акрополя) и доказал принадлежность к ним луврской головы.
  Статуя была воздвигнута в честь победителя на конных состязаниях, о чем свидетельствует венок из дубовых листьев на голове юноши.
 Для произведения еще характерна так называемая "архаическая" улыбка, но уже намечается отход от фронтальности, что проявляется в повороте головы. Волосы решены декоративно, что тоже является признаком архаического произведения.

        В 1863 коллекцию Лувра пополнило собрание греческих ваз и терракоты маркиза Кампана ди Кавелли, а в 1869 от Ля Каза получена коллекция римской и греческой бронзы.

 Один из шедевров музея, также относящийся к эпохе эллинизма, это - "Нике Самофракийская" (кон.III - нач.II в.до н.э.). Это произведение, вернее его фрагменты, было найдено в 1863 на острове Самофракия, и в том же году приобретено Лувром. Статуя была сильно повреждена и состояла из 118 кусков. В 1883 году была закончена ее реставрация, и она заняла свое место на лестнице Дарю.

        Поскольку цоколь статуи был сделан из родосского камня в виде носа боевого корабля, предполагается, что она была воздвигнута в честь победы родосского флота над флотом Антиоха III.
       Работу неизвестного мастера отличает исключительный динамизм, экспрессия, и в то же время - монументализм. Скульптура необычайно удачно экспонируется, она выставлена на лестнице на фоне голой стены и эффектно подсвечена снизу прожекторами.

      Из памятников древнеримского искусства прежде всего следует назвать произведения этрусков, и среди них - знаменитый "Саркофаг из Черветери" (ок.500 г.до н.э.). Изготовленный из терракоты, саркофаг представляет собой пиршественное ложе, на котором возлежит супружеская пара. В руках персонажей были пиршественные кубки, впоследствии утраченные. Об архаизме в работе скульптора говорят тонкие улыбки на губах мужчины и женщины, а также схематическая передача ног. Скульптура была раскрашена, для оформления ложа используются декоративные принципы.

        В целом, собрание скульптуры Греции и Рима дает представление об эволюции античного мира, начиная от II тыс.л.до н.э. и до римских портретов эпохи императора Константина.

       Отдел Древнего Египта, или Египетский музей был основан в 1826 году. Его первым хранителем стал Франсуа Шампольон, создатель египтологии как науки.

       Интерес к египетскому искусству возник после египетских походов Наполеона I, тогда же Шампольон заинтересовался тайной Розеттского камня (в настоящее время хранится в Британском музее), на котором был приведен текст параллельно и на древнеегипетском и на древнегреческом языках. Путем остроумных сопоставлений Шампольону удалось перевести иероглифы.

                   
              Франсуа Шампольон                                   Розеттский камень

       В начале 1820-х Шампольон побывал в Египте и тогда же он приобрел у английского консула в Египте Сальта коллекцию египетской скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
       Одно из наиболее известных произведений из этого собрания - так называемая "Голова из коллекции Сальта". Предположительно, она датируется эпохой XVIII династии (1580 - 1314 гг.до н.э.). Хотя реализм и портретность скульптуры указывает на работу мастера Древнего царства, но те же черты, только еще более остро выраженные, присущи и произведениям Амарнского периода. Кроме того, на эту эпоху указывает и дырочка в мочке уха, предназначенная для серьги; известно, что серьги появляются в Древнем Египте только после XVIII династии. Подобное произведение сочетает в себе индивидуальные особенности заупокойной маски и некоторую обобщенность, свойственную произведениям Нового царства.
      Затем Шампольон приобретает часть коллекции Дроветти, французского консула в Египте (к сожалению правительство Людовика XVIII упустило возможность приобрести ее целиком).
       Новые пополнения поступают в Лувр благодаря деятельности Франсуа Огюста Мариэтта. В 1850 году французское правительство посылает археолога Мариэтта в Египет с целью собрать в коптских монастырях христианские рукописи. Однако он употребил все средства, отпущенные ему, на раскопки храма Серапеума в Мемфисе.
      Мариэтт нашел более 6 тысяч предметов искусства и культуры от XVI до I веков до н.э. Все эти вещи тайно были переправлены в Лувр.
     Среди этих произведений - знаменитый "Луврский писец", или статуя вельможи Каи (V династия, ок.2500 г. до н.э.). Она была найдена в мастабе правителя нома Каи в Саккара, западнее Мемфиса.
        Это ритуальная статуя, предположительно изображающая самого Каи. В гробнице этого вельможи была обнаружена ниша, очевидно, предназначенная для этой статуи. Мастеру удалось сделать действительно реалистический портрет, а не изображение писца вообще. В работе виден характер, скульптор не пытается изобразить идеального героя. У Каи - слегка обрюзгшая фигура человека, не привыкшего к физическому труду, лицо с характерными скулами. Статуя Каи является одним из наиболее ярких памятников эпохи Древнего царства в Египте.

        В 1895 году в Каире был создан Институт Франции, руководивший дальнейшими раскопками в Египте.

        В настоящее время коллекция Египетского отдела содержит более 25 тысяч экспонатов. Это памятники от додинастического периода до эпохи Коптского Египта: каменная, бронзовая, деревянная скульптура и рельефы, предметы быта, погребального культа, папирусы, произведения декоративно-прикладного искусства.

      Отдел Древнего Востока - один из наиболее обширных и важных в Лувре, был открыт в 1881 году, но коллекция начала формироваться раньше. В 1847 году французский консул в Иране Поль-Эмиль Ботта открыл большие рельефы дворца в Хорсабаде.

    Среди находок из Хорсабада (Дур-Шаррукина) одним из наиболее известных является "Крылатый бык Шеду" (кон.VIII в.до н.э.). Быки с человеческими головами фланкировали ворота дворца Саргона II, символизируя божества - хранителей дворца. Шеду являются олицетворением силы и мощи ассирийского царя, скульпторы создают образы исключительного монументального значения. Интересной находкой являются пять ног, которые помогли передать ощущение движения, если смотреть на них сбоку, и в то же время - величественного покоя, если подойти спереди.

       Вещей было найдено так много, что была организована специальная ассирийская секция, хотя до этого предметы ассирийского искусства были размещены в египетском отделе.
       К 1881 году количество памятников возросло не только за счет раскопок и подарков, но и закупок.
       В Сузах, древней столице Элама в 1880-е - 90-е гг. была найдена так называемая "Стела царя Нарамсина" (ок.2270 г. до н.э.), одно из наиболее древних среди произведений искусства Месопотамии. Сюжет произведения связан с одним из победоносных походов царя Нарамсина, внука Саргона Древнего.
   Эта стела считается новым шагом в искусстве Древнего Востока, фигуры персонажей уже не сливаются в единую тяжелую массу, умело схвачены движения персонажей. Кроме того здесь уже появляются элементы пейзажа.
    Также во дворце в Сузах был найден изразцовый фриз, изображающий "Лучников персидской гвардии" (V в. до н.э.). Этих воинов царя Дария древние греки называли бессмертными, поскольку их всегда было ровно 10 тысяч. Техника изразцов была освоена в Древней Персии до совершенства. В ритме и цветовых сочетаниях проявляется любовь персов к декору, все фигуры воинов удивительно похожи, различаются только их костюмы, и все это служит способом подчеркнуть мощь и могущество армии Дария.

        Каталог произведений этого отдела содержит около 78 тысяч экспонатов. Это вещи из государств Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона, Палестины, Финикии, государства хеттов, Урарту, Древнего Ирана.

      Отдел западно-европейской скульптуры.

        В XIX веке считалось, что в музее может быть выставлена только античная скульптура, и поэтому идея создания отдела западно-европейской скульптуры в Лувре была весьма спорной и вынашивалась в течении XIX века. Сначала западно-европейская скульптура экспонировалась вместе с античными произведениями, а с 1800 года - вместе с произведениями декоративно-прикладного искусства.
       Ядро коллекции составили художественные ценности из собрания Королевской академии живописи и скульптуры, которая находилась в Лувре, а во времена Французской революции попала в Музей французской школы в Версале и коллекцию Музея французских памятников Ленуара, в которую входили вещи, изъятые из церквей, разгромленных в период революции, и реквизированные у эмигрантов. В 1817 году Музей французских памятников был упразднен, и его коллекция попала в Лувр.

Из собрания Ленуара в Лувр в числе прочих работ попадают статуи Людовика Святого и Маргариты Прованской (ок.1390), украшавшие прежде портал церкви селестинцев в Париже, построенной Людовиком IX в XIII веке. Статуи были созданы через сто лет после смерти изображаемых, и поэтому моделями послужили Карл V Мудрый и его супруга, королева Жанна Бурбонская. Король держит макет церкви Сен-Шапель, построенной по его приказу, а королева - Библию.
       Готика уже пробуждает интерес к внутреннему миру человека, и поэтому идеализм сочетается с портретным сходством, а складки одежды отражают эмоциональное состояние людей.

История двух других памятников из коллекции Лувра - "Восставшего и Умирающего рабов" Микеланджело (ок.1513) была достаточно сложной и запутанной. Микеланджело создал их для украшения гробницы папы Юлия II. Однако, в связи с переделкой гробницы надобность в них отпала, и они были подарены скульптором Роберто Строцци, в доме которого Микеланджело жил в то время, будучи больным.
      В 1550 года Роберто Строцци отправляет их во Францию, однако, неизвестно, кто был их первым владельцем, Генрих II или коннетабль Франции герцог Анн де Монморанси (архитектор Андруэ Дю Серсо утверждал, что видел эти статуи в замке Экуан, принадлежавшем коннетаблю, в 1578 году). В 1632 году один из потомков герцогов де Монморанси подарил эти статуи кардиналу де Ришелье, который перевез их в свой родовой замок Пуату.
          В 1746 наследники Ришелье привезли статуи в Париж, а после реквизиций 1793-94 гг. они были подарены Александру Ленуару, создателю Музея французских памятников, и уже оттуда перешли в Лувр.
    Ромен Роллан называл эти статуи "самыми совершенными творениями Микеланджело". Символика их до сих пор окончательно не ясна. Это может быть изображением скованных врагов папы, аллегорическим изображением завоеванных папой земель или аллегорией "свободных" и "пластических" искусств.
       "Восставший раб" - символ бунта, кончающегося поражением, а "Поверженный раб" - это отчаявшийся и умирающий человек, несмотря на прекрасное тело и лицо, еще не тронутые тлением, и отгоняющие мысли о смерти.

К 1550-м годам относится скульптура "Дианы-охотницы". Ее авторство сначала приписывалось Гужону, затем Жермену Пилону, его ученику, а позднее стали считать, что это неизвестный мастер, работавший под влиянием школы Фонтенбло, оплота маньеризма во Франции XVI века. "Диана-охотница" украшала въезнные ворота замка Ане, построенного Филибером Делормом для Дианы де Пуатье. Поэтому считается, что скульптор придал своей героине черты Дианы де Пуатье, одной из самых красивых француженок XVI века, любовницы Генриха II.

Скульптурная группа "Три грации" (1559) Жермена Пилона также попала в Лувр из собрания Ленуара. Она была исполнена по заказу Екатерины Медичи для церкви селестинцев в Париже. Три грации или три добродетели поддерживают урну с сердцем Генриха II.
       Жермен Пилон в своих ранних произведениях, к которым и относится эта скульптурная группа, копирует стиль своего учителя Гужона, следуя традициям классического французского Ренессанса.

        В 1820-х годах в музей перевезли много скульптурных работ XVI и XVII веков из дворцов и парков Сен-Клу, Фонтенбло и Версаля.

    Одним из таких произведений был "Милон Кротонский" Пьера Пюже. В 1682 году Людовик XIV заказывает скульптору эту группу для Версаля, хотя Пюже, работавший в Марселе и в Тулоне, и не имел признания двора. Группа не понравилась королю, но все же была установлена в Версальском парке, откуда впоследствии и была перенесена в Лувр.
    Барочная экспрессивность работы Пюже, не соответствовавшая официальной классицистической строгости и сдержанности, действительно не могла понравиться Людовику XIV. Работы Пюже всегда отличали правдивость и эмоциональность, а сюжет работы навевает аналогии с борьбой против официального искусства.

        С 1850 года в Лувр начинает поступать средневековая скульптура. В этом большая заслуга археолога Лаборда. Эти работы привозятся из собора монастыря Сен-Дени, других средневековых церквей и монастырей, а также поступают в качестве приобретений и даров из частных коллекций.
              В результате археологических изысканий и реставрации собора монастыря в Каррьер-Сен-Дени, в Лувр попало ретабло из храма этого монастыря (вт.пол.XII века). Ретабло - это заалтарный образ, который помещался на восточной стене в глубине алтаря. Первые ретабло появляются в Испании эпохи Реконкисты, когда перед деревянным триптихом воздвигали походный алтарь. В луврском ретабло в центре - Богоматерь с младенцем, по сторонам - сцены Благовещения и Крещения. Интересны картины с изображением Иерусалима, первые попытки изобразить город в средневековом искусстве.

Одним из самых интересных скульпторов Франции XIX века является Жан-Батист Карпо. В 1860-е годы он получил заказ на исполнение скульптурной группы для оформления фасада здания "Гранд-Опера" архитектора Гарнье. Первоначально он делает композицию "Лирическая драма", но Гарнье остался неудовлетворенным, тогда Карпо создает группу "Танец" (1861-69). Эта композиция представляет гения, летящего над танцующими девушками. Произведение исключительно экспрессивно, скульптору удалось передать и движение, и ощущение легкости, праздника, мимолетного счастья.
       Однако группа не понравилась прессе, поскольку не соответствовала академическим канонам, и поэтому газеты начали кампанию, чтобы убрать ее с фасада театра. Война 1870 года приостановила это мероприятие, и "Танец" остался на месте. Впоследствии группа была перенесена в Лувр, а на фасаде установлена ее точная копия.

        Собрание Лувра содержит более 2 тысяч произведений, и лучше всего представлена французская школа от XII до XIX века.

Продолжение следует...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments