nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ КОНСТАНТИНА КОРОВИНА

Часть 2.

         А вот карьера Константина Коровина как художника действительно складывалась необычайно удачно. В 1894 году вместе с Серовым Коровин совершил путешествие на Русский Север, итогом которого стала совершенно новаторская серия картин, принесшая ему славу и признание. Он часто бывал в Париже и подолгу там жил и работал. Его охотно выставляли передвижники,  и в то же время он считался одним из столпов «Мира искусства», начав выставляться у Дягилева еще в 1898 году на Выставке русских и финляндских художников, с которой собственно и начался «Мир искусства».
         В 1897 году Коровин купил имение «Охотино» неподалеку от Переславля-Залесского, где устроил себе мастерскую и работал каждое лето. Рядом с ним поселился на собственной даче один из его близких друзей, певец Федор Шаляпин.
         В 1900 году по проекту Коровина были построены павильоны Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже, за что художник был награжден орденом Почетного легиона. С 1901 года вместе с Серовым он возглавил жанрово-портретную мастерскую в московском Училище, а среди его учеников были М.Сарьян, К.Петров-Водкин, Н.Сапунов, К.Юон, И.Машков. С 1911 года Коровин был назначен главным декоратором императорских театров. В 1916 году художник занимался проблемами светомаскировки для русской армии, участвовавшей в первой мировой войне.
         Но за этим внешним благополучным фасадом скрывались очень серьезные странности, которые отмечали в поведении Коровина все, кто начинал с ним общаться более тесно. Вот что писал о нем его близкий друг Федор Шаляпин:
         «Суеверный человек Коровин! Забавно было видеть как этот тонкий остроглядящий и все глубоко постигающий художник до смехотворного ужаса боится… бацилл. Уезжая на охоту или рыбную ловлю, спокойнейшим образом залезает спать в грязнейшие углы изб, и ничего – не боится заразы. А когда к нему в Москве придет с холоду мальчишка, шмыгающий носом. Коровин, испуганный, вне себя закричит:
         - Не подходи близко!..
         И приказывает слуге немедленно принести одеколону… Чтобы установить во всей, так сказать, сложности художественный хаос его «хозяйства», достаточно заглянуть в его чемодан. В любое время – теперь, пять лет назад, десять, двадцать. Удивительно, как все это может сочетаться. Полуоткрытая коробка сардинок с засох шей в углу от времени сардинкой, струны от скрипки или виолончели, удочка, всевозможные краски, в тюбиках и без тюбиков, пара чулок, очки, оторванные почему-то каблуки от сапог, старые газеты, нанесенные на бумагу отрывочные записи, гуммиарабик или синдетикон, засохший василек, банка с червями,  тоже уже с засохшими, - словом… И не дай бог, если кто-нибудь ненароком переместит сардинки или червяков…»
         Похожие воспоминания о Константине Коровине оставила и Наталья Поленова, дочь художника Василия Поленова:
         «Мастерская его была большая комната, абсолютно пустая. Посредине стоял стол, а которым он ратовал, направо в углу кровать, небрежно покрытая одеялом, налево была какая-то куча, из разных вещей, очевидно, та традиционная куча, о которой мне рассказывала мама. Из этой кучи доставалось все: и краска, и вакса, и фрачная рубашка, и сапоги. Мама рассказывала, как они зашли утром к Коровину, он спал во фраке, и тут же отправился с ними, приведя себя в порядок тем, что он извлек из кучи головную щетку, причесал вихры, переменил рубашку и почистил сапоги ваксой – и все это находилось в куче».
         После революции жизнь художника резко изменилась. Коровин не смог найти себя при новой власти, он лишился имения «Охотино», его выселили из квартиры на Мясницкой в Москве, и, в конце концов, он принял решение уехать из России. Формальным поводом для отъезда послужила необходимость лечения его сына Алексея.
         В 1922 году Коровин покинул страну (ему помог уехать Анатолий Луначарский) и обосновался в Париже. Основной его деятельностью в этот период было оформление спектаклей, он сотрудничал со многими крупнейшими театрами мира, но особых доходов это занятие не приносило. Постоянная занятость в театрах мешала художнику заниматься живописью, отчего он очень страдал. В последние годы жизни он находил утешение в сочинении автобиографических рассказов, весьма ностальгических по настроению.
         Коровин умер в 1939 году в полном забвении в одной из парижских богаделен спустя месяц после начала Второй мировой войны, и был похоронен на кладбище Биянкур, откуда его прах в 1950 году перенесли на знаменитое кладбище Сен-Женевьев-дю-Буа.
         Современные психиатры полагают, что знаменитая «куча из разных вещей» была проявлением подсознательного страха художника не иметь нужного предмета под рукой, если понадобится. Но при этом степень его фобии была столь значительной, а ее проявления столь вычурными, что можно было говорить о наличии у Коровина шизотипического расстройства с элементами бреда. Есть предположение, что обострение именно этого заболевания и привело художника в московскую клинику доктора Майкова в 1908 году. Признаком определенных проблем с психикой считают также и наличие «бессознательного» компонента в художественном творчестве Константина Коровина.
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments