nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Часть 2.
      В 1890 году Серов жил в мастерской Саввы Мамонтова, где опять судьба свела его с Михаилом Врубелем. Там же он познакомился и подружился с Константином Коровиным, который стал его близким другом и художественным единомышленником. С Коровиным Серов совершил в 1894 году свое знаменитое путешествие на Север России.
      Поскольку семья молодого художника, в которой уже появились дети (у Серова было 6 детей: старшая и младшая дочери – Ольга и Наталья, и четверо сыновей – Александр, Георгий, Михаил и Антон), жила в очень скромном достатке, Серов начал писать на заказ портреты и вскоре стал самым модным портретистом своего времени. В его мастерскую стояли очереди из богатейших людей России, хотя художник ни разу не польстил своим моделям. Серов не отказывался писать и членов царской семьи, которые вскоре стали его постоянными заказчиками. В отличие от многих художников, также работавших на заказ, Серова это занятие не раздражало, а наоборот подстегивало, давало дополнительный импульс его творчеству. И, надо признать, что многие из этих заказных работ оказались весьма значительными и даже этапными в творчестве художника.
      Но в то же время Серов «проникся сознанием определенной закономерности того, что работа – мучительный процесс», он сам писал, что каждый портрет для него «целая болезнь». Бесконечное производство заказных портретов превратилось со временем в настоящую гонку, истощая силы художника и приводя его на грань нервного срыва. По старой (и. вероятно, вечной) русской традиции Серов восстанавливался с помощью алкоголя, и его пристрастие к выпивке в какой-то момент превратилось уже в натуральную зависимость. Известно также, что художника постоянно мучала экзема, а, как известно, первопричиной хронических кожных заболеваний очень часто являются тяжелые психические переживания и нервные перегрузки.
      С 1897 года Серов преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, сначала он вел натурный класс, а затем руководил портретной мастерской. Художник не чуждался новых тенденций в русском искусстве, он стал членом «Мира искусства», и пользовался там большим уважением.
      Но люди, хорошо знавшие Серова утверждали, что общение с ним представляло порой большую сложность. Его называли «недоступным», поясняя, что художник был человеком мнительным и недоверчивым, который очень неохотно сближался с кем бы то ни было. Надо полагать, что частично причиной этого было очень непростое детство Валентина, его постоянные разлуки с матерью и ее чрезмерная требовательность к сыну, граничащая с фанатизмом.
      Есть еще очень странное свидетельство Александра Бенуа:
«<к 1899 году Серов>… превратился в того “убежденного” гомосексуалиста, которым он оставался до старости, совратив даже в свою веру и приятеля Сомова…»
      Честно говоря, больше никаких подтверждений того, что Серов предпочитал однополую любовь, я не встречала. По крайней мере тот факт, что после 1899 у него родилось еще двое детей (Антон в 1901 и Наталья  в 1908), в отцовстве по отношению к которым художник нисколько не сомневался, предполагает, что по крайней мере он должен был быть бисексуален. А что касается совращения Константина Сомова, то все его окружение в «Мире искусства» (Нурок, Нувель, Философов, Дягилев, возможно, Бакст) могло этому поспособствовать, так что там могли прекрасно обойтись и без Валентина Серова. К тому же выражение «до старости» кажется довольно странным, если учесть, что на момент смерти Серову было всего 46 лет.
      В 1905 году Серов стал свидетелем разгона демонстрации рабочих казаками. Жестокость войск его потрясла, и художник после этого участвовал во встрече политзаключенных, выпущенных из таганской тюрьмы, был на строительстве баррикад и на похоронах Баумана. В том же году он отказался от звания академика живописи, и навсегда поссорился с Репиным, который уговаривал его не делать этого. С того же года он перестал выполнять портретные заказы царской семьи. Позднее он отказался и от преподавания в Училище в знак протеста против того, что московский градоначальник не допустил до занятий в нем скульптора А.Голубкину.
      Осенью 1911 года Серов, как всегда заваленный работой, отправился отдохнуть в Домотканово. Там он принял участие в игре в городки, после чего свалился с сердечным приступом. Он вернулся в Москву, где его мать очень тревожилась, вспоминая, что отец Валентина перед смертью тоже вел себя странно: «Его бравурность меня смущает. Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию…» (Александр Серов умер в возрасте 51 года). К несчастью она оказалась права. Ранним утром 22 ноября 1911 года Серов, спешивший на портретный сеанс, неожиданно упал и умер от приступа стенокардии.Серов был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
       Однозначных психиатрических диагнозов Серову никогда не ставили и в клиниках «от нервов» он не лечился, но, тем не менее, и у него были существенные проблемы, если не с психикой, то с нервами. И очень может быть, что их первопричиной было его неспокойное детство, когда он фактически был лишен любви и внимания родителей.
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments