nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИСКУССТВОВЕД  ИЛИ ИСТОРИК ИСКУССТВА:
ОДНО И ТО ЖЕ ИЛИ ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ      

        Искусство – весьма обширная область для исследователя. В учебных планах предмет, который изучают будущие специалисты по искусству, именуется «история и теория искусства», из чего следует, что эти два понятия вполне можно разделить. Соответственно, можно предположить, что историк искусства – это специалист по истории искусства, а искусствовед – по теории. Или, если говорить проще, историк искусства знает кто, что и когда написал или построил, а искусствовед – зачем он это сделал.

Антон Рафаэль Менгс. Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана. ок.1755 (Первый профессиональный историк искусства

                                                            в современном понимании)
      
            Но на самом деле и история, и теория искусства являются составными частями одной большой общей научной дисциплины – искусствознания или искусствоведения, причем в ней существует еще и третий компонент, художественная критика. И, по сути, эти дисциплины не принято особо разделять. Никто не может заниматься только историей искусства, изучать творчество какого-нибудь художника, не пытаясь включать его в общехудожественный контекст, понять к какому художественному направлению он принадлежал, что внес нового в искусство, а что позаимствовал у предшественников. Точно также и специалист по теории искусства должен опираться на конкретные произведения, которые это самое искусство и составляют, а значит иметь представление и об их авторах.
        Целенаправленно изучать историю искусства начали только в эпоху Возрождения, хотя некоторые элементы систематизации сведений о римских и греческих памятниах, а также анализ представлений об искусстве, можно найти и в произведениях античных историков и философов.
         Но все же первым европейским искусствоведом можно считать итальянского художника и теоретика Джорджио Вазари. В середине 16 века он напечатал свое многотомное «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (первое издание – 1550 г., второе – 1568г.), где поместил биографии и краткое описание творчества всех более-менее заметных художников Италии, начиная с 14 века и до середины века 16. В 1604 году в Голландии вышло в свет подобное издание, которое его автор, художник Карл ван Мандер назвал «Книгой о художниках». Он, так же, как и Вазари, собрал в своем труде биографии и краткое описание творчества всех наиболее примечательных художников Нидерландов и Германии 15-16 веков.
         В этих первых искусствоведческих трудах нет особого разделения на биографическую и теоретическую части, история жизни художника представлена тесно связанной с его творчеством. Вероятно, это был и остается самый разумный подход к изучению искусства.
         И, несмотря на некоторые различия значений, понятия «историк искусства» и «искусствовед» фактически являются синонимами, обозначая профессию, связанную с познанием искусства, его оценкой и объяснением для широкой публики.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments