ОДНО И ТО ЖЕ ИЛИ ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ

Антон Рафаэль Менгс. Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана. ок.1755 (Первый профессиональный историк искусства
Но на самом деле и история, и теория искусства являются составными частями одной большой общей научной дисциплины – искусствознания или искусствоведения, причем в ней существует еще и третий компонент, художественная критика. И, по сути, эти дисциплины не принято особо разделять. Никто не может заниматься только историей искусства, изучать творчество какого-нибудь художника, не пытаясь включать его в общехудожественный контекст, понять к какому художественному направлению он принадлежал, что внес нового в искусство, а что позаимствовал у предшественников. Точно также и специалист по теории искусства должен опираться на конкретные произведения, которые это самое искусство и составляют, а значит иметь представление и об их авторах.
Целенаправленно изучать историю искусства начали только в эпоху Возрождения, хотя некоторые элементы систематизации сведений о римских и греческих памятниах, а также анализ представлений об искусстве, можно найти и в произведениях античных историков и философов.


В этих первых искусствоведческих трудах нет особого разделения на биографическую и теоретическую части, история жизни художника представлена тесно связанной с его творчеством. Вероятно, это был и остается самый разумный подход к изучению искусства.
И, несмотря на некоторые различия значений, понятия «историк искусства» и «искусствовед» фактически являются синонимами, обозначая профессию, связанную с познанием искусства, его оценкой и объяснением для широкой публики.