В наши дни книги – это один из самых доступных предметов, который может приобрести любой, лишь бы владелец хотел (и умел) читать. А вот в пятнадцатом веке книги действительно были произведениями искусства и фамильными ценностями, доступными только самым знатным и богатым. Одним из счастливчиков, обладавших приличной библиотекой (300 томов) был герцог Жан Беррийский, третий сын короля Иоанна II Доброго, брат герцога Филиппа Бургундского и короля Франции Карла V, наследовавший за братом Филиппом помимо земельных владений и его библиотеку, а также его мастеров-миниатюристов из Фландрии – братьев Поля, Жана и Эрмана Лимбургов. Ведь в это время печатный станок еще не был изобретен (хотя до его изобретения Иоганном Гутенбергом оставалось всего лет тридцать), и все книги были исключительно рукописными.
В 1410 году Жан Беррийский заказывает братьям Лимбург изготовить очередной Часослов. Это был не первый заказ такого
рода. В 1408-09 годах Лимбурги исполнили «Прекраснейший часослов герцога Беррийского» (Les Très Belles Heures du duc de Berry), ими же были выполнены «Прекрасный Часослов герцога Беррийского» (Les Belles Heures du duc de Berry), «Малый Часослов Жана Беррийского» (Les Petites Heures de Jean de Berry), а также «Большой Часослов герцога Беррийского» (Les Grandes Heures du duc de Berry). Его коллекция религиозных книг превышала по количеству томов даже библиотеку его брата Карла V Мудрого, у которого было около 1000 книг. Так что не удивительно, что герцога Беррийского даже прозвали Королем Часословов (раз уж у него не было шансов стать королем Франции).

Новый заказ был назван «Великолепный Часослов герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry). И это оказалось действительно великолепное произведение искусства, рукописнаякнига с восхитительными миниатюрами. Работа шла почти шесть лет до 1416 года и была прекращена после смерти, как художников, так и заказчика. Однако, хотя герцог Беррийский и Поль Лимбург действительно умерли в 1416 году с разницей в несколько месяцев (по-видимому, причиной их смерти была эпидемия чумы), но вот младшие братья Лимбург, Жан и Эрман, возможно жили и работали до середины 1430-х годов, поскольку только после 1434 года их имена прекращают упоминаться в документах.
Рукопись частично была дополнена анонимным мастером в 1440—1450-х годах. Некоторые исследователи считают, что этим неизвестным художником был Бартоломе д’Эйк. В 1485-1486 годах манускрипт был доработан художником Жаном Коломбом и мастерами из его мастерской по заказу Карла I Савойского, однако и в этом случае некоторые листы остались незавершёнными. А вообще, сначала искусствоведы предполагали, что над «Великолепным часословом» работали по меньше мере 13 художников, а в настоящее время считается, что его авторов было не менее 27.

Переплели ее гораздо позднее, вероятно в 16 веке в первый раз, и в 18 веке – во второй. К середине 19 века это был книжный блок, заключенный в красную сафьяновую обложку размера 300х215 см, состоящий из 31 тетради размером 290х210 мм, в часослове 206 листов (или 412 страниц), сгруппированных в пять частей, 66 из них имеют иллюстрации целиком во всю полосу, 65 – малые
миниатюры В таком виде рукопись, которая с конца 15 века несколько раз меняла не только владельцев, но и страны, была продана в 1856 году герцогу Омальскому, который поместил шедевр в своем замке Шантийи (в настоящее время государственным музей Конде).

Двенадцать самых известных миниатюр«Великолепного часослова» представляют двенадцать месяцев года, которые характеризуют жанровые сцены, помещенные в архитектурные пейзажи.Часослов всегда предварялся календарем, чтобы владельцу было проще ориентироваться в расписании церковных служб, праздников и т.д.
В «Великолепном часослове» каждая миниатюра цикла «Времена года» увенчивается полукругом (тимпаном), на котором изображена солнечная колесница, управляемая Фебом, также соответствующие данному месяцу знаки зодиака и его градусы. В календаре указаны дни месяца, их продолжительность в часах и минутах, церковные праздники и имена святых, и золотые числа, с помощью которых определялось место календарного года в метоновом цикле (это промежуток времени в 6940 суток, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре, предложенный древнегреческим ученым Метоном в 433 году до н.э.)
Несмотря на то, что подобные календари можно было увидеть во многих часословах, тематика, которую предложили братья Лимбурги оказалась для того времени абсолютно новаторской и с точки зрения тематики, использованной для изображения, и в том, что касается организации композиции, а также художественного и технического исполнения иллюстраций. Все исследователи обращали внимание на то, что иллюстрации по темам можно сгруппировать на две неравномерные группы: сцены из жизни знати (миниатюры «Январь», «Апрель», «Май» и «Август»), и традиционные сельскохозяйственные работы и занятия простых людей(остальные месяцы).
Сразу должна предупредить, что в этом тексте я привожу описания только трех весенних месяцев, все-таки у нас еще только весна начинается. Итак:

«Апрель»: Миниатюра может быть выполнена Жаном Лимбургом (по другой версии – Куртуазным
мастером) На ней изображена сцена из светской жизни –пара молодожёнов обменивается кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей. Предположительно здесь изображено обручение внучки герцога Беррийского Бонны д’Арманьяк и Шарля Орлеанского. Дамы рвут цветы для новобрачных. В качестве фона выступает замок Дурдан, владение герцога или, возможно, Пьерфон. Есть версия, что на миниатюре изображена помолвкаМарии Беррийской с Жаном Клермонским, состоявшаяся в 1400 году. Здесь яркие наряды дам и кавалеров прекрасно смотрятся на фоне нежной зелени и светло-серых стен замка.


Продолжение следует (июнь, июль, август – см. ближе к началу лета)…